logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

345 Воззвание Архиерейского Собора к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви [об отношениях с Русской Зарубежной Церковью] (25-27.10.1990)

Возлюбленные о Господе

Преосвященные архипастыри,

боголюбивые пастыри и все верные чада Русской

Православной Церкви!

Печальное событие, поставившее под угрозу мир в нашей Церкви и ее единство, побуждет нас обратиться к вам с настоящим воззванием.

Не имеющая признания всей Православной Полноты в силу своей антиканоничности, группа епископов, именующая себя Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за гра­ницей, десятилетиями вносившая раздоры среди наших право­славных соотечественников, в рассеянии сущих, посеяла теперь церковную смуту уже на территории нашей страны. Собравшись в канадском городе Мансонвилле, указанный Архиерейский Собор принял два документа: "Положение о приходах свобод­ной Российской Православной Церкви" (2/15 мая 1990 года) и "Послание Архиерейского Собора Русской Православной Цер­кви Заграницей. Верным пастырям и возлюбленной пастве нашей" (3/16 мая 1990 года) [см. Док. 344], значительно уси­ливающие и без того фактически существующее разделение между ними и нашей возлюбленной Матерью – Русской Пра­вославной Церковью. Призывая ее пастырей и паству перейти под их окормление и объявляя о своем намерении поставить на канонической территории Московского Патриархата в нашей стране свою иерархию, они как на причину такого произвола указывают на "окончательно к настоящему времени парализо­ванное, нераскаянное состояние иерархии и клира Московской Патриархии, отступивших от чистоты Православия".

Позже в дополнение к указанным документам Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви обратился с посланием "К верным чадам Русской Православной Церкви, в Отечестве и в рассеянии сущим", в котором, повторяя прежние обвинения в адрес Священноначалия Московского Патриархата, заявляет о своем неприятии решений Поместного Собора, проходившего в Троице-Сергиевой Лавре в июне 1990 года. Так, они отказы­ваются признавать выборы нового Всероссийского Патриарха в качестве "соборного волеизъявления Русской Церкви" и во­обще намекают, что в своих деяниях Собор не был внутренне свободен. Но если весь мир был свидетелем как острых дис­куссий в ходе соборных заседаний, так и напряженного в несколько туров при тайном голосовании процесса выдвижения кандидатов в Патриархи и избрания Предстоятеля Русской Православной Церкви, то, спрашивается, что же тогда свобода и соборность? При этом авторы послания не гнушаются и выпадов личного характера против новоизбранного Святейшего Патриарха, основанных на источниках, которые, с церковной точки зрения, не могут заслуживать доверия...

Обращаясь к появившимся в нашей стране своим последо­вателям, иерархи Русской Зарубежной Церкви предписывают им "не вступать в евхаристическое общение с Московской Патриархией", пока последняя не отречется от Декларации митрополита Сергия и не отстранит от церковного управления иерархов, которым они вменяют в вину "антиканонические и аморальные поступки"...

Как видим, главным пунктом обвинения в адрес иерархии и клира Московского Патриархата выдвигается их связь с Декла­рацией митрополита Сергия, принятой в 1927 году.

По этому поводу мы заявляем, что, отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспо­миная его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжелые для нее годы гонений, мы, тем не менее, вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 года, сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отече­ства эпохи...

Декларация не появилась "неожиданно". Первый ее вариант, получивший известность, в частности, благодаря зарубежным публикациям, стал предметом достаточно широкого обсужде­ния. Что же касается ее варианта, опубликованного в "Извести­ях" в июле 1927 года, то он, будучи принят Временным Патри­аршим Священным Синодом, готовился также не один месяц, и эти приготовления не являлись секретом. Мы вовсе не наме­рены идеализировать этот документ, сознавая и его вынужден­ный характер, и вообще относительную ценность подобных заявлений. Однако со всей определенностью мы обязаны под­черкнуть, что Декларация 1927 года не содержит ничего такого, что было бы противно слову Божию, содержало бы ересь и, таким образом, давало бы повод к отходу от принявшего его органа церковного управления...

При этом недобросовестным измышлением является попыт­ка обвинить митрополита Сергия в том, что он дал повод развернуть репрессии со стороны режима в отношении несог­ласных с ним епископата и клира. Общеизвестно, что духовен­ство Русской Православной Церкви подвергалось репрессиям вовсе не по приговору гласного суда, а в так называемом административном порядке и до Декларации 1927 года. Собст­венно, уже с начала 1918 года на русское православное духо­венство и активных мирян обрушился самый неприкрытый тер­рор именно за их принадлежность к Церкви, который затем по временам то ослабевал, то усиливался, оставив нам память о многочисленных мучениках и исповедниках. Что же касается последующих беззаконий режима в отношении епископов, кли­риков и активных мирян, наибольший размах которых пришелся уже на 30-е годы, то его жертвами явились не только оппози­ционеры митрополиту Сергию, но и в гораздо большем числе (в силу своего явного численного превосходства) его ревност­ные сторонники, включая подавляющее большинство членов Временного Патриаршего Священного Синода...

Нас обвиняют в "попрании памяти святых новомучеников и исповедников". И здесь мы совершенно определенно должны заявить, что в нашей Церкви никогда не прерывалось молитвен­ное поминовение страдальцев за Христа, преемниками которых довелось стать нашему епископату и клиру. Сейчас, чему весь мир свидетель, у нас разворачивается процесс их церковного прославления, который в соответствии с древнецерковной тра­дицией должен быть избавлен от суетного политиканства, по­ставленного на службу меняющимся настроениям времени. Среди других обвинений в адрес епископов и клириков Русской Православной Церкви, являющихся якобы достаточной причи­ной для разрыва с ними евхаристического общения, называют­ся и "подобострастное служение безбожной власти", и "небре­жение в распространении слова Божия", и "искажение таинств", и "подчинение мирским властям", и "отрыв от паствы", и "нрав­ственная распущенность и сребролюбие", и "перемещение ар­хиереев и священников"...

Теперь, оглядываясь уже на совсем недавнее прошлое, мы с благодарностью вспоминаем тех архипастырей и пастырей, которые также, несмотря на свои немощи и человеческие не­достатки, несли крест своего служения с заботой о сегодняш­нем дне нашей Церкви. И лишь болезни и кончина в расцвете сил иных из них служат пока свидетельством их тяжелой борь­бы, которую им приходилось каждодневно вести за это. Однако при этом мы готовы смиренно признать: да, не все в нашей деятельности было безупречным, и мы готовы нести и уже приносим покаяние в своих прегрешениях и на путях возрожда­ющейся соборности исправляем и будем исправлять имеющи­еся недостатки в церковной жизни, связанные с ненормально-стями внешних условий прежнего бытия нашей Церкви...

Так называемый Архиерейский Собор также пытается обви­нить нас в отступлении от Православия. С этой целью он вновь идет на обман, рассчитанный, очевидно, на крайнее невежество читателей своих документов. Так, Русской Православной Церк­ви вменяется в вину участие в деятельности Всемирного Совета Церквей, которому приписывается стремление создать некую "всемирную церковь, объединяющую все ереси и религии". Однако общеизвестно, что ВСЦ совершенно чужда подобная цель. Его задача состоит в содействии экуменическому сотрудничеству между христианскими Церквами, хранящими веру в Единого Бога, во Святей Троице славимого, и в Господа Иисуса Христа как в Единородного Сына Божия – Спасителя мира... Таким образом, участие в деятельности Всемирного Совета Церквей уже в течение нескольких десятилетий всех Поместных Православных Церквей дает им возможность свидетельствовать перед лицом остального христианского мира истинность храни­мой ими веры как залога возможного будущего единства всех христиан. Никакой измены Православию здесь нет, а есть свидетельство о его спасительной красоте перед лицом всего христианского мира...

Авторы послания пишут: "Стоит перед нами и следующий вопрос: может ли иерархия Русской Православной Церкви за границей иметь своих епископов в России, на Русской земле? Мы думаем и верим, что не только может, но и должна". Как на причину этого авторы послания указывают на "множество пи­сем", поступающих к ним от верующих с Родины, просящих "дать им хлеба духовного". "Московская Патриархия, очевидно, – пишут они, – не может сделать этого и потому не имеет права воспрепятствовать нам".

В связи с таким заявлением позволительно спросить: разве в еще совсем недавние, так называемые застойные годы епи­скопы нашей Церкви не прилагали усилий к тому, чтобы в их епархиях открывались новые храмы, пусть даже их число было тогда невелико, чтобы увеличить количество учащихся в духов­ных школах и активизировать приходскую жизнь? Ведь те пере­мены в жизни Церкви, которые мы сейчас наблюдаем, не появились сами по себе, именно тогда они созревали в недрах церковного общества. И теперь, в новых условиях, разве епи­скопат Русской Православной Церкви не имеет попечения об открытии храмов, монастырей и духовных школ там, где в этом имеется потребность? Так, за последние три года образовались тысячи новых приходских общин, начали действовать вновь свыше десятка монашеских обителей, открылось дополнитель­но четыре духовные семинарии и двенадцать духовных учи­лищ...

В связи с этим уместно спросить, как сама иерархия Русской Зарубежной Церкви оценивает состояние своих собственных церковных дел в русском зарубежье? Отметим, что Русская Зарубежная Церковь включает лишь меньшую часть православ­ных выходцев из нашей страны, большинство которых объеди­нены также в приходы Православной Церкви в Америке, Русской Западноевропейской Архиепископии Константинопольского Патриархата и зарубежных епархий Московского Патриархата. Факты свидетельствуют, что Русская Зарубежная Церковь ис­пытывает в последние годы заметный кризис, о чем красноре­чиво говорят многочисленные вакансии в ее приходах в Запад­ной Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Обманом выглядит и упоминание о множестве писем, кото­рые якобы руководство Русской Зарубежной Церкви получает с Родины с просьбой о содействии в устройстве церковной жизни. Нам известно лишь о сравнительно немногочисленной группе мятежных клириков и мирян, заявивших о выходе из ведения Московского Патриархата в зарубежную "юрисдикцию". По долгу пастырской совести мы вынуждены охарактеризовать их состояние как нахождение в духовной прелести. Мы также не исключаем, что в процессе очищения рядов служителей нашей Церкви от скомпрометировавших себя лиц среди них также найдутся желающие перейти в Зарубежную Церковь. История расколов XX века в Русской Церкви свидетельствует о подобной тенденции...

Однако Церковь-Мать долго проявляла снисхождение к сво­им заблудшим сынам, несмотря на то что в тяжкие годы гонений их безответственное поведение углубляло ее раны и увеличи­вало ее мучения. И сейчас мы по-прежнему готовы все понять и все простить. Даже несмотря на то, что руководство Русской Зарубежной Церкви усилило существующее разделение, обра­зуя параллельную иерархическую структуру и способствуя со­зданию своих приходов на канонической территории Москов­ского Патриархата, мы вновь протягиваем им руку, призывая к открытому и честному диалогу по всем вопросам, вызывающим разногласия между нами. В связи с этим мы готовы к проведе­нию в Москве или в любом другом месте широкой дискуссии (в рамках научно-церковной конференции или иным образом) по всем вопросам жизни нашей Русской Православной Церкви в текущем столетии, и особенно в связи с Декларацией 1927 года.

...Мы призываем всех наших православных соотечественни­ков... искать мира и любви между собой, оставив все то, что не может, а следовательно, и не должно служить причиной разде­ления у исповедующих одну спасительную правую веру...

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа. Аминь.

ЖМП. 1991. №2. С. 6-11

346 Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященейшему Виталию, Первоиерарху Русской Православной Церкви Зарубежом [обращение участников Конгресса соотечественников в Москве] (19-31.8. 1991)

"Круглый стол" по вопросу церковно-исторической пробле­матики: "Русская Православная Церковь в XX веке" – Конгресс соотечественников (Москва, 19–31 августа 1991 года) взял на себя смелость обратиться к Главе Русской Православной Цер­кви Святейшему Патриарху Алексию II и Главе части Русской Православной Церкви, находящейся по причине революции за пределами Отечества, Высокопреосвященнейшему митрополи­ту Виталию с настоятельной просьбой без промедления изжить страшную угрозу развития нового раскола в Русской Право­славной Церкви.

Просить обоих иерархов прислать свои делегации, состоя­щие из духовенства и мирян, исполненных добрым намерением приостановить развитие страшного нового бедствия в единой Русской Православной Церкви – раскола. Встретиться не для спора – доказательства правоты одних и заблуждения других, а для того, чтобы благодатию Милости Божией подняться нам выше человеческих суждений и искать того мышления, которое не разъединяет и озлобляет, а врачует изболевшие разъедине­ниями сердца наши, сублимируя и поднимая их до слов Свя­щенного Писания: "Утешайте, утешайте народ Мой".

Раскол – страшнейшее смятение души человеческой. Тем, которым 70 лет внушали, что нет Бога, теперь расколом среди православия продолжается то же самое каиново дело, ибо сказано Спасителем: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"...

Никакая буква закона не должна заграждать православным христианам дорогу к Евхаристической чаше Тела и Крови Гос­подней. Ее изъятие из нашей жизни ослабляет нас, и мы открываем окна и двери своего дома чужеродным, чужеземным, чужеверным ветрам, отравляющим прародительский дух и быт нашей родины.

Да восстановится Евхаристическое общение между всеми Церквами русского корня, включая Православную Церковь в Америке, возглавляемую Блаженнейшим митрополитом Феодо­сией, и Русский Западно-Европейский Экзархат, возглавляе­мый Высокопреосвященнейшим архиепископом Георгием.

Если мы начнем побуждать себя на подвиг смирения, хотя бы на маленькую его частицу, т.е., когда каждый уверенный в своей правоте доведет себя до сознания того, что хотя он и прав, но не абсолютно, что есть и у него темные места, – это было бы уже много. Это значило бы, что дело сдвинулось с мертвой точки. Ты и я, хотя и грешные, но все же братья, дети своего Единого Безгрешного Отца Небесного...

Будем, други и братья, крепко и горячо молиться Господу о святителях наших, да почиет на них вновь и вновь сила Духа Святого, "немощная врачующая и оскудевающая восполняю­щая", и "да ищет каждый из них не своей победы, но чтобы во всех и во всем победил Бог" ("Русское возрождение" № 54, с. 71).

В качестве лиц, могущих свидетельствовать о вышеизложен­ной точке зрения Конгресса соотечественников, а также как лиц могущих содействовать осуществлению встречи двух делега­ций, мы хотим назвать следующих лиц: протопресвитера Александра Киселева, протоиерея Димитрия Григорьева, Глеба Александровича Papa, Юрия Николаевича Капустина, Григория Евгеньевича Трапезникова.

Прежде чем подписать это обращение мы идем к раке св. мощей благоверного князя Даниила Московского – основопо­ложника первопрестольного града Москвы, чтобы молитвенно испросить его ходатайства о святом деле единения великой нашей отечественной Церкви.

По поручению Собрания, остаемся просящие благословения Вашего Святейшества и Вашего Высокопреосвященства

[следуют 28 подписей]

Копия оригинала в архиве В2М