logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

273 Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки. Архиепископ Смоленский и Калиниградский Кирилл (1989)

... 2. Однако для того, чтобы Церковь могла осуществлять это пастырское служение в обществе, необходимо соблюдать, по меньшей мере, два непременных условия. Во-первых, обще­ство должно допускать и уважать пророческую миссию Церкви, которая предполагает противостояние греху и утверждение ду­ховно-нравственных ценностей. Пророческое служение Церкви есть бескорыстное провозглашение правды, которое не должно и не может преследовать какие-либо скрытые политические, экономические или даже мировоззренческие интересы. Голос Церкви должен быть голосом совести, пробуждающим спящую совесть людей, формирующим систему нравственных ценно­стей. Во-вторых, Церковь призвана быть вне политики в том смысле, что у Нее не должно быть своих собственных полити­ческих программ, а в равной мере и претензий на политическое лидерство. Чтобы Ее пророческий голос слышали все, Она должна избегать соблазна отождествлять себя с той или иной политикой, а также входить в профессиональную экспертизу общественных программ. Но, с другой стороны, Церковь не может быть безразличной к политическим, экономическим, со­циальным, научным или культурным преобразованиям, которые способны влиять на личную или общественную нравственность. В этом смысле Церковь должна быть заинтересована и полити­кой, и экономикой, и наукой, и всеми остальными областями общественной жизни. Она должна иметь возможность выносить о них свое суждение, руководствуясь не какими-либо узкими человеческими интересами, а исключительно нравственными принципами, содержащимися в Библии и в Церковном Преда­нии. При этом каждый христианин – член Церкви, сохраняя свободу, призван соотносить свою точку зрения с церковной позицией, дабы иметь этически правильный подход к сущест­вующим общественным проблемам.

3. Хорошо известно, что в течение нескольких десятилетий пророческий голос Церкви слышали немногие наши соотечест­венники. В обществе господствовал ложный и весьма опасный стереотип, относящий религию и Церковь к досадным "пере­житкам буржуазного строя", противоречащим социалистической морали. Построение нового общества связывалось с идеей искоренения "религиозных предрассудков". На этом пути ис­пользовались разнообразные методы: от репрессий и грубого администрирования до оскорбительной пропаганды и замалчи­вания.

В результате Церковь оказалась вытесненной из обществен­ной жизни. Ей было предоставлено узкое и неосвещенное пространство за "полями" этой жизни, призванное демонстри­ровать "массовый" отход граждан от религии. Видимым симво­лом положения религии в нашем обществе был закрытый ка­федральный собор в центре города и переполненная старушками маленькая церковь на городской окраине. Такая картина была призвана показать, что Церкви нет места в дина­мичной жизни современного общества, а значит, нет места и в будущем... И хотя подвигом своего смирения и жертвенности Церковь достаточно доказала свою связь с народом и верность патриотической традиции, были в нашем обществе и такие идеологи, которые сомневались в чистосердечности и искрен­ности этой позиции, усматривали в Церкви скрытого и опасного врага и были готовы толковать в таком смысле любое церковное слово, расходившееся с их пониманием общественной пользы. Общество не только отказалось слушать голос Церкви, но и отказало Церкви в праве возвышать свой голос, за исключени­ем тех случаев, когда такое свидетельство соответствовало официальной политической позиции и признавалось полезным.

4. Происходящие в стране перемены затронули сферу цер-ковно-государственных отношений. Великой радостью отзыва­ются в сердцах верующих регистрация тысяч приходов, возвра­щение закрытых храмов и монастырей, открытие новых духовных школ. Но главное в том, что это видимое обновление церковной жизни сегодня является результатом глубоких внут­ренних преобразований в нашем обществе. Без этих преобра­зований внешние перемены носили бы чисто "косметический" характер и не гарантировали бы необратимости процесса. На памяти старшего поколения – печальный опыт такой "космети­ки" в послевоенные годы, когда значительное открытие храмов было по чьему-то указанию приостановлено, а затем, в конце 50-х – начале 60-х годов, сменилось их массовым закрытием, а нередко и беспощадным уничтожением. Смысл происходяще­го сегодня в том, что перемены осуществляются не только на внешнем практическом уровне, но – что особенно важно – на уровне теории и общественной психологии. Сегодня созидается новая модель взаимоотношений Церкви и социалистического государства, реальным содержанием наполняется провозгла­шенный революцией принцип свободы совести. Сейчас проис­ходят коренные перемены в понимании роли и значения рели­гии, Церкви и верующего гражданина в жизни нашего общества. Последнее особенно важно: верующий человек перестает вос­приниматься как гражданин второго сорта, а его убеждения – как пережитки, мешающие общественному развитию. Призна­ется тот факт, что религиозные убеждения несут в себе моти­вацию личной и общественной морали, помогают укреплению межнациональных отношений, семейных уз, добросовестному труду, преодолению пьянства и преступности. Празднование 1000-летия Крещения Руси способствовало осознанию роли Церкви в становлении и развитии национальной культуры, в формировании духовных идеалов народа. Можно сказать, что идет очень важный внутренний процесс, преобразующий и обновляющий принципы нашей общественной жизни...

ЖМП. 1990. № 2. С. 32-33