logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

146 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия к архипастырям и клиру так называемой карловацкой ориентации (10.8.1945)

...В архипастырском попечении о тех, кто порвал общение с нашей Православной Русской Церковью, наипаче архипастырях и пастырях, и кто продолжает пребывать вне ее ограды, мы, следуя завету почившего Патриарха Сергия, снова, и в послед­ний раз, обращаемся к преосвященным, представителям так называемой Карловацкой ориентации, со словом братского увещания принести пред Церковью покаяние в грехе разрыва с нею и чрез это вернуться снова в общение с Матерью Русскою Церковью.

25 лет тому назад ряд епископов оставил свои паствы и, покинув Родину, во главе с митрополитом бывшим Киевским Антонием, находясь за рубежом, в Югославии, в Сремских Карловцах, образовал "Высшее Церковное Управление". Указом покойного Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 апреля (5 мая) 1922 года за N 347 это Высшее Церковное Управление было упразднено. Тем не менее эта же группа архиереев продолжала свою деятельность, переименовав свое управление и дав ему новое название: "Временный заграничный архиерейский синод"...

...В 1928 году Указом Патриаршего Священного Синода от 9 мая за № 104 постановлено: "Архиерейский Собор и Синод в Карловцах, являющийся не чем иным как продолжением бывшего Временного Высшего Управления русскими церквами за границей, считать упраздненными...

Наконец 22 июня 1934 года митрополит Сергий, бывший тогда Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, вошел в Патриарший Священный Синод со следующим предложением: "Нашим постановлением от 9 мая 1928 года... Высшее Управ­ление... объявлено упраздненным... Архиереям и клирикам, подчиняющимся названному Управлению, предложено было... сделать постановление о ликвидации Управления или же, по крайней мере, каждому в отдельности порвать с этим Управле­нием и со всей группой возглавляемой им (п. VII). Тех, кто откажется исполнить наше постановление... предложено "пре­дать соборному суду, как ослушников законного священнонача­лия и учинителей раскола, с запрещением (смотря по вине и упорству) в священнослужении впредь до суда или до раская­ния" (п. VIII, в).

Когда нашу Родину постигло тяжелое и страшное военное испытание, тогда можно было ожидать, что, по крайней мере, служители Церкви Божией, оказавшиеся за границей, сольются с русским народом в чувстве любви к Родине и в стремлении всеми силами встать на ее защиту, что этим порывом поглоще­ны будут все разногласия и разделения и что он приведет отколовшихся от Церкви-Матери вновь в ее ограду.

Но напрасными оказались и эти надежды. В течение всего военного времени потерявшие связь не только с родною Цер­ковью, но и с Родиной руководители церковной жизни русской эмиграции продолжали служить врагу и захватчику, открыто выступив на стороне Гитлера и совершая публичные молитвы об его победе...

Со времени состоявшегося постановления Патриаршего Священного Синода от 22 июня 1934 года прошло 11 лет, и теперь более, чем когда-либо, можно повторить слова покой­ного Патриарха – тогда митрополита – Сергия, сказанные им в предложении Священному Синоду: "Время увещаний, ожида­ний, отсрочек, новых ожиданий кончилось".

Это уже – последний призыв.

Над теми, кто останется и на этот раз глухим к нашему отеческому призыву, будет подтверждено вышеупомянутое ре­шение Священного Синода Русской Православной Церкви 1934 года...106

ЖМП. 1945. № 9. С. 9-12