logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

10. Обновление контактов с мировым христианством – Совещание Предстоятелей Православных автокефальных Церквей в Москве 1948 года

С 9 по 17 июня 1948 года в Москве прошли большие торжества по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. На этих торжествах присутствовали представители большин­ства автокефальных Православных Церквей, причем неко­торые из них представляли первоиерархи. В рамках торжеств была запланирована конференция, участвовать в которой, однако, отказались представители Вселенского Константинопольского Патриархата и Греческой Право­славной Церкви из-за политического характера резолюции, явно заранее подготовленной РПЦ.

В резолюции по вопросу "Ватикан и Православная Церковь" (Док. 151) в первых же строках католицизм традиционно обвиняется в отходе от традиций Вселенской Церкви ("Filioque", догматы о непорочном зачатии Божией Матери, главенстве Папы в Церкви и его непогрешимости). Затем Ватикан представляется как антисоветская, импери­алистическая сила, постоянно сотрудничающая с поджига­телями войны из западного мира: "Ватикан, наоборот, является одним из поджигателей двух империалистических войн и в настоящее время принимает активнейшее участие в разжигании новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демократией".

В следующей резолюции "Экуменическое движение и Православная Церковь" (Док. 152; см. также Док. 156) высказывается предостережение против излишнего сближе­ния с Всемирным Советом Церквей, так как он якобы был создан по инициативе протестантских кругов Запада как первоначальная форма некоего "Экуменического Союза Церквей", подменяющего собой конечную цель действи­тельного воссоединения Церквей. Вопрос о признании действительности хиротоний Англиканской Церкви православными Церквами откладывается до того момента, когда англикане изменят свое понимание Св. Таинств, в особенности рукоположения в сан священника (Док. 153).

Если в вышеупомянутых резолюциях советский стиль чувствовался лишь местами, то в "Обращении к христи­анам всего мира" (Док. 154) он доминирует: в то время как Православный Восток "воодушевляется великими началами мира на земле... резко бросается в глаза агрессия западного капиталистического, империалистического мира, откуда опять надвигается опасность новой войны...". Здесь намечается будущая основная тема, будущая главная задача РПЦ – "борьба за мир" против опасности возникновения войны, которую якобы готовит Запад, – и человечество, жаждущее "правды и мира", призывается к "братолюбию, человечности, справедливости и правде".