logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

198 [Заявление архиепископа Ермогена] (25.12.1967)

К пятидесятилетию восстановления патриаршества (историко-каноническая и юридическая справка)

...К сожалению, несмотря на то что порядок избрания епи­скопов является единственным каноническим порядком форми­рования епископата, несмотря на то что его восстановил тот самый Собор, который 50 лет назад восстановил и патриарше­ство, – епископат и сейчас формируется у нас неканоническим порядком назначений, чем наносится определенный ущерб ка­ноническому достоинству Русской Церкви.

Между тем законы нашей страны не лишают религиозные объединения права избирать себе религиозных руководителей, и этим правом пользуются евангельские христиане-баптисты: 'все старшие пресвитеры у них занимают свои посты чрез избрание. Поскольку, согласно нашему законодательству рели­гиозные объединения всех культов в отношении своих прав и обязанностей равны пред законом, то не должно быть препят­ствий со стороны гражданских властей к избранию и наших епископов.

В тесной взаимосвязи с формированием епископата стоит вопрос и о формировании Синода. Этот вопрос нужно отнести к важнейшим вопросам внутренней жизни Церкви. Между тем с этим вопросом в нашей Церкви дело обстоит крайне неблаго­получно...

Здесь нельзя не упомянуть о том, что если формирование состава Синода в царской России, равно как и назначения на архиерейские кафедры в значительной степени зависели от обер-прокурора Синода, то в силу сложившихся ненормальных отношений между Патриархией и Советом по делам религий, противоречащих и принципу отделения Церкви от Государства, и законодательству о культах, и опубликованному в прошлом году в правительственной газете "Известия" (30.8.66) заявле­нию председателя Совета по делам религий В.А. Куроедова, – состав постоянных членов Синода, равно как архиерейские назначения зависят в настоящее время от председателя Совета по делам религий в гораздо большей степени, чем они зависели в царской России от обер-прокурора Синода...

Отменило ли "Положение" [о Русской Православной Церкви] 1945 года канонические определения Собора 1917–1918 го­дов? Нам неизвестен такой факт. Но одно несомненно, что определения Собора 1917–1918 годов находятся на более высоком каноническом уровне, чем принятое на Соборе 1945 года "Положение". Определения Собора 1917–1918 годов ясно регламентируют канонический правопрорядок в нашей Церкви в полном согласии с канонами Вселенских и всецерковного значения Поместных соборов. "Положение" вносит неясность в такие основные вопросы церковной жизни, как сроки созыва очередных Соборов, как вопросы формирования Синода и епи­скопата; ничего не говорит о порядке выборов Патриарха. При изучении "Положения" ясно чувствуется, что его не вырабаты­вал Собор, а что оно было предложено уже в готовом виде Собору на утверждение...

Одним из ответственнейших моментов в жизни Церкви явля­ется избрание Патриарха.

Порядок избрания Патриарха точно регламентирован Собо­ром 1917–1918 годов в соборном определении от 31 июля (13 августа) 1918 года.

Основные положения определения следующие:

1. Патриарх избирается на Соборе, состоящем из еписко­пов, клириков и мирян.

2. Избрание происходит закрытым голосованием.

3. В избрании участвуют все члены Собора – епископы, клирики и миряне...

Если состоявшееся осенью 1944 года совещание епископов по вопросу подготовки к выборам Патриарха на Соборе 1945 года изменило определенный Поместным Собором 1917–1918 годов порядок избрания Патриарха, то оно этим нарушило основное церковное законоположение, согласно которому больший Собор исправляет определения меньшего, а не нао­борот, и поэтому его решение не имеет силы для будущих выборов Патриарха...

В январе наступающего 1968 года исполнится 23 года со времени последнего Поместного Собора 1945 года. За это время не было созвано ни одного Собора, если не считать однодневного так называемого Архиерейского Собора, состо­явшегося 18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти прел. Сергия Радонежского. Этот собор не был созван, как полагалось бы, через послание Патриарха, а телеграммами из Патриархии на имя правящих архиереев с приглашением принять участие в богослужениях в Лавре в день памяти преп. Сергия. О Соборе в телеграммах не было даже намека. При­бывшие архиереи были поставлены в известность о имеющем быть Соборе только поздно вечером после всенощной под день памяти преподобного, менее чем за сутки до Собора. Подо­бный способ созыва собора необычен и, разумеется, не может быть оправдан с канонической точки зрения.

На этом Соборе было вынесено решение о коренном изме­нении структуры церковно-приходской жизни и "впредь до со­зыва очередного Поместного Собора установлена схема управ­ления приходом".

Со времени этого Собора прошло уже более 6 лет, а очередного Поместного Собора все нет. Между тем отрицатель­ное значение для Церкви приходской реформы ощущается все более и более.

В чем отрицательная суть этой церковно-приходской рефор­мы?

Эта реформа исказила существо пастырского служения свя­щенника в приходе и лишила духовенство права не только состоять по избранию прихожан в церковных советах, но и права быть членами церковно-приходских общин. Эта реформа лишила верующие массы права участвовать в управлении при­ходскими делами, усвоив это право только двадцати членам-учредителям, которые одни только признаются полноправными членами приходского собрания.

Не трудно видеть, что такая схема не имеет ничего общего с православным понятием о приходе. Находится она в полном противоречии и с гражданским законодательством о культах...

Решения Собора 1961 года требуют исправления, и Церковь терпеливо, уже седьмой год, ждет обещанного созыва "очеред­ного" Поместного Собора, которому, как большему, надлежит исправить определения меньшего.

В заключение нам хочется отметить, что состояние Русской Православной Церкви к началу второго пятидесятилетия по восстановлению в ней патриаршества нельзя считать удовлет­ворительным. Указать на эту неудовлетворительность и на при­чины, породившие ее, было основной задачей настоящей справки. Сделать это автор счел своим церковным долгом, как архиерей Русской Православной Церкви, учитывая, что в связи с празднованием 50-летия восстановления патриаршества не будет недостатка в льстивых панегириках, всегда вредящих правде...

ВРСХД. 1967. № 86. С. 66-80