logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

258 Исторический путь Русской Православной Церкви: Церковь и государство (1988)

...Созванный в Москве после более чем двухсотлетнего перерыва Поместный Собор Русской Православной Церкви 4 ноября (старого стиля) 1917 года определил восстановить пат­риаршую форму церковного возглавления. Собор избрал на Московский Патриарший Престол митрополита Московского и

Коломенского Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (старого стиля) 1917 года.

Установление народной власти и последовавший затем Де­крет Советского правительства от 23 января 1918 года об отделении Церкви от государства привели к коренному измене­нию нашей церковной жизни. Освобожденная от подчинения государству, Русская Православная Церковь получила возмож­ность своего самостоятельного устроения. Отделение Церкви от государства не должно было означать отчуждение и разрыв. Оно положило начало новым отношениям, основанным на не­вмешательстве государства в область церковную и в свою очередь Церкви – в область, подлежащую компетенции госу­дарства. Однако определение места нашей Церкви в новом обществе было, как известно, процессом нелегким.

В условиях внутренних церковных нестроений началось пер-восвятительское служение Святейшего Патриарха Тихона. Пат­риарх, заняв верную позицию по отношению к новому государ­ственному строю, положил тем самым начало установлению нормальных отношений между Церковью и Советским государ­ством. Святейший Патриарх твердо выступил против "обновлен­цев" и решительно осудил деятельность раскольников.

Следующим избранником Божиим, ставшим во главе нашей Святой Церкви, был митрополит Нижегородский Сергий. Его духовная зоркость, широта взглядов обеспечили успешное про­движение Русской Православной Церкви к желанной цели – внутреннему единству. В этом направлении важнейшее значе­ние имела Декларация митрополита Сергия и Священного Си­нода от 16/29 июля 1927 года, четко определившая положи­тельную позицию деятелей Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству...

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая с особой силой и убедительностью выявила пламенный патриотизм духовенства и чад церковных, их беззаветную пред­анность Родине. В первый же день войны Патриарший Место­блюститель митрополит Сергий обратился к духовенству и па­стве с Посланием, в котором благословил их на защиту Отечества. В этом и последовавших затем обращениях Москов­ский Первосвятитель горячо призывал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками и выражал твердую веру в победу...

В этот период произошли события, имевшие исключительно важное значение для жизни нашей Церкви. 8 сентября 1943 года состоялся Собор архиереев Русской Православной Церк­ви, на котором Патриарший Местоблюститель митрополит Мо­сковский и Коломенский Сергий был единодушно избран Пат­риархом Московским и всея Руси.

31 января 1945 года в Москве открылся Поместный Собор • Русской Православной Церкви, который собрался, чтобы из­брать преемника в Бозе почившему 15 мая 1944 года Святей­шему Патриарху Сергию. На Московский первосвятительский престол был избран Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Начался новый благо­словенный период бытия нашей Святой Церкви. Усилия Святей­шего Патриарха Алексия, которому Бог судил свыше четверти века возглавлять Русскую Православную Церковь, были направ­лены на восстановление церковной жизни в районах, подверг­шихся временной оккупации, на возвращение в лоно Матери-Церкви пастырей и паствы, пребывавших в расколах...

17 апреля 1970 года скончался Святейший Патриарх Алек­сий. Собравшийся в Москве в мае-июне 1971 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Патриаршего Ме­стоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Пиме­на преемником почившему Первосвятителю и принял ряд важ­ных для жизни Церкви решений. Была одобрена деятельность Священного Синода во главе с блаженнопочившим Святейшим Патриархом Алексием, а затем с Местоблюстителем Москов­ского Патриаршего Престола...

Под первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Пимена Русская Церковь, ревностно соблюдая церковные тра­диции и заветы, храня и преумножая духовное наследие святых отцов, продолжает свое спасительное делание.

МЦВ. 1988. № 7