logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

197 Бедственное положение Православной Церкви в Кировской области и роль Московской Патриархии (из открытого письма Бориса Талантова от 10.11.1966)

1. Массовое закрытие и разрушение церквей Кировской области во время антирелигиозной кампании 1959–1964 годов

Как известно, антирелигиозная кампания 1959–1964 годов была направлена, прежде всего, на массовое закрытие церков­ных общин и ликвидацию церквей (молитвенных домов). Эта задача осуществлялась Советом по делам РПЦ (Советом по делам религий) и его уполномоченными на местах, при содей­ствии местных властей.

В Кировской области закрытие церквей обычно производи­лось так. Областной уполномоченный Совета по делам РПЦ... по своему произволу снимал с регистрации или переводил в другое место священника церкви, намеченной к закрытию. За­тем он в течение 6 – 11 месяцев отказывался регистрировать в эту церковь священником кого-либо из предлагавшихся кан­дидатов... За время с 1960 по 1963 год областные уполномо­ченные Совета по Кировской области (Смирнов, Медведев, Ляпин) из 80 священников, служивших в 1959 году, 21 священ­ника сняли с регистрации по своему произволу и никого не зарегистрировали вновь.

Пока церковь оставалась без священника, местные органы власти, посредством запугивания, старались принудить выйти из двадцатки нескольких членов, и это объявлялось распадом церковной общины. В то же время облисполком выносил по­становление о закрытии церкви и передаче здания местному колхозу или горсовету. Это постановление, в нарушение суще­ствующего законодательства, не объявлялось церковной общи­не, а посылалось в Совет по делам РПЦ. Последний, несмотря на протесты верующих, снимал с регистрации церковную общину и церковное здание передавал "под клуб" местному колхозу. Такое оформление закрытия церкви было вопиющим беззако­нием, так как Совету по делам РПЦ из письменных жалоб верующих и от ходоков было хорошо известно, что церковная община не "распалась", что уполномоченный Совета отказыва­ется зарегистрировать кого-либо священником в закрываемую церковь и что церковное здание не требуется колхозу... Веру­ющие многих закрытых церковных общин в течение нескольких лет добивались того, чтобы им было показано это постановле­ние, но они ничего не добились. Очевидно эти постановления держатся в строжайшем секрете потому, что они представляют собою вопиющее беззаконие.

Сама ликвидация молитвенного здания принимала форму грубого насилия. Она производилась под охраной милиции и дружинников, часто в ночное время. Верующие в храм не допускались. Материальные ценности изымались без всякой описи. В Кировской области ликвидация молитвенных зданий всегда сопровождалась варварским разрушением интерьеров, сжиганием икон и утвари и хищением материальных ценностей. После разгрома церкви верующие обычно в течение долгого времени посылали в центральные органы советской власти, Совет по делам РПЦ, Московскую Патриархию и в центральные органы печати многочисленные протесты и жалобы, с требова­нием восстановить церковную общину и возвратить церковное здание. В ответ на эти жалобы верующие-активисты, как орга­низаторы жалоб, подвергались репрессиям: штрафу, разносу, судебным и административным преследованиям.

До настоящего времени эти жалобы не имели успеха; ни одна закрытая церковь не была восстановлена.

[Далее автор приводит несколько типичных примеров, осно­ванных на документальных данных.]

В Кировской области с 1960 по 1964 год из 75 церквей и молитвенных домов, действовавших в 1959 году, было закрыто путем произвола и насилия 40 церквей, или 53%130. Семь дере­вянных молитвенных домов были полностью разрушены, одна каменная церковь (Федоровская церковь в гор. Кирове) была взорвана, в остальных закрытых церквах интерьеры были раз­рушены, иконы, книги и утварь сожжены, а сами здания обе­зображены. Теперь обезображенные остовы закрытых церквей, большей частью ничем не занятые, с разбитыми стеклами, постепенно разрушаются от непогоды...

Массовое закрытие церквей производилось и в других об­ластях. Всего по СССР в указанный период было закрыто более 10 000 церквей или половина всех церквей, действовавшие после войны. Разобранные примеры показывают, что церкви закрылись не сами собой, в силу того что люди оставили христианскую веру, но церкви были закрыты незаконно, орга­низованным административным нажимом...

2. Роль Московской Патриархии в массовом закрытии цер­квей

Чтобы правильно понять антирелигиозную кампанию 1959–1964 годов в целом, необходимо выявить, какую роль в этой кампании играли епископы и Московская Патриархия...

С начала 1960 года руководящую роль в Московской Патри­архии стал играть молодой архимандрит Никодим, который в течение трех лет прошел все высшие ступени церковной иерар­хии и в 1963 году стал митрополитом. За границей он везде выступал от лица всей Русской Православной Церкви. Быстрая карьера этого молодого человека вызывает законное недоуме­ние.

Другим влиятельным лицом Патриархии с начала антирели­гиозной кампании, кроме Патриарха Алексия, был митрополит Пимен131. В последние годы большую роль стал играть также очень молодой архиепископ Алексий, управляющий Московской Патриархией. Эти высшие князья Церкви направляли и направ­ляют всю работу Патриархии. Поэтому по их деятельности и выступлениям можно судить о роли Патриархии в антирелиги­озной кампании 1959–1964 годов.

...С самого начала антирелигиозной кампании епископы (за исключением немногих) полностью устранились от какой-либо борьбы за законные права верующих. Когда верующие церкви, где незаконно был снят священник, обращались к епископу с просьбой о назначении нового священника, то епископ отсылал их к областному уполномоченному Совета, чтобы тот дал со­гласие на регистрацию одного из предлагаемых кандидатов. Уполномоченный без всяких объяснений отказывался зарегист­рировать кого-либо из выставленных кандидатов. Тогда епископ говорил верующим: "Больше у меня кандидатов нет, а этих не регистрирует уполномоченный, больше я ничего не могу сде­лать. Ищите сами священника"...

Скоро епископы совсем не стали принимать лично верую­щих, а стали разговаривать с ними только через посредство секретарей. Когда верующие просили назначить священника, то епископ через секретаря отсылал их к уполномоченному. По­следний говорил: "Я попов не назначаю. Пусть епископ даст указ, а я зарегистрирую". Верующие приходили снова к еписко­пу. Он говорил верующим через секретаря: "У меня священни­ков нет, ищите сами кандидата, и если уполномоченный его зарегистрирует, то я дам указ".

Таким образом, с чисто формальной стороны ответствен­ность за волокиту с назначением священников несут епископы и Московская Патриархия, а потому и ответственность за мас­совое закрытие церквей вместе с Советом по делам РПЦ несет Московская Патриархия...

Верующие скоро заметили, что Патриархия и епископы не только полностью устранились от защиты законных прав веру­ющих, но и активно поддерживают каждое мероприятие граж­данских властей, направленное против Церкви.

Весной 1964 года митрополит Никодим и митрополит Пимен выступили с официальными заявлениями для заграницы, в которых они отрицали наличие в СССР притеснения верующих и утверждали, что церкви закрываются в силу добровольного отхода людей от веры. Верующим СССР эти заявления стали известны через посредство радиостанции Би-Би-Си...

3. Незаконные ограничения деятельности действующих цер­ковных общин

...Церковные общины представлены теперь церковными со­ветами, которые в большинстве случаев назначены уполномо­ченными Совета, управляют хозяйством общины без ведома верующих и находятся в полном подчинении уполномоченных. Итак, с 1960 года власть в Русской Православной Церкви, в нарушение закона об отделении церкви от государства, посте­пенно перешла в руки Совета по делам РПЦ (теперь Совета по делам религий) и его уполномоченных на местах. Совет исполь­зовал эту власть, во-первых, для массового закрытия церквей, а во-вторых, для введения различных ограничений деятельности открытых церквей. [Автор приводит примеры по следующей тематике: 1. Ограничение проповеди в церквах. 2. Изгнание нищих из храмов и запрещение колокольного звона. 3. Запре­щение ночевать верующим в церковных сторожках. 4. Ограни­чительная регламентация времени совершения богослужений в сельских церквах. 5. Запрещение совершать требы на дому без специального разрешения. 6. Отстранение детей и подростков от участия в богослужении. 7. Запрещение паломничества к святым местам. ]

ВРСХД. 1967. № 83. С. 29-64; Собрание документов АС. 739 (19 С.)