logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

8. Русская Православная Церковь в период II мировой войны

Нападение Германии на СССР 22.6.1941 года открыло как для Русской Церкви, так и для других вероисповеданий возможность подчинить всю свою деятельность патриоти­ческому долгу – защите отечества и, таким образом, целиком встать на сторону советского руководства. "Вели­кая Отечественная Война" создала широкую общую платформу для государства и Церквей.

Днем вступления немецкой армии в СССР датируется послание митрополита Сергия "Пастырям и пасомым", в котором он, вспомнив татар, тевтонских рыцарей, шведов и Наполеона, призвал всех православных к самоотвержен­ной защите находящегося под угрозой "фашиствующих разбойников" отечества и благословил каждого воина (Док. 120). Затем последовали послания с аналогичным содер­жанием (Док. 120, 122); кроме того, митрополит Сергий призвал также к поддержке партизанской борьбы (Док. 124).

В 1942 году по поручению Патриархии вышла книга "Правда о религии в России", в предисловии к которой митрополит Сергий оценил положение Церкви как удов­летворительное, а утверждения о гонении на веру в Советском Союзе назвал совершенно необоснованными (Док. 123). Одновременно он в своем послании 22.9.1942 году осудил тех епископов, которые, оказавшись на оккупированной территории из-за быстрого немецкого наступления, приветствовали этот факт как освобождение от большевистского ига (Белоруссия, Украина и Прибал­тика) и даже поначалу благословляли гитлеровскую армию (Док. 125).

Катастрофический для СССР ход боевых действий в начале войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе и Русскую Православную Церковь в качестве народной, моральной силы, а также Грузинскую Православную Церковь, бап­тистов и евангельских христиан, как и мусульман. Сразу для богослужений открылись храмы, и священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей, а антирелигиозная деятельность приостановлена. Русская Церковь не ограничилась только духовной, моральной поддержкой дела защиты находящегося в опасности оте­чества – она оказала материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, но особенно это проявилось в финансировании танковой колонны имени Димитрия Дон­ского (Док. 126) и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарак­теризовать как сближение государства и Церкви в "патриотическом единении", был прием Сталиным 4.9.1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На этой встрече Сталин официально согласился на созыв Собора и проведение выборов Патриарха. Четыре дня спустя спешно созванный Поместный Собор, состоявший всего из 19 иерархов, избрал Патриархом 76-летнего митрополита Сергия, который уже управлял Церковью почти 20 лет. В этом же 1943 году было создано ведомство с целью координации интересов государства и Церкви – Совет по делам Русской Православной Церкви, который возглавлял Георгий Карпов – под его руководством отношения между государством и Церковью развивались для советских условий вполне успешно.

В большом количестве открывались храмы, священники возвращались из лагерей, снова начал выходить ежемесяч­ный "Журнал Московской Патриархии". Однако Патриарх Сергий не дожил до реализации своей мечты – открытия духовных семинарий. Он умер 15.5.1944 года, спустя восемь месяцев после избрания его Патриархом.

Тексты этого периода своим панегирическим стилем свидетельствуют об усердии и раболепии Церкви по отношению к государству и особенно к Сталину (Док. 144). С другой стороны, они показывают также благо­склонное отношение Сталина и государственных органов в лице их руководителей, в особенности Г. Карпова, к Церкви (Док. 134, 136), о чем говорит и объявление об открытии двух церковных учебных заведений, сделанное 21.11.1944 года (Док. 133).