6.2.Япония в эпоху средневековья.
Особую роль на формирование удивительной японской истории и культуры оказал географический фактор, а именно островное положении Японии. Оторванное от азиатской части материка и не испытывая угрозы вражеских завоеваний и больших культурных заимствований, японское общество отличавшееся своей однородностью и развивалось в целом кумулятивно, без структурных сбоев и перепадов. Японское государство-общество сложилось довольно поздно, приблизительно в III- VI вв. н. э. Именно на этот период приходится становление протояпонского государства, получившего название – Ямато. Япония на протяжении почти всего средневекового периода оставалась периферией цивилизованного мира и соответственно не могла претендовать на роль культурного, политического и военного центра Дальнего Востока. На протяжении средневековья Япония выступала как культурный реципиент китайской цивилизации, заимствуя у последней: иероглифическую письменность, религию (буддизм), конфуцианское учение, науку, формы искусства, обычаи, ритуалы и церемонии –от чаепития до единоборств, и главное систему государственного администрирования. Надо сказать, что японцы в отличие от китайцев не то чтобы чурались воспринимать чужой опыт, а делали это с настоящим искусством, органически включая их в систему своих ценностей. С китайской модели японцы перенимали все элементы императорской власти, ее политическую культуру, разветвленную систему бюрократического аппарата. Поэтому долгое время китайцы смотрели на Японию, как на свою культурную периферию.
В середине VII в. в раннеяпонском государстве была проведена государственная реформа «Тайка», в ходе которой протогосударство Ямато превратилось в «цивилизованное» по китайскому образцу государство: были созданы первые законодательные своды, системы государственной собственности на землю, установлены нормы наделов землепользования. Именно тогда правитель страны принял божественный титул - тэнно («сын Неба»). Реформы Тайка, дополненные в 701 г. специальным кодексом Тайхоре, заложили основы японской социальной и политической структуры. Они же создали фундамент для расцвета японской культуры периода Нара (VIII в.) когда по образцу китайской столицы Чанани была богато отстроена столица Японии Нара. Древняя религия японцев синто («путь богов»), в значительной мере обогащенная китайским даосизмом и буддизмом, дала сильный толчок для развития ранней японской культуры и искусства.
В тоже время система японской государственной власти, несмотря на ее копирование с Китая, оказалось не совсем прочной. Божественный император, по китайскому образцу провозгласивший себя Сыном Неба- Тэнно, больше царствовал, нежели реально правил страной. Это объяснялось тем, что в отличие от Китая, здесь верховная власть и земельная собственность во многом оказались разделенными. Львиная доля земельного фонда оказалась в руках наследственной знати владевшие земельными участками полуфеодального типа, которые при этом были весьма самостоятельны. Да и типичного азиатского деспотизма верховной власти в Японии не наблюдалось. Все эти признаки отличали японскую модель государства-общества от классического восточного типа и сближали ее западноевропейским аналогом. Но правильнее было бы на наш взгляд отнести японскую модель к промежуточному типу, имеющие признаки и восточной структуры и классической западноевропейской феодальной системы. Сама промежуточность японской модели указывала на возможность как одного из двух путей развития государства-общества (восточного или западного), так и возможность третьего комбинированного варианта. Во многом это зависело от последующего исторического процесса.
Ставка императора в городе Нара оказалась больше символическим центром, фактическим административным центром страны стал город Хэйян (Киото) где управлял влиятельный дом Фудзивара. В IX –XI вв. влияние дома Фудзивара усилилось настолько что японские императоры, превратились почти в марионеток в их руках. Это было серьезным отличием японской государственной модели от китайской модели. Вторым характерным отличием было то, что здесь не сложилось, конфуцианской элиты чиновников-администраторов, с их конкурсными экзаменами в качестве рекрутирования. Поэтому чаще всего роль чиновников и управляющих отдельными территориями страны выполняла наследственная знать, которая все больше и больше становились самостоятельными от центра. Третьим отличием от Китая, явилось также и то, что японские чиновники, занимавшие крупные должности, превращались в полноправных владельцев частновладельческих поместий (дайме).
В Японии процесс приватизации земельных владений и территориального управления получал все большее развитие. Последние признаки явственно указывали на характер формирующейся в стране феодальной системы с ее децентрализованным распределением ресурсов. Все это говорило о том что японская модель государства-общества больше напоминало западноевропейскую, чем китайскую. Так еще в XI в. японские дайме получили право осуществлять суд и административную власть в своих владениях, а их земли были освобождены от государственного налогообложения. Другим признаком явилось стремление японской знати прикрепить крестьян к земле. В целях борьбы с восставшими крестьянами и их попытками ухода от своих хозяев, крупные владельцы земель стали создавать отряды профессиональных воинов - дружинников. С течением времени боевики-дружинники превращались в замкнутое сословие (аналог западноевропейских рыцарей) воинов-самураев (буси). Впоследствии возник и стал свято соблюдаться кодекс военной этики самураев (бусидо), включавший в себя идею верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь, или в случае любой неудачи или бесчестья покончить с собой (совершить сэппуку или харакири). Философия фатализма в сочетании с фанатичной преданностью патрону, и уверенностью что имя доблестно павшего будет почитаться в веках, все это вместе взятое, вошедшее в понятие «бусидо» оказало огромное влияние на японский национальный характер.
В период правления дома Камакуры (1185-1333) самурайское сословие Японии становится господствующей социальной силой страны. Подлинной религией самураев становится дзен-буддизм, который получает широкое распространение по всей стране. Самураев- буси стали переводить на положение воинов-рыцарей, живущих при дворе хозяина и получающих за это дома, снаряжение, натуральный паек со стороны государства или своего господина. Феодальные отношения развиваются все шире и шире. Так, все больше земли с крестьянами концентрируется в руках крупных феодалов (дайме) у которых на службе находились самураи. Крупные князья (дайме) подчиняют своей власти целые города с торговлей и ремеслом и корпорациями торговцев и ремесленников. Впоследствии именно возвышение князей и усиление их силы и самостоятельности и привело в падению сегунов из дома Минамото.
Следующий период японской истории – период Муромати (1392-1568), прошел под знаком господства сегуната Асикага. В этот период децентрализация страны и междоусобные войны постоянно нарастают и достигают своего пика во второй половине XV в. Власть сегунов становится чисто номинальной, а страна на рубеже XV-XVI вв. фактически распалась на несколько частей. Вдобавок страну сотрясали крестьянские восстания. Тем не менее среди японской крупной феодальной знати все чаще распространялись идеи о объединении Японии в централизованное государство.
Японское государство- общество по ряду признаков в это время больше напоминало феодальную Европу XII-XIII вв. чем современный деспотичный Восток. Здесь, как и в Европе не сложилось всесильного и централизованного государства, а частные феодальные владения были практически независимы от центральной власти. Правда развитие японского общества в этот период хотя и имело ряд общих признаков с европейскими странами, но оно заметно отставало от них. Поскольку уже на рубеже XV- XVI вв., в Европе складываются централизованные государства, а в Японии в это время пик феодальной раздробленности. Конечно, имеются между ними и ряд принципиальных различий: в Европе города в этот период независимы от власти не только феодальных владык, но и сохраняют свою автономию и по отношению к государству. В Японии в это время только несколько городов имели очень слабую автономию от власти. В отличие от традиции вассалитета феодалов в Европе японский вассалитет был более строг и это был не столько свободный договор, сколько подчинение. Потом в Японии не было церкви оказывающей мощное противодействие государству против сползания его к деспотизму и подавления общества. К тому же географическая близость к цивилизационно-культурному миру Востока, в первую очередь своему культурному «учителю» -Китаю, оставляло очень мало шансов для развития «невосточного» пути развития Японии.
Реализация общенациональной задачи создание централизованного государства связана с именами таких известных исторических деятелей Японии в XVI в. как Ода Нобунага, Тоетоми Хиэеси и Токугава Иэясу. Но если Ода Нобунага и Тоетоми Хиэеси погибли, пытаясь консолидировать страну, то Токугаве повезло больше.
В битве при Сэкигахара в 1600 г. Токугава разгромил противников централизации страны и в 1603 г. принял титул сегуна и, основал сегунат (1603-1867) со столицей в г. Эдо (Токио). Так было положено начало военно-феодальной диктатуре наиболее влиятельного дома того времени. Фактически Токугава и его последователи отстранили императорский дом от власти и политической жизни. Однако они продолжали подчеркивать его религиозный авторитет и постоянно утверждали, что получили санкцию на власть от самого императора (микадо).
Режим Токугавы провел ряд реформ для укрепления централизации страны и в тоже время консервации милитаристско-феодального строя. В частности, хотя дайме, сохранили некоторые традиционные права, включая суд и административную власть в пределах своего владения, они должны были в знак признания авторитета сегуна, каждый второй год вместе с семьей и свитой проводить в специально построенной для этого дворцовой усадьбе в Киото. По сути это был своеобразный институт заложничества, который укреплял власть центра над автономией князей. Но в пределах своих земельных владений князья были, по сути, неограниченными хозяевами. Иэясу Токугава еще раз закрепил крестьян за их землями. Он же строго разграничил сословия (самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы) и наладил систему полицейского надзора в стране. При Токугава в самурайстве выделился влиятельный слой- хатамото (буквально под знаменем). Они занимали положение служилой знати, осуществляя надзор за крестьянами и другими неполноправными сословиями во владениях Токугавы, а также ведали сбором налогов. Вслед за ними шла основная масса самураев, не подвластных сегуну, а являвшихся вассалами удельных князей. Они не имели земли, а в качестве жалования получали натуральный паек. Одновременно с этим проводилась политика жесткой изоляции Японии от внешнего мира. Это, во-первых, выразилось в указе (1614 г.) о полном запрещении христианства, во-вторых, в изгнании всех европейских дипломатических и торговых миссий, за исключением голландцев из страны. Только голландские купцы получили право торговать с Японией в небольшой фактории близ города Нагасаки. Сами японским подданным под страхом смертной казни было запрещено покидать свою родину и строить большие корабли для дальних плаваний. В результате этих мер произошло закрытие страны для европейцев.
В начальный период своего развития токугавский режим привел к относительному процветанию экономики Японии. Это выразилось в расширении посевных площадей, в росте урожайности, вследствие чего значительно вырос национальный доход Японии (с 11 млн. коку риса в начале XVII века до 26 млн. коку в конце его) и увеличилась численность населения. Рост товарно-денежных отношений в городах привел к формированию японской торговой буржуазии. Однако японская формирующаяся буржуазия относилась к неравноправному сословию по отношению к служилому феодальному слою. Это во многом определило дальнейшее развитие капиталистических отношений в стране. Центрами торговой буржуазии были крупные города, в первую очередь, Эдо и Осака. В столице Эдо крупные торговые фирмы в наибольшей степени зависели от правительства. С одной стороны прочные связи со столичной администрацией давали им необходимых для предпринимательского дела поставщиков и кредиторов, а с другой стороны ее зависимость от правительства приводила эдоскую буржуазию к отсутствию всякой инициативы и расширению политических прав.
Япония в период правления режима Токугавы, по большинству признаков воспроизводило черты восточной вотчинно-государственной системы, с ее подчинением общества государству. Оно проявилось, как в деспотичной форме правления, вмешательстве государства в экономические процессы и в частную жизнь людей. Очень органичной и восточной по типу культуры была и японская культура того времени, подчеркивающая иерархическую зависимость индивида от определенной социальной группы и чувство «долга» по отношению к ней. Так сложилась совокупность своеобразных «кругов обязанностей» японца того времени: во-первых долга по отношению императору; во-вторых, к своей корпорации; в третьих, по отношению к родителям; и только в последнюю очередь обязанности по отношению к самому себе.
Политика изоляция страны не привела Японию к прогрессу. Если в XVII в. реформы и укрепление централизованности и внутренней стабильности, привели к росту экономики, то XVIII век принес с собой упадок и начало экономического кризиса. Разлагалось лишавшееся необходимого материального содержания сословие самураев. Все большее количество их, пополняло ряды так называемых ронинов (бродячих самураев без службы определенному господину). Доходность сельского хозяйства падала из-за снижения урожайности. Крестьянское население разорялось под бременем непосильной эксплуатации. А это в свою очередь приводило к росту крестьянских восстаний. Особенно много их было, в конце 80-х гг. XVIII века. В конце этого столетия участились и выступления городской бедноты, занесенных в хроники под названием «голодных бунтов». Кризис токугавского сегуната стал заметным на рубеже XVIII – XIX вв., но особенно явственным- с 30-х годов XIX в. Ослаблением могущества сегунов воспользовались прежде всего наиболее развитые в экономическом отношении княжества южных районов страны. Номинальным центром и «знаменем» оппозиции выступил императорский двор. Однако императорская власть в этом случае выполняла скорее роль идеологического прикрытия оппозиции в борьбе с «узурпатором»- власти сегунов. Поэтому оппозиция выступила под лозунгом борьбы за реставрацию утраченной императорской власти.
Китай и Япония, несмотря на ряд различий в ранний период, в позднее средневековье становились все более похожими в своей внутренней и внешней политике. Оба государства стремились максимально законсервировать сложившиеся в раннее средневековье политический строй и социальные отношения. В то же время оба государства имели и ряд существенных отличий: абсолютная до деспотизма императорская власть в Китае и номинальная власть императоров в Японии; в Китае был приоритет гражданского бюрократического сословия над военным, в Японии наоборот первенствовали военные; в Китае наследственная аристократия не имела никакого значения, в то время как в Японии наследственная знать имела больший статус в обществе и почти неотчуждаемые земельные владения. В Китае города были полностью подчинены бюрократическому «классу-государству», а в Японии они обладали большей самостоятельностью. Поэтому можно сказать что несмотря на типичную «восточность» в культуре и мировоззрении японцев, в японской системе государственного и общественного, структур «Востока» не было так подавляюще много. Впоследствии это Японии окажет огромную услугу в проведении более успешной модернизации, чем в соседнем Китае.
Но в XVIII- первой половине XIX века оба государства: Китай в меньшей степени, Япония в большей, продолжали политику изоляции от внешнего мира, пытаясь тем самым сохранить свою идентичность и оградить себя от экспансии опасных «варваров» (европейцев). Все познается в сравнении. Императорская власть в Китае, несмотря на деспотичный ее характер и большую централизацию ее по сравнению с японской, представляла собой более «мягкий» вариант по сравнению с мусульманской моделью (Османской империи, Ирана и Великих Моголов). Но, в условиях восточного деспотизма и абсолютного доминирования государства над обществом политика китайских и японских властей обрекала общество на застой и отсутствие динамизма, и это еще больше вело к отставанию этих обществ от динамично развивающегося Запада. Как показали последующие события в XIX в., такая политика завела оба государства в тупик и показала свою полную неэффективность и беспомощность перед лицом европейской экспансии.
6.3. Юго-Восточная Азия в средневековье.
В отличие от других регионов Азии, в регионе Юго-Восточной Азии первые политические государственные объединения сложились лишь в эпоху нашей эры. Причем первые протогосударства здесь складывались при мощном цивилизующем воздействии индийской культуры. Индийское культурное влияние (брахманизм, касты, индуизм, затем буддизм) определяло социально-политическое развитие ранних государств юго-восточного региона, так и полуостровной части (Индокитай), а также и такие крупные острова как Цейлон. В свою очередь китайская культура наибольшее свое влияние оказало на страны Индокитая, особенно на Вьетнам. Чуть позже сказалось и влияние еще одной цивилизационно-культурной силы-ислама. Ислам впоследствии укрепился в Малайе и на островах Индонезии.
Если север Вьетнама находился под безусловным господством китайской культуры, то его юг, как и весь Индокитай, испытал влияние индийской культуры. Монголы, к тому времени завоевавшие Китай, вторглись в середине XIII в. во Вьетнам. Вьетнам вынужден был признать себя вассалом монгольской династии Юань правившей в Китае. Но даже и после свержения власти монголов в Китае, новая, уже китайская династия Мин не однократно вмешивалась во внутренние дела Вьетнама, пытаясь (правда безуспешно) его завоевать. Во Вьетнаме благодаря культурному влиянию Китая сложилась максимально бюрократическая модель вотчинно-государственной системы. Но окончательно централизованная бюрократическая монархия оформляется при императоре Ле Тхань Тоунге (1460-1497 гг.), когда весь правящий класс был организован в единую политико-административную систему, построенную по принципу бюрократической иерархии. Именно чиновники разделяемые на гражданских и военных и были господствующим классом Вьетнама, распространявшие свой контроль на самые низшие социально-производственные ячейки, включая и крестьянскую общину. Для вьетнамского бюрократического господствующего класса того времени (как и для Китая) было характерно наличие специального слоя чиновничества, связанного с культурно-идеологической функцией- ученых. Представители этого слоя (при обязательной сдачи экзамена на чин) включались, как правило, в ту или иную группу господствующего класса в зависимости от своего ученого звания и положения на бюрократической лестнице. Основная масса тяглового населения государства -крестьянство разбивалось на 6 разрядов, в зависимости от отношения к государственной (военной) службе. С конца XV в. в государстве стала распространяться феодальная форма землевладения, через передачу чиновникам на время их службы права взимание ренты-налога с определенной земельной площади. Тем не менее, не смотря на ее развитие, все века вплоть до XIX в. государственная земельная собственность, играла решающее значение.
В XVI веке власть правителя Ле стала ослабевать, а крупные сановники Нгуен, Мак и Чинь стали соперничать между собой за влияние в стране. Междоусобная борьба фактически привела к разделению страны на три части. Вторую половину XVIII века страну стали потрясать массовые крестьянские движения. Наиболее мощным было восстание тэйшонов, которое проходило под лозунгом восстановления власти законных правителей из династии Ле. Восставшие воевали против представителей домов Нгуенов и Чиней, которые за помощью обратились к французам. В 1802 г. Нгуены при поддержке французов сумели нанести тэйшонам поражение и объявили себя императорами новой династии Нгуен (1802-1945) и в 1804 г. страна официально стала называться Вьетнамом. Аппарат администрации вновь стал получать жалованье из казны, а служебные условные владения были отменены, что укрепило вертикаль власти на местах. При этом все более активную роль в хозяйстве страны начали играть иностранцы-как мощная и экономически процветающая китайская колония в южных городах, так и европейцы, особенно французы. С середины XIX в. Вьетнам шаг за шагом стал превращаться во французскую колонию и этот процесс завершился в 1884 году.
Малайя. Выгодное географическое положение способствовало превращению южной части полуострова в перекресток, где на протяжении веков скрещивались пути индийских, арабских, затем китайских купцов. Но наибольшее влияние на Малайю оказала индийская культура. Индийские купцы, священники, буддийские монахи создали здесь первоначальную социально-политическую и религиозно-культурную основу. Первые протогосударства в виде городов-государств и отдельных княжеств, сформировались здесь в VIII-IX вв. Затем при мощной торговой экспансии мусульман-торговцев из индийского города Гуджарата в Малайе быстро распространялась исламизация общества. В начале XV в. возникло крепкое централизованное государство- Малаккский султанат, территория которого помимо Малайи включала в себя часть Суматры и ряда прилежащих островов. Малаккский султанат прекратил свое существование в 1511 году под натиском португальцев, разбивших армию султана и превративших его столицу в свою торговую факторию., где португальские купцы господствовали вплоть до середины XVII в. Несмотря на приход португальцев, исламская государственность полностью не исчезла, а раздробилась на ряд более мелких султанатов, в состав которых входили полусамостоятельные княжества. Наиболее сильным султанатом был султанат Джохора. Именно союз Джохора и соперников португальцев Голландии обеспечил изгнание из Малайи португальских колонизаторов. Однако вместо них здесь прочно обосновались голландцы создав здесь самую мощную в военном и экономическом плане торговую компанию (среди европейских торговых компаний)-Ост-Индскую. Эта компания довольно успешно провоевала с султанатом Джохора практически весь XVIII в. раз за разом отрезая от него все новые и новые территории. В конце XVIII в. голландские колонизаторы столкнулись с еще более сильной колониальной державой-Англией. В 1795 г. англичане захватили Малакку, вытеснив отсюда голландцев. А в начале XIX в. они прибрали к рукам один за другим важнейшие малайские султанаты. Лондонским договором 1824 г. Малайя была признана английской сферой влияния, а захваченный остров Сингапур превратился в стратегический пункт контроля Великобритании за Малаккским проливом, через который проходил морской путь из Индийского океана в Тихий.
Индонезия. Ранние протогосударства в Индонезии появились примерно в IV-V вв. Это были индуистское Тарума и буддийское Калинга на острове Ява, буддийское Гэин на Суматре, индуистское на Калимантане. Все эти государства примерно были друг на друга похожи. Существовали верховный правитель вождь, его наместники и помощники, а также производители-крестьяне-общинники, платившие ренту в казну. Влияние индийской культуры на Индонезию было огромным. В идеологии и культуре господствовали индуизм, преимущественно в шиваистской форме, но встречались также и вишнуисты и буддисты. Преобладала санскритская письменность.
Наиболее развитым и крупным государством на острове Суматре была Шривиджайи, просуществовавшая с VII по XIII в. Другим, не менее процветающим государством на Яве, было государство Матарам просуществовавшее с VIII по XIII вв. Династия Шайлендров этого яванского государства активно насаждала и буддизм махаянистского толка. Ярким свидетельством буддийской ориентации Шайлендров является величественный храмовой комплекс Боробудур, который и по сей день потрясает туристов.
Оба этих государства были типично восточными по своей внутренней организации. Землей в них распоряжались правители, опиравшихся на многочисленных чиновников. Общинные крестьяне вносили в казну ренту-налог, за счет перераспределения которой содержались знать, воины, чиновники, духовенство. Большую роль в стране при этом играли торговые города-порты и вообще морская торговля, учитывая островной характер индонезийских государств.
В XIII веке на Яве разгорелась междоусобная борьба за историческое наследство распавшегося государства. Междоусобица сопровождалась вторжением монголов в конце XIII в. Один из претендентов на государственный престол-Виджайя, вначале ловко использовал монгольские отряды для победы над своими соперниками, а затем усилившись, напал на монгольских захватчиков. Потерпев поражение, монголы убрались восвояси с Явы. Виджайя создал новое государство Маджапахит (1293-1520) и стал его первым правителем. Это было самым могущественным индонезийским государством. Владения Маджапахита распространялись на всю Яву, Суматру, Калимантан, Сулавеси и т.д. Во главе Маджапахита стоял махараджа, считавшийся главой всех земель в государстве и управлявший огромным аппаратом чиновников. Последние за службу получали от казны служебные наделы. И, как и везде на Востоке, основной производственной единицей была крестьянская община. Ислам в Индонезии появился в XIII в. и затем стал все более распространяться по индонезийскому архипелагу. В XIV в. процесс исламизации в Индонезии стал быстро вытеснять буддизм и индуизм здесь. Малайские мусульманские султаны и князья, в XV в. перешли в решительное наступление на клонившееся к упадку государство Маджапахит, пока в 1520 г. его не уничтожили. На месте огромной империи возникло множество мелких государств, что облегчало сначала португальцам, а затем и голландцам завоевание индонезийских островов.
Во второй половине XVI в. на территории Индонезии возникли соперничающие между собой государства, как султанаты Бантам, Аче и Джохор. Изгнав из архипелага португальцев и вторгнувшихся в начале XVII в. англичан, голландская Ост-Индская компания принялась методично все больше и больше расширять оккупированную территорию в Индонезии, устанавливая все больший контроль над слабеющими здесь местными княжествами и султанатами. Центром голландской колонизации здесь стал остров Ява. С этого времени начинается окончательный упадок мусульманских государств Индонезии, завершившийся полным их подчинением голландским колонизаторам.
Народы Юго-Восточной Азии в Новое время по сравнению с Китаем, Индией, Японией во многом сохраняли свою цивилизационную и культурную периферийность и не обладали устойчивыми идентичностями. Во многом это объяснялось поздним вступлением в государственную стадию развития и сохранением патриархальных пережитков.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля:
1.В чем проявлялся циклизм в китайской истории?
2.Объясните понятия: «Поднебесная», «Сын Неба», «Срединное государство», «Мандат Неба».
3.Каково было восприятие китайцев окружающего, мира, соседей и каково было отношение к ним?
4.Почему императорский Китай считают классическим проявлением восточного деспотизма?
5.Перечислите отличительные признаки в историческом развитии японского государства-общества по отношению к китайскому.
6. В чем проявилась политика самоизоляции Японии в период правления сегунов из рода Токугавы в XVII-XVIII вв.?
7. Дайте общую характеристику цивилизационно-культурного развития стран Юго-Восточной Азии в средние века.
Основная литература:
1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
3.Непомнин О.Е. Типология азиатских обществ. Ин-т востоковедения РАН.- М.: Вост. Лит., 2010.
4.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М. Высш. Шк., 1998.
Дополнительная литература
1. Ф. Бродель. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII в. Перевод с француз. Л.Е. Куббеля.Т.3. М. Прогресс. 1992.
2. Коновалова И.Г. Средневековый Восток: учебное пособие для вузов.-М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.