logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

227 [Обращение Христианского Комитета защиты прав верующих в ссср к Патриарху Пимену] (5.8.1978)

Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Пимену.

Членам Святейшего Синода Русской Православной Церкви.

Ваше Святейшество!

Ваши Высокопреосвященства!

Обращаемся к Вам по поводу чрезвычайных событий, про­исшедших в Успенской церкви города Павлограда Днепропет­ровской епархии. В последние годы приходская жизнь Успен­ской церкви претерпевала многие серьезные нестроения. Храм давно не ремонтировался, староста и приближенные к нему лица, по многочисленным свидетельствам, занимались хищени­ем церковных средств, вели образ жизни, недостойный христи­ан. Нестроения наблюдались также и в самом богослужении.

Прихожане, обеспокоенные этими явлениями, пытались предпринять действия, направленные на нормализацию приход­ской жизни. С этой целью верующие Фоменко, Бованенко, Малая, Пытайло, Ченцова, Клеменко, Леванова и другие пыта­лись в соответствии с советским законодательством официаль­но присоединиться к членам "двадцатки" с тем, чтобы иметь право участвовать в решении вопросов приходской жизни. Уполномоченный Совета по делам религий Шендрик В.С. под­твердил их право вступить в число лиц, подписавших договор о пользовании культовым зданием и имуществом. Однако на деле в реализации этого права, несмотря на то что верующими было составлено около 20 жалоб в различные инстанции, вклю­чая высшие, им было отказано. В первую очередь ответствен­ными за отказ являются уполномоченный Совета по делам религий Шендрик и секретарь горисполкома Станишевская. Мотив отказа понятен. Однако антирелигиозная ретивость не делает еще отказа сколько-нибудь законным...

В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла настоятель Успенского храма о. Сергий объявил с церковного амвона указ архиепископа Леонтия об отлучения от Церкви

Левановой, Бочкаревой, Перепады и супругов Бованенко, то есть тех, кто наиболее активно пытался противодействовать злоупотреблениям в приходской жизни. То, чего угрозами и клеветой не могли добиться антирелигиозники, совершилось по воле православного епископа: будучи отлучены от Церкви, самоотверженные ревнители церковной жизни лишены возмож­ности участвовать в жизни своего прихода.

...Епископ Леонтий известен далеко не как худший епископ Русской Церкви и, во всяком случае, верующий. Больно и трудно допустить, что он мог предпринять это антицерковное дело. Но нет никаких оснований подозревать во лжи нового настоятеля Успенской церкви о. Сергия, который в первые же дни своего назначения публично, с амвона, подтвердил спра­ведливость указаний на нестроения приходской жизни, с кото­рыми боролись ныне отлученные прихожане...

Наша озабоченность в связи с этим делом вызвана, в частности, тем, что подобные действия со стороны епископата не только могут окончательно скомпрометировать его как по­собника гонителей Церкви, но и привести к еще более тяжелым последствиям...

Опасаясь подобных тяжелых осложнений в жизни нашей Церкви и сознавая, однако, в свете изложенных событий их реальную возможность, надеемся на принятие вами безотлага­тельных и действенных мер.

Члены Христианского Комитета защиты прав верующих в СССР:

Священник Глеб Якунин. Иеродиакон Варсонофий Хайбулин. Виктор Капитанчук. Вадим Щеглов.