8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
Общенациональный кризис стал нарастать еще в последние годы правления Людовика XIV (начало XVIII века). В этих условиях главной задачей экономического, а стало быть, и общественно-политического развития во Франции становилась борьба бесправной французской буржуазии и нищего крестьянства против феодально-абсолютистского строя. Самым мощным духовным орудием борьбы против старого строя явилось французская просветительская мысль XVIII в. В числе основоположников Просвещения следует отметить Вольтера, Монтескье, Дидро, Д Аламбера, Руссо и многих других. Все они в своих произведениях выступали за свержение абсолютизма и строго разграничения властей между законодательной, исполнительной и судебной (Монтескье). Вольтер, будучи деистом (признавал существования Бога) считал необходимым уничтожить церковную организацию и отстаивал важность естественных прав человека, в том числе неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и свободу слова. Многие из них считали, что равенство всех людей перед законом является лучшим достижением справедливости. Руссо в качестве главного источника суверенитета ставил Народ-нацию. Впоследствии его постулат станет основой для создания французской нации во французской буржуазной революции. Все просветительские идеи и мысли носили ярко выраженный буржуазный характер и были направлены против феодально-абсолютистских порядков не только во Франции, но и в других европейских монархиях. Наряду с французским просвещением получает развитие английское просвещение, представленное Джоном Локком, Дэвидом Юмом и Адамом Смитом. Адам Смит в «Богатстве народов» (1776) отстаивал точку зрения, что личное обогащение в сочетание с фундаментальным законом спросом и предложения является естественным- и приносящим пользу всем- таков непреложный закон буржуазной экономики.
В этой связи следует упомянуть и немецкого идеолога Просвещения, философа И.Канта, который сравнил весь предшествующий допросвещенческий период человеческой истории с «несовершеннолетием» самого человека, который отдавал, как малый ребенок свою свободу таким «строгим родителям» -Богу, церкви, монархам и т.д. По мысли Канта, с эпохи Просвещения человек в Европе вступает в возраст своего «совершеннолетия», когда исключительно он сам будет управлять своей судьбой и выбирать себе жизненную дорогу. Движение к царству свободы (на деле получалось к буржуазной свободе) для самого Канта означало, как движение по пути равного для всех правового законодательства и расширения, гражданских прав и свобод, независимость гражданского общества от государства. Именно просветители первыми заговорили о цивилизационном единстве Европы. Вольтер говорил о Европе как о «большой республике, разделенной на множество государств», а Руссо писал: «Нет больше ни Франции, ни Германии, ни Испании, ни даже англичан, а есть только европейцы. У всех одни и те же вкусы, одни и те же пристрастия, один и тот же образ жизни». При этом следует заметить, что ни о каком объединении европейцев с представителями других культур, цивилизаций, например, с турками, китайцами и даже русскими просветителями речи не велось.
Век Просвещения способствовал распространению грамотности среди населения Европы и чтению книг и газет, как среди богатых, так и среди бедных классов. В 1787 году французский журналист Себастьян Мерсье писал: «Читающих людей сегодня в десять раз больше, чем сто лет назад. Сегодня вы можете застать служанку в подвале или слугу в прихожей за чтением памфлета. Люди читают почти во всех классах общества, и это только радует». Например, в 1702 в Лондоне существовала единственная ежедневная газета, «Дейли Курант», то в 1790 г. их насчитывалось 14. В 1785 г. газет в Британии продавалось до 9 миллионов экземпляров. К концу XVIII века своя газета имелась в каждом сколько-нибудь значимом немецком городе. Распространение грамотности, издание книг, газет стало составной частью процесса трансформации Европы из устной, фольклорной культуры в информационное, рационалистическое, технологическое общество. Ничего подобного в незападном мире не наблюдалось.
Последний шанс Бурбонам (династии французских королей) был предоставлен в 70- е гг. XVIII в. Тюрго и Неккером. Тюрго получил широкие полномочия от короля Людовика XVI и в 1774-1776 гг. на посту генерального контролера финансов провел ряд антифеодальных реформ: отмена ограничений хлебной торговли, упразднение ремесленных цехов и гильдий, облегчение для предпринимателей системы налогообложения, отмена ряда повинностей для крестьян, ограничение расходов казны на содержание королевского двора. Но сопротивление традиционалистов из числа аристократии вызвало скорую отставку Тюрго. Вслед за Тюрго в отставку в 1781 г. король отправил министра финансов Неккера проводившего жесткий режим бюджетной экономии, но это была еще одна пиррова победа старого режима и строя.
Отсчет буржуазной революции во Франции идет с момента вооруженного выступления (взятие Бастилии) против королевской власти 14 июля 1789 г, затем, 14 июля 1792 г. принят декрет об установлении республики, а год спустя, 21 января 1793 г., был казнен Людовик XVI. В ходе революции была провозглашена «священной и неприкосновенной» собственность, включая и крестьян на земельные участки, и уничтожены все феодальные повинности и ограничения. Вводились всеобщее избирательное право в Национальное Собрание и гражданские права для всех граждан Франции. Характерной особенностью Великой Французской буржуазной революции являлось радикальный и болезненный слом всего традиционного общественного строя, сопровождавшиеся, революционным террором против католического духовенства, дворянства и чиновников. Жестокость революционного террора и конфискация имущества, проводимая сторонниками радикальной версии революции-якобинства (Маратом, Робеспьером и т.д.) вызвала в свою очередь вооруженное сопротивление бывших господствующих классов. А также вызвало иностранную интервенцию против молодой революционной Францией со стороны Пруссии, Австрии, Неаполитанского королевства, Англии, Испании. Однако буржуазная Франция, создавшая массовую патриотично настроенную армию во главе с талантливыми полководцами (Жубером, Макдональдом, Моро, Бонапартом и др.) смогла разбить армии вторгнувшихся интервентов и на всех фронтах перейти в наступление (1796), захватывая все новые территории. Против успешной и экспансионистской Франции угрожавшей существованию феодально-абсолютистских режимов в Европе, создается целая коалиция стран: Британия, Россия, Османская империя, Австрия. Война идет с переменным успехом и лишь Суворову удается одержать ряд решительных побед над французами и отобрать у них Северную Италию. Но после победоносного Швейцарского похода Суворова (1799), Российский император Павел I принимает решение о заключение мира с Францией. В 1799 г. используя свою популярность в армии и обществе и кризис правительства Директории, молодой Наполеон Бонапарт берет власть в стране в свои руки. Заключение мира между Францией и Россией в 1800 г. приводит к распаду очередной антифранцузской коалиции. Зато Бонапарт укрепляет свою власть не только внутри страны, но и захватывая новые территории (Италию, Голландию, Бельгию, Швейцарию, княжества Северной Германии). Став сначала первым консулом республики, он в 1804 г. провозглашает себя императором Франции. Так возникает первая в истории буржуазная империя.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля:
1.Каковы были принципы политической системы и типы государств в Европе в XVII веке?
2.Почему не Голландия, а Англия стала передовой капиталистической страной в Европе.
3.Почему не следует называть национально-освободительное движение в Голландии и гражданскую войну в Англии в середине XVII века буржуазными революциями.
4.Почему Франция, будучи страной более крупной и по народонаселению и по объему экономики, постоянно проигрывала в колониальной торговле и в войнах Англии?
5.В чем проявился общенациональный кризис во Франции во второй половине XVIII века, который привел к революции.?
6.Какую роль сыграла идеология Просвещения в становлении буржуазного мировоззрения и подготовке к смене феодального строя буржуазным, в Европе?
Основная литература:
1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
3.Осборн, Р. Цивилизация. Новая история западного мира/ Роджер Осборн; пер. с англ. М. Колопотина.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
Дополнительная литература
1.Фернан Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М. Прогресс 1992.
2.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
3.Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия: Учеб. пособие.-Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.