logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

23. Церковные проблемы на Украине а) Греко-Католическая (униатская) Церковь

После второй мировой войны советская власть реши­тельно ваялась за ликвидацию националистического укра­инского движения, так как видела в нем врага по следующим причинам: 1) это движение принципиально отвергало советскую систему; 2) оно было настроено антирусски; 3) в своем большинстве это были группы, видевшие в Греко-Католической Церкви ядро своей национальной идеологии. Так называемый Львовский Собор был инсценирован коммунистами, чтобы придать запреще­нию этой Церкви легитимный характер, представив ее как антисоветскую организацию, будто бы поддержавшую фашистов. Путем подбора участников Собора и репрессий по отношению к униатским иерархам и священникам коммунисты добились самороспуска этой Церкви.

До 1989 года преобладающим было официальное мнение, что Униатская Церковь добровольно вернулась в лоно Матери-Церкви. В 1986 году Московским Патриар­хатом торжественно отмечалось 40-летие Львовского псев­дособора – были опубликованы соответствующие сборники документов, в Послании участникам празднования Патри­арх Пимен написал: "Путем свободного волеизъявления отменили навязанную их предкам Брестскую унию 1596 года и возвратились к вере прадедов, в лоно РПЦ" (Док. 326).

Униатам, однако, удавалось все больше привлекать к себе внимание голодовками, открытыми выступлениями своих тайных иерархов, священников и монахов, благодаря поддержке таких личностей, как Андрей Сахаров и Сергей Аверинцев, выступавших за разрешение регистрации Греко-Католической Церкви. Отражением пристального обще­ственного внимания к проблеме явился полемический спор на страницах "Московских новостей" аа 30.7.1989 года.

Митрополит Киевский Филарет в своих выступлениях против униатов пользовался аргументами сталинских вре­мен: Униатская Церковь "самоликвидировалась"; униаты не являются "жертвами сталинских репрессий"; самолик­видация была отражением воли "подавляющего большин­ства греко-католиков": "Полностью скомпрометировали себя иерархи греко-католической церкви... своим сотруд­ничеством с оккупационным фашистским режимом и бандеровскими националистическими бандами... Униатские активисты управляются из-за рубежа" и т. д. (Док. 329).

Несколько дней спустя после выступления Горбачева в Ватикане, 1 декабря 1989 года, Советом по делам религий при СМ УССР было принято решение о регистрации униатских общин. После сообщения об этом в печати (Док. 330) между униатским и православным населением начали возникать трения. Поэтому основной темой переговоров между делегациями Московской Патриархии и Святого Престола в январе 1990 года были поиски путей предот­вращения противоправных актов враждующих сторон: "...чрезвычайно важно избегать всяких незаконных дейст­вий, особенно тех, которые сопровождаются насилием... В ряде случаев приходские общины разделились, и каждая из групп – как православная, так и католическая – одинаково претендуют на исключительное использование храма; мы призываем обе части преодолевать взаимные претензии на основании закона..." (Док. 331). Впрочем, речь в основном шла о храмах, до 1946 года принадле­жавших униатским приходам.

Однако худшие опасения подтвердились – в своей телеграмме от 31 января 1990 года Патриарх от имени Архиерейского Собора жалуется Горбачеву на действия "экстремистски настроенных групп католиков восточного обряда". Он говорит о "насильственных захватах право­славных храмов. Чаще всего... при поддержке местных властей" (Док. 332). Епископы просят Горбачева "приостановить нарастание конфликта, могущего обернуться не­предсказуемыми последствиями... способствовать немедлен­ному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов..."

Большое разочарование Московской Патриархии должны были вызвать статистические данные о ситуации на Западной Украине. Вот некоторые цифры 6 количестве приходов различных религиозных конфессий в этом регионе в конце 1991 года:

597 приходов "Украинской Католической Церкви" (униатской),

351 –"– "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ),

18 –"– "РПЦ – Московский Патриархат",

16 –"– Римско-Католической Церкви,

11 –"– евангельских христиан-баптистов.

В документах 332–335 сообщается о том, что в Ивано-Франковске и Тернополе у православных не оста­лось ни одного храма, а у епископа Ивано-Франковского – даже резиденции.

Попытки смягчить ситуацию, предпринятые Московским Патриархатом, Украинским Экзархатом РПЦ, Греко-Като­лической Церковью и, наконец, Ватиканом, потерпели провал, так как униатский епископ Владимир (Стернюк) покинул переговоры. Эти напряженные отношения со временем отступили на задний план – не потому, что проблемы были решены, но потому, что другой конфликт стал гораздо опасней и сверх того мучительней: глубокий конфликт с православными братьями-украинцами.