logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

210 [Поместный Собор в оценке атеистов. Из брошюры н. С. Гордиенко141] (1974)

Поместный Собор 1971 года и модернизация русского пра­вославия

...Созванный для избрания нового главы церкви взамен умершего в 1970 году патриарха Алексия (Симанского) третий поместный собор подытожил результаты поиска способов су­ществования церкви в условиях социалистического общества и дал ориентиры на будущее...

Собор 1971 года своими решениями санкционировал под­держку русской православной церковью социалистического об­щественного и государственного строя, выразил полное удов­летворение существующим советским законодательством о религиозных культах, нынешними взаимоотношениями между церковью и государством...

Данная постановка вопроса означает, что положительное отношение русской православной церкви к Советскому государ­ству и социалистическому обществу продолжает оставаться основой ее политической ориентации и должно непременно учитываться при анализе ее идеологической и практической деятельности...

Поместный собор 1971 года одобрил поворот церкви от идеи "социальной нейтральности" к активному восприятию про­блем с позиций "коммунистического христианства"142, считаю­щего социальные принципы коммунизма наиболее полным воп­лощением христианского идеала... Следовательно, будет продолжаться разработка и популяризация таких социальных концепций, которые импонировали бы верующим гражданам нашего общества, укрепляя в их сознании ошибочные представ­ления о церкви как поборнике общественного прогресса...

Однако и модернисты слишком радикального толка, стоящие на позициях "всесокрушающего динамизма", то есть настаива­ющие на ускорении темпов обновления, соборной поддержки не получили. Их идея немедленного и повсеместного перехода русской православной церкви на новый стиль143, призыв к пере­воду церковного богослужения на русский язык и другие тре­бования такого же характера даже не дебатировались. А давно вынашиваемая частью духовенства мысль о возможности даль­нейших послаблений в богослужебном укладе встретила прямое осуждение "соборных отцов"...

Основополагающим принципом церковной политики Москов­ской патриархии собор 1971 года признал разумное сочетание верности традиции с неспешным, но неуклонным обновлением явно устаревших элементов идеологии и практики православия. "Задача церковной иерархии, – говорилось на соборе, – всегда будет состоять... в сообразовании правил и традиций церков­ных с нуждами церкви и потребностями времени". Таким обра­зом третий поместный собор одобрил то понимание модерни­зации религии и церкви, которое преобладает сейчас и которого придерживается руководство Московской патриархии начиная с конца 1950-х годов...

Цель подобных установок – стимулировать дальнейшее об­новление богословско-церковными кругами Московской патри­архии традиционной аргументации в защиту православия – аргументации, разработанной много веков тому назад и потому малоубедительной для нынешнего верующего и весьма уязви­мой для научно-атеистической критики. Видимо, следует ожи­дать появления в русском православном богословии уже в ближайшем будущем новых доводов в защиту христианского мировоззрения – свежих подпорок обветшавшим религиозным догмам...

Собор предписал Московской патриархии расширение эку­менических связей с другими христианскими церквами и объе­динения с целью постепенного освобождения от былой враж­дебности во взаимоотношениях между ними и устранения преград, мешающих их взаимному сближению. Одна из таких преград, существовавшая более трех веков, была ликвидирова­на самим собором. Особым соборным "деянием" отменено церковное проклятие ("клятва"), наложенное московскими по­местными соборами 1656 и 1667 годов на старые обряды и их приверженцев (старообрядцев). Этот акт, идущий вразрез с трехсотлетней традицией, рассчитан на то, чтобы создать ус­ловия для будущего сближения русского православия со ста­рообрядческими общинами всех направлений и толков...

Московская патриархия получила от поместного собора 1971 года полномочия для активизации своего участия в под­готовке к предстоящему всеправославному собору, с созывом которого связываются надежды церковников на решение целого ряда проблем приспособления православия к современности...

Мы рассмотрели лишь наиболее важные установки помест­ного собора в отношении дальнейшего обновления современ­ного русского православия. Но и они с достаточной убедитель­ностью свидетельствуют о том, что идея модернизации, ранее выступавшая только как одна из тенденций церковной жизни предсоборного периода, теперь стала общецерковной ориента­цией, санкционированной собором. Реализация духовенством соборных решений несомненно активизирует его идеологиче­скую и богослужебную деятельность, стимулирует дальнейшие поиски Московской патриархией новых возможностей для со­хранения влияния на верующую часть граждан социалистиче­ского общества.

Гордиенко Н. С. Поместный Собор

1971 года и модернизация русского православия //

Критика новых тенденций современного православия.

Ленинград, 1974. С. 26-30