logo search

21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.

Латинская Америка, самостоятельная ветвь общехристианской культуры отличается от Запада, характерной для нее, корпоративной мистической культурой (отсутствующей на Западе), с католицизмом без признаков реформации, влиянием доколумбовой индейской культуры и попыткой во всем имитировать высокоразвитый Запад. Все это образует удивительную мозаику латиноамериканских идентичностей при этом плохо влияющих на объединение людей столь разных культур в единую нацию.

Латинская Америка характеризуется в работе К.Л. Майданика «Латиноамериканская цивилизация в глобализирующемся мире» (2003) как региональная молодая пограничная цивилизация, формирующаяся на рубежах индейско-метисной, африкано-мулатской и иберийско-европейской рас. Несмотря на длительное смешение рас и культур, здесь еще не сложился цивилизационный архетип (устойчивый первообраз). В Латинской Америке по мнению Я. Шемякина обнаруживают следующие типы межцивилизационного взаимодействия:

1) противостояние, основанное на полном взаимоотторжении инородной культуры (например, жесткое противостояние «белых» и индейцев в Перу);

2) симбиоз, связанный с противоречивым сочетанием взаимопритяжения и взаимоотталкивания участников контакта (например, сосуществование европейско-христианских и индейских элементов в традициях крестьян Бразилии);

3) синтез, понимаемый как процесс порождения нового качества (например, культ Девы Гваделупской, «метисное барокко» и др.).

В итоге латиноамериканскую модель идентификации следует назвать метисной. При этом, не смотря на огромное смешение культур, преобладает влияние языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов-испанцев и португальцев. Доминантой латиноамериканского общества и культуры является проблема неизвестная Европе и Востоку, открытия самих себя через сравнения с другими. Для этого типа культурного сознания характерно постоянное стремление к самоидентификации путем построения собственного образа мира в соотнесении с такими культурами, как США и Европа. Настоящим зеркалом для сравнения «Себя» с «Другими», является для Латинской Америки Запад и в первую очередь, США. Латиноамериканские интеллектуалы остро переживают свою отсталость от Запада, выражаемую в общей периферийности, неразвитости региона и в его отсталости от западного сообщества. Латиноамериканская культура характеризуется высоким уровнем конфликтности, отсутствием общенационального интереса, приоритетом частного, семейного, над общественным и государственным.