logo

8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.

Общенациональный кризис стал нарастать еще в последние годы правления Людовика XIV (начало XVIII века). В этих условиях главной задачей экономического, а стало быть, и общественно-политического развития во Франции становилась борьба бесправной французской буржуазии и нищего крестьянства против феодально-абсолютистского строя. Самым мощным духовным орудием борьбы против старого строя явилось французская просветительская мысль XVIII в. В числе основоположников Просвещения следует отметить Вольтера, Монтескье, Дидро, Д Аламбера, Руссо и многих других. Все они в своих произведениях выступали за свержение абсолютизма и строго разграничения властей между законодательной, исполнительной и судебной (Монтескье). Вольтер, будучи деистом (признавал существования Бога) считал необходимым уничтожить церковную организацию и отстаивал важность естественных прав человека, в том числе неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и свободу слова. Многие из них считали, что равенство всех людей перед законом является лучшим достижением справедливости. Руссо в качестве главного источника суверенитета ставил Народ-нацию. Впоследствии его постулат станет основой для создания французской нации во французской буржуазной революции. Все просветительские идеи и мысли носили ярко выраженный буржуазный характер и были направлены против феодально-абсолютистских порядков не только во Франции, но и в других европейских монархиях. Наряду с французским просвещением получает развитие английское просвещение, представленное Джоном Локком, Дэвидом Юмом и Адамом Смитом. Адам Смит в «Богатстве народов» (1776) отстаивал точку зрения, что личное обогащение в сочетание с фундаментальным законом спросом и предложения является естественным- и приносящим пользу всем- таков непреложный закон буржуазной экономики.

В этой связи следует упомянуть и немецкого идеолога Просвещения, философа И.Канта, который сравнил весь предшествующий допросвещенческий период человеческой истории с «несовершеннолетием» самого человека, который отдавал, как малый ребенок свою свободу таким «строгим родителям» -Богу, церкви, монархам и т.д. По мысли Канта, с эпохи Просвещения человек в Европе вступает в возраст своего «совершеннолетия», когда исключительно он сам будет управлять своей судьбой и выбирать себе жизненную дорогу. Движение к царству свободы (на деле получалось к буржуазной свободе) для самого Канта означало, как движение по пути равного для всех правового законодательства и расширения, гражданских прав и свобод, независимость гражданского общества от государства. Именно просветители первыми заговорили о цивилизационном единстве Европы. Вольтер говорил о Европе как о «большой республике, разделенной на множество государств», а Руссо писал: «Нет больше ни Франции, ни Германии, ни Испании, ни даже англичан, а есть только европейцы. У всех одни и те же вкусы, одни и те же пристрастия, один и тот же образ жизни». При этом следует заметить, что ни о каком объединении европейцев с представителями других культур, цивилизаций, например, с турками, китайцами и даже русскими просветителями речи не велось.

Век Просвещения способствовал распространению грамотности среди населения Европы и чтению книг и газет, как среди богатых, так и среди бедных классов. В 1787 году французский журналист Себастьян Мерсье писал: «Читающих людей сегодня в десять раз больше, чем сто лет назад. Сегодня вы можете застать служанку в подвале или слугу в прихожей за чтением памфлета. Люди читают почти во всех классах общества, и это только радует». Например, в 1702 в Лондоне существовала единственная ежедневная газета, «Дейли Курант», то в 1790 г. их насчитывалось 14. В 1785 г. газет в Британии продавалось до 9 миллионов экземпляров. К концу XVIII века своя газета имелась в каждом сколько-нибудь значимом немецком городе. Распространение грамотности, издание книг, газет стало составной частью процесса трансформации Европы из устной, фольклорной культуры в информационное, рационалистическое, технологическое общество. Ничего подобного в незападном мире не наблюдалось.

Последний шанс Бурбонам (династии французских королей) был предоставлен в 70- е гг. XVIII в. Тюрго и Неккером. Тюрго получил широкие полномочия от короля Людовика XVI и в 1774-1776 гг. на посту генерального контролера финансов провел ряд антифеодальных реформ: отмена ограничений хлебной торговли, упразднение ремесленных цехов и гильдий, облегчение для предпринимателей системы налогообложения, отмена ряда повинностей для крестьян, ограничение расходов казны на содержание королевского двора. Но сопротивление традиционалистов из числа аристократии вызвало скорую отставку Тюрго. Вслед за Тюрго в отставку в 1781 г. король отправил министра финансов Неккера проводившего жесткий режим бюджетной экономии, но это была еще одна пиррова победа старого режима и строя.

Отсчет буржуазной революции во Франции идет с момента вооруженного выступления (взятие Бастилии) против королевской власти 14 июля 1789 г, затем, 14 июля 1792 г. принят декрет об установлении республики, а год спустя, 21 января 1793 г., был казнен Людовик XVI. В ходе революции была провозглашена «священной и неприкосновенной» собственность, включая и крестьян на земельные участки, и уничтожены все феодальные повинности и ограничения. Вводились всеобщее избирательное право в Национальное Собрание и гражданские права для всех граждан Франции. Характерной особенностью Великой Французской буржуазной революции являлось радикальный и болезненный слом всего традиционного общественного строя, сопровождавшиеся, революционным террором против католического духовенства, дворянства и чиновников. Жестокость революционного террора и конфискация имущества, проводимая сторонниками радикальной версии революции-якобинства (Маратом, Робеспьером и т.д.) вызвала в свою очередь вооруженное сопротивление бывших господствующих классов. А также вызвало иностранную интервенцию против молодой революционной Францией со стороны Пруссии, Австрии, Неаполитанского королевства, Англии, Испании. Однако буржуазная Франция, создавшая массовую патриотично настроенную армию во главе с талантливыми полководцами (Жубером, Макдональдом, Моро, Бонапартом и др.) смогла разбить армии вторгнувшихся интервентов и на всех фронтах перейти в наступление (1796), захватывая все новые территории. Против успешной и экспансионистской Франции угрожавшей существованию феодально-абсолютистских режимов в Европе, создается целая коалиция стран: Британия, Россия, Османская империя, Австрия. Война идет с переменным успехом и лишь Суворову удается одержать ряд решительных побед над французами и отобрать у них Северную Италию. Но после победоносного Швейцарского похода Суворова (1799), Российский император Павел I принимает решение о заключение мира с Францией. В 1799 г. используя свою популярность в армии и обществе и кризис правительства Директории, молодой Наполеон Бонапарт берет власть в стране в свои руки. Заключение мира между Францией и Россией в 1800 г. приводит к распаду очередной антифранцузской коалиции. Зато Бонапарт укрепляет свою власть не только внутри страны, но и захватывая новые территории (Италию, Голландию, Бельгию, Швейцарию, княжества Северной Германии). Став сначала первым консулом республики, он в 1804 г. провозглашает себя императором Франции. Так возникает первая в истории буржуазная империя.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

1.Каковы были принципы политической системы и типы государств в Европе в XVII веке?

2.Почему не Голландия, а Англия стала передовой капиталистической страной в Европе.

3.Почему не следует называть национально-освободительное движение в Голландии и гражданскую войну в Англии в середине XVII века буржуазными революциями.

4.Почему Франция, будучи страной более крупной и по народонаселению и по объему экономики, постоянно проигрывала в колониальной торговле и в войнах Англии?

5.В чем проявился общенациональный кризис во Франции во второй половине XVIII века, который привел к революции.?

6.Какую роль сыграла идеология Просвещения в становлении буржуазного мировоззрения и подготовке к смене феодального строя буржуазным, в Европе?

Основная литература:

1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

3.Осборн, Р. Цивилизация. Новая история западного мира/ Роджер Осборн; пер. с англ. М. Колопотина.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

Дополнительная литература

1.Фернан Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М. Прогресс 1992.

2.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

3.Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия: Учеб. пособие.-Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.