logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

11. Начало "борьбы за мир"

После окончания войны военный патриотизм сменился периодом "борьбы за мир" – обширная тема, объединившая государство и Церковь и не ограничивавшаяся абстракт­ными миролюбивыми воззваниями. Советская внешняя политика a priori определялась как "политика мира". Следовательно, вклад Православной Церкви в дело мира состоял в безоговорочной поддержке советской внешней политики особенно на международных форумах в связи с экуменическими встречами на специфических межкон­фессиональных конгрессах, посвященных вопросам мира и разоружения, а позже и ядерной проблематики (1952, 1969, 1977, 1982). Или же он (вклад Церкви) выражался в различных декларациях по поводу каких-либо событий в мире, в которые в значительной степени был вовлечен СССР (подавление восстаний в бывшей ГДР, в Венгрии и Чехословакии, ввод советских войск в Афганистан).

Поддержка советской внешней политики со стороны РПЦ в виде "борьбы за мир" была особенно значительна, поскольку этот конформизм в меньшей степени касался внутренних основ Церкви, нежели внутрицерковный кон­формизм, довольно часто идущий вразрез с основополага­ющими принципами христианского бытия. Словарю "хо­лодной войны" принадлежат следующие формулировки: "жадные щупальцы заокеанского спрута", "капиталисти­ческая Америка, эта неистовая блудница воскрешенного Вавилона". Папа характеризуется как "заклятый враг Советского Союза", который "открыто вошел в мрачный лагерь факельщиков нового пожара" (Док. 158).

Смерть Сталина (5.3.1953) стала кульминацией культа личности "великого вождя". Речь Патриарха Алексия на панихиде по Сталине (Док. 160) не только демонстрирует стиль культа вождя, какой с тех пор можно было наблюдать лишь по отношению к Чаушеску в Румынии. Этот документ постыден тем более, что раболепный панегирик предназначен для человека, придумавшего ГУЛАГ, убившего миллионы людей и почти уничтожившего Церковь.

Тем не менее, эта речь выражает искреннюю благодар­ность Церкви за ограниченные возможности существова­ния, предоставленные ей Сталиным после 1943 года.