logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

Взгляд в будущее

Церкви на территории старой Российской империи, в особенности РПЦ, после революции 1917 года испытали десятилетия репрессий и гонений. Ни одна Церковь в мире за столь короткое время не породила такое большое число мучеников, как РПЦ за период 1917–1943 годов. За эти годы Церковь – иерархия, священники, приходы, мона­стыри, духовные учебные заведения, храмы – была почти полностью уничтожена. Та малая часть, которая осталась от церковных учреждений к 1939 году, служила Сталину предъявлявшимся им всему миру доказательством того, что Церковь якобы не преследуется. В таких условиях Церкви и ее представителям было особенно трудно свидетельство­вать о Христе.

Какими бы ни были причины появления Декларации митрополита Сергия 1927 году, она определила последу­ющий путь Церкви. С момента ее опубликования Русская Церковь всегда защищала советскую систему от всякой, даже исходящей от христиан, критики. Во время самых страшных гонений и арестов представители Церкви отри­цали их наличие и восхваляли Советский Союз как свободную страну, в которой Церковь переживает расцвет, несравнимый с царским временем. Теперь, когда в России стало возможно иметь мнение и свободно выступать перед общественностью, естественно возникает вопрос: кто, на­ходясь под угрозой репрессий, отделывался идеологически предписанными обязательными мероприятиями, а кто словом и делом серьезно вредил Церкви?

Сегодня нет никакого сомнения, что РПЦ (как и другие религиозные объединения в СССР) от самых высших до низших сфер была в прямом смысле узником КГБ. Большинство священников, вероятно, ограничивало сотруд­ничество с "органами" до чисто формального, до минимума.

Оценить деятельность епископов сложнее, так как уже само их назначение должно было отвечать государственным интересам, которые недвусмысленно и в обязательном порядке навязывались ответственным лицам в Церкви. Перед Церковью стоит первоочередная задача выяснить, кто из епископов и священников был изначально инфиль­трирован в Церковь, кто был вынужден поставить себя на службу антирелигиозной политике из-за своих личных заблуждений во время пребывания в духовной должности и кто из епископов и священников своей угодливостью старался добиться благосклонности государственных органов из карьеристских соображений.

Патриарх Алексий неоднократно четко и ясно говорил, в том числе и перед мировой общественностью, что РПЦ в прошлом делала ошибки и что их нужно исправлять: "Однако при этом мы готовы смиренно признать: да, не все в нашей деятельности было безупречным и мы готовы нести и уже приносим покаяние в своих прегрешениях..." (Док. 361). Патриарх не ограничился словами, но устранил с ключевых позиций нескольких лиц, в прошлом нанесших вред Церкви – и продолжает это дипломатично делать, оставляя таким людям менее значительные посты.

Русская Церковь стоит перед большими задачами – катехизаторского, социального и нравственного характера. На нее возлагаются большие надежды. Собственно говоря, эти надежды слишком большие – Церковь не может исцелить в короткое время болезнь, вызванную разруше­ниями, причиненными коммунистами за 75 лет: это мышление и нравственность людей, которые систематиче­ски воспитывались в безбожии, в безответственности, в слепом повиновении и постоянной лжи. Более того, Русская Церковь стоит перед такими проблемами, перед которыми она не падает духом лишь потому, что уповает на Господа нашего Иисуса Христа, – украинские проблемы, расколы в некоторых патриарших приходах, враждующие направ­ления внутри Церкви, угроза крайнего национализма и даже антисемитизма, материальные сложности в связи с экономическим коллапсом. Наконец, отношение к государ­ству вновь стало сложным: почти 75 лет государственные органы не только изолировали Церковь от общества, но и совершенно конкретно определяли внутрицерковную жизнь. Сегодня существует опасность, что, невзирая на предупреждение Патриарха ("никаких политических бра­ков"), часть Русской Церкви мечтает о бывших привиле­гиях. На самом деле конкретные задачи: создание прихо­дов, духовных школ и монастырей, катехизация и тому подобное – в свою очередь создают огромные трудности. Из-за экономического кризиса во всех странах СНГ Церковь может финансировать все это лишь с большим напряжением. Принимая во внимание все нужды, пробле­мы, открывающиеся перед РПЦ перспективы дальнейшего развития, следует сказать: Церкви – Патриарху, еписко­пам и священникам – необходима мудрость от Бога, Его руководство в избрании правильного пути в следующем тысячелетии; им также нужна поддержка верующих, которую они охотно окажут, если поверят своим иерархам.