logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

[Московская Патриархия определяет свою позицию ввиду предстоящего II Ватиканского Собора] (май 1961)

...Такое отношение к предстоящему Собору Московская Пат­риархия высказала в силу своего убеждения в том, что Римский престол, провозглашающий себя средоточием кафолической истины и церковного единства, до сих пор не обнаруживал желания отказаться от тех притязаний, которые в 1869 году заставили восточных патриархов отвергнуть приглашение папы Пия IX на Ватиканский Собор. А тогда их участие в Соборе было обусловлено безоговорочным признанием главенства папы. По­этому и в теперешних разговорах католических деятелей о христианском единстве приходится усматривать не что иное, как стремление распространить власть Рима на Православную Церковь. ...Выразив удовлетворение по поводу его назначения на этот пост [пост председателе секретариата по вопросам христианского единства], кардинал Беа сказал о желательности установления таких же связей [а именно: между секретариатом по вопросам христианского единства и Англиканской Церковью] с другими отдельными Церквами. "Возможно, – сказал он далее, – что православные епископы смогут прислать на Собор своих наблюдателей, – тогда они будут иметь доступ к работе некоторых организаций Собора. Если Патриарх Московский пожелает прислать на Собор своего наблюдателя, то он будет охотно принят", – добавил кардинал, давая таким образом понять, что приглашения не будет, но если патриарх проявит собственную инициативу в этом отношении, то Рим охотно пойдет ей навстречу.

Московская Патриархия уже высказала свое отношение к католическому Собору как к мероприятию, касающемуся иск­лючительно Католической Церкви. А высказывание кардинала Беа свидетельствуют о притязании Римского престола на абсо­лютную власть в христианском мире, действием которой были измышлены и новые догматы, отделившие Римскую Церковь от Церкви Вселенской.

К тому же нельзя не учитывать, что предстоящий Собор, созываемый в сложных условиях мирового раскола и гонки вооружений, едва ли окажется в состоянии настолько возвы­ситься над противоречиями эпохи, чтобы сказать нужное чело­вечеству слово примирения. Более того, есть много оснований – исторических, политических и психологических – предвидеть такое направление деятельности Собора, которое может пре­вратить его в орудие для достижения политических целей, несовместимых с духом христианства...

Поэтому для нас основа христианского единства представ­ляется несовместимой ни с принципом монархической центра­лизации церковной власти, ни с враждой к инакомыслящим. Не власть, а любовь должна объединить христиан. И в силу этого убеждения, исключающего какое бы то ни было участие наше в деяниях нового Concilium Vaticanum, Московская Патриархия отвечает кардиналу Беа: "Non possupus!"

Имеется в виду заявление Московской Патриархии (опубли­кованное в "Известиях" от 21.6.1959 года и в "ЖМП" 1959 года, № 7), в котором говорилось, что она "рассматривает предсто­ящий католический собор как чисто римско-католический акт и, со своей стороны, не имеет никаких оснований, тем более намерений, вмешиваться в это дело".

ЖМП. 1961. № 5. Non possupus! (Статья без подписи).