logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

151 Резолюция по вопросу "Ватикан и Православная Церковь" (17.7.1948)

Совещание Предстоятелей и представителей Православных автокефальных Церквей109, заслушав доклады: "Папство и Пра­вославная Церковь", "Отношение Ватикана к Православным славянским Церквам за последние 30 лет", "Ватикан и Право­славная Церковь" и "Римская Церковь и единство Христовой Церкви" – определяет, что Римская курия во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков... извратила истинное еван­гельское учение, полученное от Господа через святых апосто­лов, этих "труб Святого Духа" (1 правило VII Вселенского Собора). Презрев категорическое повеление Отцов VI Вселен­ского Собора – "хранити неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов" (1 правило VI Вселенского Собора, ср.: 1 правило VII Вселенского Собора), римские епископы наруши­ли чистоту учения древневселенского Православия новоявлен­ными догматами: о "Filioque", непорочном зачатии Божией Ма­тери и, в особенности, совершенно антихристианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости.

Вследствие этого антихристианского нововведения, римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Цер­кви Христовой и вообще делу созидания спасения человеков на земле.

Отцы VI Вселенского Собора (1 правило VI Вселенского Собора), провидя огромный вред для Церкви от догматических нововведений, "совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти" в отношении тех святых догматов, какие уста­новлены шестью Вселенскими Соборами (ср.: 1-е правило VII Вселенского Собора). И потому не мы, но благочестивые уста Отцов Вселенских Соборов произносят сейчас осуждение рим­ского папства за все новоявленные римские догматы, которые являются чисто человеческими измышлениями, не имеющими основания ни в Священном Писании, ни в Священном Преда­нии, ни в святоотеческой литературе и церковной истории.

Таковое наше определение, осуждающее папство, не явля­ется случайным, но оно вытекает из самых основных принципов древневселенского Православия, выраженных в известном пра­виле Викентия Лиринского: "id teneamus, quod semper, quod ubique, quod ab omnibus est" ("мы сохраняем то, во что верили всегда, всюду и все").

Наше определение не является новым, оно лишь повторяет исповедание Восточных Патриархов. В 1723 году они писали "достоуважаемым ариепископам и епископам Великобрита­нии": "Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и благочестиво определены и утверж­дены Святыми и Вселенскими Соборами: прибавляти к ним или отнимати от них что-либо не позволительно" (Послание Патри­архов Восточной Кафолической Церкви о православной вере).

В Окружном послании по поводу энциклики папы Льва XIII о соединении Церквей (1894 г.) Восточные Патриархи еще яснее подтверждают свою верность традициям Вселенской Православной Церкви: "И мы предадим св. веру в грядущие поколе­ния, какою сами приняли без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков".

Забвение Ватиканом традиций вселенского Православия за­вело корабль Римско-католической Церкви в посредственную для Христовой Церкви стихию антихристианского папизма.

Как известно, сущность папизма выражается не только в искажении подлинно Вселенского Православия привнесением в него таких новоявленных догматов, как учение о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости. Вся история папства вопиет перед правосудием Божиим за извращение папистами новозаветного учения о Церкви Христовой. Из мистического тела Христова, из "столпа и утверждения истины", "Церковь Бога Живаго" (1 Тим. 3, 15) превращена папистами в земную политическую организацию. В течение многих веков и до наших дней папизм кровавыми войнами и всякого рода насилиями стремился обращать православных в католичество или прямо, или через унию, например румын в Трансильвании в 1700 году, болгар в Турции в 1859-1860 годах, а в последнюю войну – 240 000 сербов, албанцев, хорватов, а также в Чехословакии, в Польше, на Украине, в Белоруссии.

Для римских епископов, этих королей мирского государства ("patrimonium Sancti Petri") политика всегда была "suprema lex". Они всегда были на стороне могучих "мира сего" и шли против слабых и эксплуатируемых. Так и сейчас деятельность Ватикана направлена против интересов трудящихся. Ватикан – это центр международных интриг против интересов народов, в особенно­сти славянских; центр международного фашизма.

Сущностью христианской морали является призыв Спасите­ля к любви (Ин. 13, 34-35), а Ватикан, наоборот, является одним из поджигателей двух империалистических войн и в настоящее время принимает активнейшее участие в разжигании новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демокра­тией.

Верные традициям своих предшественников, также и папы XIX и XX веков настолько предались мирским течениям, что они не смущаются предстать перед мировым христианским обще­ственным мнением в качестве политических деятелей.

Даже горячие поклонники папского величия, католические писатели, называют Лия XII весьма ловким дипломатом, назы­вают его "политическим папой" (Габриэль Луи Жарэ. Его Свя­тейшество Пий XII. Послания военного времени к миру. Париж, 1945).

Итак, доблестью "непогрешимого наместника Бога на земле" папы Пия XII является, в глазах его почитателей, политическая деятельность Пия XII, то есть участие в разжигании братоубий­ственных войн, в борьбе с демократией и защита фашизма.

Весь христианский мир и все истинно верующие католики должны осознать, в какую пучину их ведет современное папст­во.

Все христиане, без различия наций и вероисповеданий, не могут не заклеймить за это политику Ватикана как антихристи­анскую, антидемократическую и антинациональную.

Мы горячо молим Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил светом Своего Божествен­ного учения католическую иерархию и помог бы осознать ту пучину греховного падения, в какую низвели они Западную Церковь как своими новоявленными учениями о главенстве и непогрешимости папы, так и использованием Церкви в интере­сах политической борьбы.