logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

218 [Из отчета Совета по делам религий при см ссср членам цк кпсс за 1974 год, подписанного в. Фуровым, заместителем председателя Совета] (Начало 1975)

1. О составе епископата русской православной церкви и усилении политической борьбы с ним в интересах государства.

...Синод находится под контролем Совета. Вопрос подбора и расстановки его постоянных членов был и остается всецело в руках Совета, кандидатуры непостоянных членов также пред­варительно согласуются с ответственными работниками Совета. Все вопросы, которые предстоит обсуждать на Синоде, патри­арх Пимен и постоянные члены Синода заранее обговаривают у руководства Совета и в его отделах, согласовывают и окон­чательные "Определения Священного Синода".

Осуществляя постоянный и неослабный контроль за дея­тельностью Синода, ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с чле­нами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты, формируют патриотические взгляды и настроения, а через них и с их помощью оказывают необходимое влияние на весь епископат...

Многолетние наблюдения, глубокое изучение настроений правящих архиереев еще раз подтверждают, что епископат лояльно относится к советской власти. В то же время по взглядам на общество, на законы о культах, на современную церковь и ее взаимоотношения с государством, а также на свои гражданские обязанности епископат условно, весьма прибли­женно, можно разделить на следующие группы.

Первая – правящие архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о куль­тах и в том же духе воспитывают приходское духовенство, верующих, реально сознают, что наше государство не заинте­ресовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения...

Вторая – правящие архиереи, которые стоят на лояльных позициях к государству, правильно относятся к законам о культах и соблюдают их, но в своей повседневной администра­тивной и идеологической деятельности стремятся к активизации служителей культа и церковного актива, выступают за повыше­ние роли церкви в личной, семейной и общественной жизни с помощью модернизированных или традиционных концепций, взглядов, подбирают на священнические должности молодежь, ретивых ревнителей православного благочестия...

Третья – это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах, некоторые их них религиозно консервативны, другие способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отно­шений к ним органов власти, у третьих – замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти...

Совет и его уполномоченные на местах уделяют постоянное и неослабное внимание изучению состава и деятельности не только членов Синода, но и широкого круга епископата. Ни одно рукоположение во епископы, ни одно перемещение не проходит без тщательной проверки кандидатур ответственными сотруд­никами Совета в тесной связи с уполномоченными, местными органами и соответствующими заинтересованными организаци­ями...

За последние годы нами разработана четкая и широкая система воспитания епископата, а через него и рядового духо­венства, в политическом плане, формирования у них патриотиз­ма, гражданского долга, уважения к законам и деятельности Советского правительства. А это дает заметные положительные результаты...

Следуя примеру патриарха Пимена, и другие иерархи в своих выступлениях поддерживают внутреннюю и внешнюю пол­итику Советского государства, его борьбу за мир и укрепление Дружбы между народами, стремятся воспитывать патриотиче­ские чувства у всего епископата...

Не проявляют особой активности в религиозной жизни и ряд других правящих архиереев. Они реально оценивают обстанов­ку, понимают политику Советского государства в отношении религии и церкви...

Можно было бы привести немало примеров того, как в результате постоянной политической работы с архиереями они снижают свою политическую активность. Вместе с тем, необхо­димо всегда помнить, что если епископат, рядовое духовенство с каждым годом все более становится на патриотические пози­ции и стремятся это доказать не только на словах, но и на деле, то в идеологическом плане – религия всегда была и будет стоять на чуждых марксизму позициях...

2. О кадрах служителей культа на приходах

...Совет, уполномоченные в тесной связи с местными орга­нами власти проводят постоянную воспитательную и разъясни­тельно-профилактическую работу с духовенством, стремясь не только держать в рамках закона, но и снизить активность, ограничить влияние на верующих...

Церковь, переживая ныне глубокий и все более обстряю-щийся кризис с кадрами, активно ищет выхода. Епископат расширил практику рукоположения во священники и диаконы из числа активистов религиозных объединений. Роль этой катего­рии духовенства за последние годы значительно возросла. Время от времени замечаются экстремистские вылазки наибо­лее активных церковнослужителей, которые хотели бы возро­дить былое влияние православия.

Совет и его уполномоченные в республиках, краях и обла­стях в своей повседневной, практической работе постоянно учитывают многообразные особенности, состав и деятельность служителей культа, стремятся ограничить, нейтрализовать их влияние на верующих, решительно пресекают действия фана­тиков и экстремистов, изучают взгляды и настроения духовен­ства, их возраст, общеобразовательный и культурный уровень и т.п. Что, в свою очередь, позволяет своевременно пресекать нарушение законности, разрабатывать и проводить в жизнь конкретные меры по совершенствованию контроля за деятель­ностью служителей культа, не давать поблажки церкви, держать ее в руках.

3. О подготовке служителей культа в духовных школах

...Уполномоченные Совета в тесной связи с местными орга­нами власти как и в прошлые годы принимали меры к недопу­щению приема в духовные школы фанатиков, экстремистов и психически больных людей...

Совет принял меры, ограничивающие поступления в духов­ные заведения из западных областей Украины, пресекает по­пытки проникновения в число студентов лиц, имеющих нежела­тельные настроения. Одновременно используются имеющиеся возможности для повышения гражданственности воспитанников и преподавателей академии и семинарии...

Совет, опираясь на ректораты, оказывает свое влияние на многие стороны деятельности духовных школ, добивается фор­мирования у их слушателей патриотизма, любви к Советской Родине. Формы и методы нашего влияния: участие в подборе и расстановке руководящих и преподавательских кадров духов­ных школ, пересмотр учебного пособия в семинарии и акаде­мии по Конституции СССР, введение изучения истории СССР, расширение культурно-просветительных мероприятий, пере­смотр в интересах государства учебных пособий по ряду цер­ковных предметов. Разумеется, все это проводится руками самих же церковных деятелей...

Таким образом, комплекс мероприятий, включающий в себя преподавание в духовных школах Конституции СССР, Истории СССР, проведение различных культурно-просветительных ме­роприятий, вновь введенные в программу дополнительные темы по нравственному богословию, дает возможность в определен­ной мере воздействовать на будущих служителей культа в необходимом для нас направлении, расширить его теоретиче­ские и практические познания в материалистическом духе. А это, на наш взгляд, будет подрывать религиозно-мистические идеалы будущего пастыря; может привести, наряду с другими объективными и субъективными факторами, к пониманию соб­ственной бесполезности как служителя культа...

Мы привели всего лишь два примера, которые показывают, что руководители духовных школ стремятся воспитывать пасты­рей в духе "мужественной, твердой веры" и даже отрешений от жизни земной, "от тьмы греха, суеты житейской мелочности", направлять помыслы "к родине вечной, небесной". Таким обра­зом, и тот, и другой "духовный руководитель" преследует преж­де всего интересы церковные. На словах они против мистики, а на деле сеют ее постоянно...

В соответствии с постановлением Совета от 29 июля 1974 года "О состоянии контроля за деятельностью духовных учебных заведений русской православной церкви" мы и впредь будем уделять постоянное и неослабное внимание вопросам контроля и усиления своего влияния на подбор и расстановку кадров руководящего и профессорско-преподавательского состава ду­ховных школ, изучения их настроения, проведения определен­ной работы по снижению их религиозной активности...

4. Издательская деятельность РПЦ. "Журнал Московской Патриархии"

... Выпуск религиозной литературы осуществляется под кон­тролем Совета по делам религий. Совет ежегодно рассматри­вает план издательского отдела, который служит основным документом для издательства "Художественная литература", печатающего все религиозные издания...

Совет по делам религий выполняет цензорские обязанности в отношении выхода в свет журнала и других изданий Москов­ской Патриархии... Редакция журнала и авторский коллектив в целом правильно понимает стоящие перед журналом задачи, но в то же время в подготавливаемых к печати рукописях нередко встречаются и такие тексты, содержание которых не служит интересам государства и верующего, не способствует форми­рованию у читателя высоких гражданских и патриотических качеств, находится в противоречии с нормами советского зако­нодательства о культах. В результате по каждому предназна­ченному к печати очередному номеру ЖМП или по каким-либо другим изданиям Патриархии (Церковный календарь, послания Патриарха и т.п.) в Совете проходит предварительный просмотр текстов, вносятся замечания и поправки, которые редактор или ответственный секретарь редакции ЖМП воспринимают пра­вильно. ..

ВРХД. 1979. № 130. С. 275-344