16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
Накануне первой мировой войны и Восток по- прежнему, оставался пассивным субъектом мировой политики, а восточные страны (за исключением Японии) занимали в структуре мировой экономики, роль поставщика дешевого сырья для экономик западных стран. В политическом и экономическом отношении, страны Востока делились на страны полностью независимые и даже империалистические (Япония), политически независимые, но, экономически зависимые (Османская империя), в разной степени, политически и экономически зависимые (Египет, Иран, Афганистан, Сиам, Китай), и наконец, бесправные колонии (Индия, Корея, Вьетнам, Индонезия, Филиппины и т.д.).
В это время Запад находился на вершине своего могущества над миром, к 1920 г. уже после первой мировой войны, под контролем Запада оказалась территория, равная почти половине мировой (48,5 %), и население, также близкое к половине (48,1% от возросшей до 1,9 млрд. численности жителей планеты). Запад выступал как абсолютный господин над миром, являлся мировым военно-политическим, экономическим центром, определяющим общие правила функционирования мировой системы и отвечающий за общую безопасность этой системы. То был, безусловно, звездный час западной цивилизации. Однако как часто бывает в истории, пик чьего бы то ни было могущества, означает начало его конца и следует неизбежный спуск с пьедестала мировой политики. Первым ударом колокола, возвестившим о будущей иной судьбе Запада, стала первая мировая война.
Собственно сама мировая война экономически только ослабила Европу, резко усилила США, и практически никак не повлияла бы на Восток, если бы не события в России в октябре 1917 года. Приход к власти небольшой партии русских радикалов впоследствии коренным образом сказались на конфигурации силовых полей в мировой политике и привели к новому миропорядку. Но главное, именно русская революция и советская внешняя политика во многом привела в движение десятилетиями копившуюся на Востоке силу освободительного национализма.
Измученным народам мира капиталистической и колониальной эксплуатацией, войнами и голодом, большевики в своих пропагандистских лозунгах несли сказочное избавление в виде идеального общества- коммунизма. Мессианские освободительные идеи грядущего коммунистического рая буквально завораживали, как «высоколобых» интеллектуалов Запада, так и миллионов российских граждан, и являлись спасительным маяком для ожидавших своего освобождения от колониального ярма народов Востока. Новые декреты советской власти были совершенно новыми для той части человечества, привыкшего к неравноправию и насилию со стороны сильных государств Запада. Другое дело, что советская действительность, с самого начала имела очень мало с заявленной пропагандой, но этого не знали ни на Западе, ни на Востоке. Советская Россия, предоставленная самой себе, оказалась изгоем для Запада и почти недоступна для Востока. Запад, который долгое время для России выступал желанным эталоном «Другого», теперь для российских большевиков, по определению А. Уткина, «антизападных западников», превратился в главного врага. Но поскольку, внутренних ресурсов для успешной борьбы с самой мощной геополитической силой в мире у большевиков не было, то выбор их пал на Восток в качестве своего союзника.
Восточная политика молодого советского государства, с самого начала строилась на полном разрыве с предыдущей имперской и колониальной политикой Российской империи. Это служило огромной притягательной силой для колониального и полуколониального Востока. Большевистские вожди во главе с Лениным в своей антиимпериалистической политике уделяли Востоку огромное внимание. С точки зрения Ленина, национально-освободительное движение на Востоке подрывало экономические основы западного империализма, откуда тот постоянно черпал огромные ресурсы полезных ископаемых, дешевую рабочую силу для зарабатывания своих многомиллиардных прибылей и капиталов. Восток, по мнению российских коммунистических вождей, и являлся магическим источником силы Запада, которую следовало бы его лишить. К тому же, затягивание с мировой пролетарской революцией на Западе, неизбежно для советских руководителей ставило вопрос о тактическом союзнике в глобальной борьбе с западным капиталом и на роль такого союзника они рассматривали антиколониальный освободительный национализм Востока. На втором конгрессе III Коммунистического Интернационала в 1920 году Ленин со всей решительностью заявлял «Всемирный империализм должен пасть,- когда революционный натиск эксплуатируемых и угнетенных рабочих внутри каждой страны…соединится с революционным натиском сотен миллионов человечества, которое до сих пор стояло вне истории...» И далее, как он указывал чтобы свалить западный империализм, «необходимо вести политику осуществления самого тесного союза всех национально-освободительных движений с Советской Россией…» Так думали и другие большевистские вожди. В частности И. Сталин, считал что страны Востока-« неполноправные нации и колонии с их сырьем, топливом и продовольствием, громадным запасом человеческого материала», являлись тылом, стратегическим резервом стран Запада. И что бы выиграть революционную войну против Запада, для этого по его мнению «нужно не только победить на фронте, но и революционизировать тыл противника… Поэтому победу мировой революции можно считать обеспеченной лишь в том случае, если пролетариат сумеет сочетать свою борьбу с освободительным движением неполноправных наций и колоний».
Первым шагом для задействования потенциала Востока в своих мессианских проектах было заключение в 1921 году советским правительством договоров с Персией (26 февраля), Афганистаном (28 февраля), Турцией (16 марта), Монголией (5 ноября), совершенно на новых равноправных основаниях, отказываясь от прежних колониальных конвенций, финансовых долгов и других льгот для себя. Для Ирана, Афганистана, Монголии это были первые равноправные договора, в истории этих стран подписанные с западными державами.
Непросто складывались отношения с Китаем, где националистическое руководство Гоминдан находясь в зависимости от западных стран и противясь установлению народно-демократической власти в Монголии, поддержанной советскими войсками долгое время отказывало попыткам советской России установить дипломатические отношения. И только под давлением широких народных масс Китая требовавшего от своего правительства установить как можно скорее дипломатические отношения, китайское руководство, наконец, подписало с СССР в 1924 г. совместный китайско-советский логовор о дружбе и равноправных отношениях. После чего по всем крупным городам Китая прошли демонстрации с лозунгами «Да здравствует Китай и Россия!». По просьбе китайской стороны, в Китай стали направляться одна, за одной, вооруженные советские миссии инструкторов и советников, которые привозили с собой много оружия.
Моральный и идеологический выигрыш заключенных договоров наряду с проводимой Коминтерном антиколониальной пропагандой для советского государства был огромен и имел далеко идущие последствия. Чего стоит только комментарий к советско-афганскому договору советского полпреда РСФСР в Афганистане Ф. Раскольникова, который заметил:- «Вопрос об освобождении Индии от британского владычества, как вопрос о крушении Британской империи, слишком многосторонний и важный для того, чтобы мы могли придавать индийской революции второстепенное значение». Широкий политический резонанс в мире вызвали также проведенные в 1922 году съезд народов Востока в Баку (присутствовали делегаты из Средней Азии и Ближнего Востока) и московский съезд народов Дальнего Востока. Причем делегаты съездов из восточных стран выразили поддержку проводимой в советской России внешней и национальной политике. Как писал впоследствии египетский историк Ш. А. Аш- Шафии…Впервые в истории человечества появилась великая держава, которая не хотела никого колонизировать, никого оккупировать, никого эксплуатировать, государство, которое встало на сторону всех освободительных сил мира».
Европейские державы и в первую очередь Англия, хорошо осознавая, какую разрушительную силу для их колониального владычества в Азии несет советская пропаганда, с самых первых дней установления Советской власти в Средней Азии делали все, чтобы дестабилизировать ситуацию в этом регионе. Все 20-и 30 –е годы в Средней Азии действовали британские шпионы, которые вели подрывную работу среди местного населения особенно среди духовенства и знати, настраивая их на восстания и мятежи против Советской власти. В этой связи следует сказать, что широкое повстанческое антисоветское движение басмачества, напрямую финансировалось британскими эмиссарами. Последние доставляли через Афганистан басмачам борющихся с атеистическим большевистским режимом под лозунгом «газавата», оружие и деньги.
Но, вплоть до второй мировой войны возможности СССР на Востоке были незначительны, во-первых, в силу могущества на Востоке его оппонетов Великобритании, Франции, во-вторых, в силу слабости самого Востока находившегося в прямой политической и экономической власти Запада, и в-третьих, в силу слабости самой советской России. Свою слабость в военно-политической и экономической сферах, СССР компенсировал притягательной силой своей коммунистической и антиколониальной пропаганды. Что, безусловно, вместе с набирающим силу национально-освободительным движением работало на подрыв колониальных империй Запада на Востоке. Да и сама советская политико-экономическая конструкция в силу своей необычности и большими созидательными возможностями была притягательным примером для интеллектуалов Востока. В то же время взаимоотношения СССР со странами Востока были двоякими, восточные страны охотно принимали любую помощь Советской России, и довольно удачно играли на противоречиях между Западом и СССР, с другой стороны, восточный религиозно-традиционный национализм опасался совершенно чуждых Востоку социалистически-атеистических идей большевиков. Последнее обстоятельство значительно сдерживало прокоммунистическую ориентацию Востока в его последовательном сближении с СССР.
То что Восток совсем непрост для успеха там коммунистической пропаганды, советское руководство убедилось на примере «социалистической модернизации» собственных «Востоков»- Северного Кавказа и Средней Азии. С «маху» сломать тысячелетнюю традиционную структуру и привести «свой Восток» в царство социализма не получилось. Самым трудным «орешком» оказался ислам. Большевистско-атеистический поход против ислама, сопровождающийся закрытием мечетей, арестами мусульманского духовенства, упразднением шариатских и адатских судов и государственной конфискацией вакуфов, привело к массовому антисоветскому повстанческому движению на Северном Кавказе и в Средней Азии. Ценой большой крови и более гибкой политики по отношению к мусульманскому духовенству и традиционалистским структурам ситуацию удалось стабилизировать и начать масштабную реконструкцию местных обществ. Но попытки ускоренного «социалистического строительства» сопровождающиеся репрессиями чуждых советской власти «феодально-байских элементов» давали противоречивый результат. Ислам и родоплеменной традиционализм были вытеснены только с верхних этажей местных обществ, зато в нижних этажах повседневной жизни произошла консервация традиционного уклада, клановых, племенных, семейно-родовых отношений. Довольно жесткая все годы советской власти антирелигиозная политика и исключительная монополия коммунистической идеологии, привела к вытеснению ислама из идеологии и политики в сферу семейно-бытовых отношений. Но эта сфера в свою очередь оставалась поистине неприступным бастионом для советско-коммунистического мировоззрения. А в повседневной жизни именно сфера семейно-бытовых отношений оказывала наибольшее влияние на формирование мировоззрения советских иусульман. Поэтому, не смотря на весь прессинг коммунистической идеологии, коренным народам Средней Азии удалось сохранить фундаментальные ценности традиционной социальной жизни: многодетную семью, родоплеменную и клановую иерархичность, архаичный коллективизм социальной организации, традиционные культурные и профессиональные предпочтения.Таким образом в мусульманских республиках СССР образовалась почва для утверждения двойной морали в обществе и в самих властных структурах. Это способствовало построению своеобразной властной иерархии здесь, по форме коммунистической, а по существу традиционной по «кланам», «родам», «тейпам» и т.д. Причем последняя (традиционалистская) «скрытая» власть на советском Востоке оказывалась более действенным и легитимным инструментом в глазах местного населения, чем все внедренные Москвой коммунистические и советские институты. По форме советская власть на Востоке (Северный Кавказ и Средняя Азия) напоминало редиску, сверху красная (коммунистически-советская), а внутри вся белая (традиционно-мусульманская). И это не могло не броситься в глаза, любому кто хотя бы раз побывал в этих республиках во все годы существования СССР.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.