logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

14. Мероприятия по ограничению религиозной жизни после Хрущева и появление внутрицерковной оппозиции

После отстранения от власти Хрущева в 1964 году антирелигиозная кампания прекратилась, массовые закры­тия храмов приостановились, однако тот факт, что их все-таки продолжали закрывать в ограниченном количест­ве, нельзя игнорировать. 1964 год является годом измене­ния курса в советской политике по отношению к религии – постоянное ужесточение Хрущевым репрессивных мер против Церкви сменяется определенным status quo с иллюзией некоей формальной юридической защищенности. Однако status quo ante (1958 г.) так и не был восстановлен. Некоторые из антирелигиозных директив Хрущева даже вступили в законную силу в 1975 году в результате изменений, внесенных Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в постановление ВЦИК от 1929 года "О религиозных объединениях".

Атеистическая кампания продолжалась на самых разных уровнях и с разной степенью интенсивности и после отстранения от власти Хрущева – например, попытка внедрения псевдорелигиозных коммунистических обрядов с целью замены христианских (дворцы бракосочетаний и т. д.). Общественным комиссиям содействия по контролю за соблюдением законодательства о культах было вменено в обязанность систематически изучать религиозную и цер­ковную жизнь в населенных пунктах, наблюдать за деятельностью священников и мирян (Док. 189): "Одной из важнейших задач комиссии содействия должно быть изыскание средств и внесения конкретных предложений, направленных на ограничение и ослабление деятельности религиозных обществ и служителей культа".

В 1965–1966 годах Совет по делам Русской Православ­ной Церкви и Совет по делам религиозных культов были объединены в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Однако РПЦ должна была в большей степени чем остальные конфессии олицетворять собою образ "Церкви в Советском государстве" и, кроме того, играть роль представителя всех вероисповеданий в их делах с государством. Таким образом, Православная Церковь организовала и координировала "борьбу за мир" всех вероисповеданий в СССР. В отличие от Совета по делам Православной Церкви, который преимущественно должен был координировать государственные и церковные интере­сы, новый Совет по делам религий в преобладающей степени и в первую очередь имел контрольные функции (Док. 192).

С середины 60-х годов обозначилось внутрицерковное сопротивление, проявлением которого было возникновение православной подпольной литературы. Самую большую известность получили открытое письмо священников Ни­колая Эшлимана и Глеба Якунина и историко-каноническая справка "К пятидесятилетию восстановления Патри­аршества" архиепископа Калужского Ермогена (Док. 190, 196, 198). Священники сообщали о закрытии храмов, считая, что часть вины лежит и на церковном управлении, проводившем "порочную тактику молчания". Вина церков­ного управления состоит еще и в том, что оно подчиняется неофициальным, незаконным директивам ведомства по культам, которое избрало целью "разрушительное вмеша­тельство в жизнь Церкви" и, не оказав ему сопротивления, церковное управление не исполнило своего долга: "Только заручившись молчанием Высшего Церковного Управления могли безбожники закрывать Божий храмы!" (Док. 190). В своем открытом письме священники говорили о неза­конной регистрации крестин и прочих треб, о фактическом прекращении треб на дому и панихид на кладбищах, о принудительном удалении детей от Церкви, о вмешатель­стве "мирских начальников" в поставление духовенства.

Архиепископ Ермоген в своей справке поставил под сомнение каноничность "Положения" 1945 года, так как оно не было разработано Собором, но предложено ему на утверждение в готовом виде. "Положение" также ничего не говорит о порядке избрания Патриарха – следователь­но, избрание открытое, а практика открытого индивиду­ального опроса епископов с единственным кандидатом на Патриарший Престол не является каноническим порядком, так же, как и существующая в Московской Патриархии практика назначения епископов. Во всем этом видно желание ведомства по культам влиять на Церковь с помощью строгой централизации. Ответ Патриарха на эти упреки не содержал объективных аргументов, но лишь констатацию, что священнослужители "продолжали свое вредное для Церкви и соблазнительное упорство. Они нарушили элементарные нормы церковной дисциплины и канонов" (Док. 196, 199).

Священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин были запрещены в священнослужении, архиепископ Ермоген освобожден от управления Калужской епархией, его деятельность осуждена, а сам он отправлен в монастырь. Каким образом проходили массовые закрытия храмов, рассказывает на примере Кировской области Борис Талан­тов (Док. 197) [См. биографическую справку ниже].

Несмотря на мнение западных представителей о "пол­итической окраске" тезисов РПЦ, во Всемирном Совете Церквей деятели РПЦ продолжали отстаивать православ­ную точку зрения, категорически отказываясь от модер­нистских тенденций, распространенных на Западе.

Русская Церковь защищает самобытность и самостоя­тельность отдельных Церквей и считает опасной иллюзию некоторых деноминаций, что ВСЦ может достичь такой степени сближения Церквей, что превратится в будущем в некую экуменическую "Сверхцерковь" (Док. 221).

Постановление о допущении старообрядцев и католиков в случаях особой нужды к Святым Таинствам Православ­ной Церкви вызвало беспокойство среди православных – во всяком случае, что касается католиков; поэтому митрополит Никодим, председатель Отдела внешних цер­ковных сношений, ожививший контакты с Римско-Католическои церковью, был вынужден дать разъяснение, в котором он подчеркнул исключительный характер этого постановления (Док. 202).

***

Борис Владимирович Талантов (1903–4.01.1971) ро­дился в семье священника. Его близкие постоянно подвергались преследованиям за веру. Отец арестован в 1937 году и погиб в лагерях. Брат Серафим погиб в заключении на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

Получив высшее образование в Москве, Талантов преподавал математику в учебных заведениях г. Кирова (ныне опять г. Вятка): в техникуме, пединституте, Политехническом институте. Постоянно испытывал на себе угрозы со стороны органов госбезопасности. Уже после смерти Сталина уволен из пединститута за религиозные убеждения.

Автор замечательных писем (шестидесятые годы) о положении Церкви в СССР. Блестящие по форме, точные по описанию фактического положения вещей, они в деталях рассказывали о трагическом положении в стране рядовых членов Церкви. В 1966 году под его письмом к Патриарху Алексию I подписалось 12 верующих Кировской епархии: они требовали прекратить разорение религиозной жизни руками церковной администрации. В частности, они требовали предать духовному суду епископа Иоанна (Иванова), нарушившего все церковные каноны. (В письме также обличались за поддержку разорителей Церкви два будущих Патриарха: митрополит Пимен (Извеков) и архиепископ Алексий (Ридигер).)

Впервые, начиная с двадцатых годов, голос простых христиан из глубин России был услышан в свободном мире. За это Талантов и верующие, подписавшие письмо, подверглись жестокому давлению со стороны властей. В срочном порядке митрополит Никодим (Ротов) от имени руководства РПЦ заявил в Лондоне, что это письмо не более чем фальшивка, подписанная анонимами. Между тем, в результате травли, развязанной в местной печати, скончались, не выдержав стресса, несколько человек из подписавших письмо (в том числе и жена Талантова – от инсульта). 12.06.1969 года Талантова арестовали и затем осудили на 2 года лагерей общего режима. Из-за тяжелой болезни он был в конце концов актирован, однако за несколько часов до освобождения умер в концлагере. – Прим. ред.