logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

177 [Архиерейский Собор рпц. Вступительное слово Патриарха Алексия] (18.7.1961)

... Мы давно, без малого почти семнадцать лет, не собира­лись для соборного обсуждения и решения церковных дел...

Итак, мы собрались, чтобы в духе любви и полного едине­ния, имея в виду исключительно церковную пользу, решить или, вернее, утвердить состоявшееся решение Священного Синода назревших вопросов текущей церковной жизни.

Одной из главнейших забот наших является упорядочение в приходах нашей Церкви приходской жизни, во многих местах наших епархий расстроенной и вызывающей бесконечные жа­лобы.

Год тому назад Священный Синод своим постановлением обращал внимание епархиальных архиереев на нарушение со­ветских законов, касающихся религиозных объединений, и да­вал указания к урегулированию создавшегося положения, но, несмотря на это, жалобы продолжали поступать. Это свиде­тельствовало о том, что в данном случае требовались не пал­лиативные, а решительные меры, и, в частности, строгое раз­граничение прав и обязанностей членов клира и приходских исполнительных органов.

В апреле этого года Совет по делам Русской Православной Церкви известил нас о том, что Совет Министров Союза ССР вновь обратил внимание на многочисленные случаи нарушений со стороны духовенства советского законодательства о культах и указал на необходимость внести надлежащий порядок в жизнь приходов, и именно в вопросе восстановления прав исполни­тельных органов церковных общин в части финансово-хозяйст­венной деятельности, в соответствии с законодательством о культах...

18 апреля сего года состоялось Постановление Священного Синода, которым разграничивались обязанности клира приход­ского, в частности настоятелей, и исполнительных органов, причем настоятелям вменялось в обязанность всецело сосре­доточить свои заботы на духовном руководстве приходом и на богослужебной стороне, с освобождением их от участия в хозяйственно-финансовой деятельности общины, каковая деятельность возлагалась только на исполнительный орган верую­щих, несущий по закону ответственность перед Гражданской властью за сохранность здания и имущества храма...

Несколько странно было получить на это решение – правда, всего от трех епископов – отзыв с мнением, что этим якобы "отменяется" постановление "Положения об управлении Рус­ской Православной Церкви" о правах настоятелей, между тем как в данном случае была не отмена, а только поправка и уточнение настоятельских прав и обязанностей, причем в сто­рону более церковную и духовную. У меня есть известные сведения от многих Преосвященных, что это постановление наше не вызывает существенных опасений. Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых...

Второй вопрос касается увеличения числа постоянных чле­нов Священного Синода. Эта необходимость вызывается сооб­ражениями практического порядка. Теперь все чаще возникают вопросы, требующие срочного решения, и спешный созыв по­стоянных членов Синода, из которых митрополит Киевский живет в Киеве, а митрополит Ленинградский в Ленинграде, бывает в таких случаях затруднительным. Поэтому представля­ется целесообразным иметь в самой Москве трех постоянных членов Священного Синода, правомочных решать текущие срочные дела. Такими членами, кроме митрополита Крутицкого, естественно быть Управляющему делами Московской Патриар­хии и Председателю Отдела внешних церковных сношений, каковые должности впредь будут замещаться только лицами в епископском сане, о чем и следует внести соответствующую поправку в "Положение об управлении Русской Православной Церкви" для последующего утверждения Поместным Собором.

Наконец нам желательно также ознакомить настоящий Собор с отношением Русской Православной Церкви к Экуменическому движению. Всем известно, что в 1948 году мы, совместно с предстоятелями других братских православных Церквей, отка­зались от участия в этом движении.

Протестантский характер Всемирного Совета Церквей и пол­итическая направленность его деятельности послужили тогда основанием нашего отказа, и мы откровенно сказали об этом экуменическим лидерам. Однако это наше решение не воздви­гало между нами средостения. С момента основания в 1948 году Всемирного Совета Церквей мы не переставали внима­тельно и глубоко изучать характер и направление его деятель­ности. За истекшие годы мы имели многочисленные встречи с деятелями Экуменического движения, а с 1958 года приступили к официальным с ними контактам. Мы с удовлетворением констатируем, что наше отношение к Экуменическому движению в 1948 году послужило к изменению этого направления во Всемирном Совете Церквей, и оно во многом стало на путь стремления к более церковному, духовному строю деятельно­сти, а в практических вопросах более объективно подходит к событиям, происходящим в мире.

И мы изменили в настоящее время нашу позицию по отно­шению к Всемирному Совету Церквей. Впрочем, и раньше у нас, православных, не было холодного и тем более пренебрежитель­ного отношения к западным христианам. Напротив, мы всегда охотно шли навстречу их духовным исканиям и запросам, желая соединения всех под Главою Христом в лоне Его Святой Церк­ви. Теперь же, когда отпавшие от Церкви сами ищут единства с ней, нам необходимо пойти им навстречу, чтобы облегчить их искания свидетельством об истине.Православия.

Взаимоотношения, какие сложились у нашей Церкви с Все­мирным Советом Церквей в результате имевших место на протяжении последних лет углубленных взаимоконтактов, при­вели ныне к известному решению нашего Священного Синода от 30 марта сего года о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей...

В обстоятельствах настоящего времени мы не можем не видеть указания на необходимость поддержать чувство христи­анской общности и связать христиан Востока и Запада узами любви и мира.

Наша миссия в данных условиях – явить западным христи­анам Свет Православия. В этом направлении мы придаем большое значение нашему сотрудничеству в Пражском мирном христианском движении. В июне текущего года делегация Рус­ской Православной Церкви участвовала в Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге...

Я не сомневаюсь, что Собор архипастырей Русской Право­славной Церкви одобрит позицию нашего Священного Синода и в отношении Пражской Мирной Христианской Конференции и примет решения по дальнейшему усилению вклада нашей Цер­кви в святое дело примирения человечества.

ЖМП. 1961. N9 8. С. 5-8