logo

21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.

В условиях современной глобализации старое деление на модернистов и традиционалистов, получает еще одно измерение: глобалисты и антиглобалисты. Следует отметить что благодаря сохранению традиционного влияния ислама на всю систему политических, социокультурных жизненных ценностей мусульманина и определяющее его поведение в сложном многокультурном глобализированном мире, идентичность мусульман в наименьшей степени подверглась разрушению и размыванию некими унифицированными и глобальными ценностями, нормами и правилами поведения. Чем это вызвано, только лишь слабостью других идентичностей (национально-государственной, этнической)? Нет, не только. Хотя следует признать, процессы национализации в исламском мире, значительно отстают, не только от западных, но и стран Восточной Азии. Во многом, объясняющей причиной является более слабая вовлеченность стран исламского мира в рыночные, политические и культурные процессы глобализации. Поскольку глобализационные, модернизационные процессы в наименьшей степени коснулись исламских стран (исключение составляет Турция), то традиционная религиозная идентичность сохранилась здесь в наибольшей степени. Поэтому, эта идентичность, сохранила свою гомогенность, устойчивость и цельность, чего не скажешь о идентичности западных народов, которые в условиях глобализации подверглись большему размыванию и «расщеплению». Во многом это объясняется тем, что модернизация и секуляризация исламского мира (в первую очередь, арабского Востока) явно запаздывает даже по сравнению с другими странами Востока, особенно, восточноазиатскими странами. За исключением Турции, Азербайджана, ряда центральноазиатских стран, во всем мусульманском мире религия ислам, по прежнему определяет не только жизнь простых граждан, но и политику, и социальную сферу. Практически во всех арабских странах и в Иране конституционные акты и государственные законы напрямую руководствуются Кораном и Сунной. Конфессиональная идентичность превалирует над идентичность этнической и национально-государственной, несмотря на то что в исламском мире существуют и ряд других устойчивых наднациональных идентичностей и идеологий. Это идеологии панарабизма и пантюркизма, которые фактически представляют собой своеобразные панкультурные концепции и идеи, призванные сплотить родственные культурные и языковые общности помимо исламской религии. Однако, как показывает практика, эти идеологии и связанные с ними идентичности переживают кризис и значительно уступают по своей привлекательности и значимости конфессиональной и национально-государственной идентичности. В этой связи хочется отметить, что напрашиваются определенные исторические параллели между европейским обществом XVI в., и современным исламским обществом, в плане преобладания религиозной идентичности и самоидентификации над государственной, или какой- либо другой.

Но несмотря на запаздывающую и выборочную модернизацию исламского мира, она тем не менее исподволь идет. На мусульманском Востоке образуется не совсем западное по ценностям, но, вообщем-то потребительское общество, втянутое в глобализационные процессы, умело маскирующееся маской исламского благочестия. Разумеется, такое положение вещей не устраивает исламских традиционалистов, которые в стихии рыночной глобализации и связанного с ней культуры потребления усматривают «козни западных дьяволов». Они (традиционалисты) в свою очередь, опираясь на власти и недемократическую систему правления (особенно на арабском Востоке) создают мощное противодействие глобализационным инновациям на мусульманском Востоке. Поэтому антиглобалистские взгляды в мусульманском мире очень сильны.

Исламским «ответом» на преимущественно светский характер и рыночный характер глобализации стало появление исламского фундаментализма, который можно рассматривать в качестве своеобразной контрмодернизации. Фундаменталистские движения вообще, как пишет Хантингтон, это «способ справится с хаосом и потерей идентичности, смысла и прочных социальных структур, вызванных стремительным насаждением современных социальных и политических моделей, атеизма, научной культуры и экономического прогресса». Поэтому современные исламские фундаменталистские движения, создаваемые на жестком бинарном противостоянии (религия-атеизм, традиция- модерн), можно рассматривать как ответ на вызов западного светского глобализма. По сути это является отчаянной попыткой исламских традиционалистов спасти подрывающуюся процессами Современности традиционализм и религиозную идентичность исламского мира всеми доступными методами, включая насилие. Исламский фундаментализм в конце XX в. проявил себя как в относительно мягкой форме (Иранская исламская революция 1979 г.), так и в радикальной форме (движение Талибан в Афганистане в 90-е гг.). Последний афганский пример, являет собой пример наиболее тотального возрождение Архаики и ее победа над Современностью в стране только вставшей на рельсы модернизации. Результат, потрясающей демодернизации таков: страна буквально за несколько лет была отброшена в глубокое средневековье.