12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
После гражданской войны началась настоящая индустриальная революция Америки. Важнейшей предпосылкой индустриального рывка была огромная емкость внутреннего рынка, мощная ресурсная база, приток иностранных инвестиций и массовое внедрение европейских и американских технических изобретений в экономику. Американцев даже по сравнению с европейцами стало отличать чуть ли не религиозное «преклонение» перед техникой и техническим прогрессом. Развернувшийся железнодорожный бум буквально покрыл железнодорожными путями огромную страну, связав воедино атлантический запад и восток страны. Во время самой масштабной модернизации экономики сложился особый- американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Он подразумевал распространение свободных крестьянских фермерского типа ориентированных на рынок. Ключевую роль в этом аграрном процессе сыграл знаменитый закон о гомстедах (1862 г), предоставлявший право любому гражданину США за мизерную плату в 10 долларов, занять гомстед- участок земли в 160 акров (64 га) под ферму на свободных землях.
Но был еще один наверное один из самых мощных ресурсов- массовая эмиграция в США миллионов европейцев. Такой невиданной по масштабам трудовой миграции мир еще не знал. Всех этих людей как магнитом тянула Америка к себе, благодаря самой демократичной в мире политической системе, высоким по сравнению с Европой заработкам, социальной мобильностью и главное, возможностью для индивидуальной самореализации. Оптимизм пребывающих в страну огромных возможностей завораживал. Один иммигрант описывал таможенную процедуру на острове Эллис как «самое близкое из всех известных земное подобие Судного дня, место, где мы должны доказать, что достойны войти в Царствие Небесное». Подсчитано что в период между 1860 и 1920 годами в США переселилось 25 миллионов европейцев.
Миллионы эмигрантов селились в городах, которые из-за иммигрантского бума стали быстро расти и Америка ускоренно урбанизировалась. Нью-Йорк еще до первой мировой войны превратился в признанный финансовый и деловой центр мира, наряду с Лондоном. Вместе с городами возникал знаменитый средний класс несущий стране успех и экономическое процветание. В городах создавались университеты, которые уже успешно соперничали с лучшими научными центрами Европы, а в середине XX в., их превзошли. Науку как «двигатель прогресса» практичные американцы оценили по достоинству.
Америка одной из первых западных стран вступила в эпоху монополистического капитала и концентрации производства в конце XIX в. Господство американских миллиардеров- монополистов, их власть и неслыханные богатства Вандербильтов, Рокфеллеров, Морганов были у всех на слуху, усиливая общественное недовольство американской плутократией. Но, Америке удалось все же значительно обуздать монополизм, приняв в 1890 г. так называемый антитрестовский закон Шермана. Тем не менее, крупнейшие корпорации в США в начале XX века продолжали доминировать в экономической жизни страны, и на них приходилось 65 % национального богатства.
Уже тогда американский бизнес принято было считать образцовым в мире, а самих американцев как идеальных капиталистов. Так в книге Зомбарта «Торгаши и герои» (1915 г.), американцы представляют капиталистический дух «в его высшей пока что законченности», для которых характерно: «первенство приобретательских интересов…безусловная, безграничная, беспощадная нажива- величайший экономический рационализм». Конечно Зомбарт высказал нелицеприятное о американцах, но именно этот дух деловитости, изобретательности, расчета лишенного каких либо моральных сантиментов вывел Америку в лидеры западного мира.
В результате индустриальной революции, США уже в 70- е гг. XIX в. вышла на второе место в мире по объему экономики, а уже в 90- гг. Америка обошла «мастерскую мира»- Англию, заняв первое место в мире, по выпуску промышленной продукции. Накануне первой мировой войны США обеспечивали 36 % промышленной продукции, что было в 2,5 раза больше чем у традиционного капиталистического чемпиона- Великобритании.
Американский капитализм очень изобретательно подходил к совершенствованию и оптимизации производства и предпринимательской прибыли, при этом значительно обгоняя своих европейских конкурентов. Так «автомобильный король» Генри Форд на основе тейлоровской конвейерной системы сделал ставку не на получение сверхприбыли, а на продажу стандартизированной продукции по доступным ценам, с целью вызвать потребительский спрос на свою продукцию. При этом, квалифицированным рабочим значительно повышалась заработная плата, чтобы в свою очередь, последние могли приобретать автомобили в компании Г.Форда. Ставка на увеличение зарплаты квалифицированным рабочим (американские рабочие получали значительно более высокую зарплату, чем рабочие в Европе) и создание массового потребительского спроса вследствие правильной маркетинговой политики, существенно повысило прибыль американских компаний.
Постепенно шаг за шагом Америка будучи когда -то захолустной провинцией Запада стала занимать роль и место в западном мире, которое раньше занимала Англия. Благодаря полноценно проведенной капиталистической модернизации, некогда периферийная страна- США прочно заняли место лидера капиталистического западного ядра. К началу первой мировой войне ее экономическое и техническое превосходство в западном мире было бесспорным, чего не скажешь о военно-политическом доминировании. Здесь США вплоть до второй мировой войны порой значительно уступали европейским великим державам и России.
Согласно С. Хантингтону именно англо-протестантская культура явилась стержнем американской идентичности на протяжении трех столетий. И с этим утверждением Хантингтона не поспоришь. «Американское кредо», впервые сформулировал Томас Джефферсон и ряд видных отцов основателей американской нации. Ключевыми элементами этого «кредо» являлись английский язык, десять евангельских, заповедей, английские представления о главенстве закона, ответственности правителей и правах отдельных личностей. Кроме этого сюда же входили и протестантские ценности: индивидуализм, трудовая этика, убежденность в том, что люди могут создать рай на земле («Град на холме»).
С самого начала формирования американского национального самосознания его важнейшим фактором стало убеждение в исключительности роли Америки в мировой истории. Эти идеи присутствовали еще у первых колонистов Америки- английских пуритан, причем в религиозной оболочке. Америка представлялась ими как некая «обетованная земля», якобы специально избранная самим Богом для воссоздания «нового Сиона», «Града на холме» в пример всем другим народам. Сами пуритане верили, что они являются орудиями Бога и тем вернее их избранничество, чем эффективнее они действуют в сфере их мирской деятельности на американской земле.
С завоеванием независимости вера в особую судьбу и миссию Америки еще более укрепилась и стала важнейшим компонентом формирующегося американского национализма и политической идеологии.
Религиозно-политические мессианские идеи были широко распространены в американской интеллектуальной элите и составили затем каркас американского национализма. Причем на эти идеи не оказали никакого влияния миллионы европейцев из разных стран прибывшие на американскую землю. Наоборот сформированные в англо-протестантской среде мессианские идеи о исключительной роли США и о ее праве морального руководства над миром, оказывали облучающее воздействие на новых граждан Америки, которые проникались ими и со временем становились такими же убежденными адептами американского религиозно-политического национализма. Все эти идеи, так или иначе, оказывали влияние и на внешнеполитическую стратегию США.
Еще в доктрине госсекретаря и затем президента Монро (1823 г.) обосновывались притязания на главенствующее и руководящее положение США в Западном полушарии. Суть доктрины, адресатом которой выступала Европа, выражалась в краткой формуле: «Америка для американцев». Это означало указание невмешательства европейских держав во внутренние дела на обоих американских континентах. Но поскольку американцы отказывали в равенстве себе вновь образованным латиноамериканским государствам, то опираясь на эту доктрину США стали проводить в отношении этих государств явно экспансионистскую политику, рассматривая огромный регион как свой «внутренний дворик», в котором Америка как рачительный хозяин стала наводить настоящий порядок.
Миссионерская мифология, помноженная на американскую модель демократии, укрепляло убежденность американских политиков в моральном господстве над миром и объединении всего человечества на базе американской культуры. Название книги «Новый Рим, или Соединенные Штаты мира», опубликованной в 1853 г. Т. Пеше и Ч. Генном, говорило само за себя. Авторы утверждали, что в ближайшем будущем США станут центром, вокруг которого все нации объединятся в единый народ. К концу XIX в. экономическое могущество США для самих американцев было столь очевидно, что в американском правящем классе стали раздаваться уже и империалистические призывы к установлению и мирового господства. Американский сенатор Альберт Беверидж так сформировал свое видение XX века и роли и места в будущем миропорядке США: «Из всех народов Бог предназначил американский народ быть его избранной нацией для конечного похода и возрождения мира. Это божественная миссия Америки, она принесет нам все доходы, всю славу, все возможное человеческое счастье. Мы опекуны мирового прогресса, хранители справедливого мира… Попросим же Господа отвратить нас от любви к мамоне и комфорту, портящими нашу кровь, чтобы нам хватило мужества пролить эту кровь за флаг и имперскую судьбу».
Такие призывы вскоре подкреплены были и реальной империалистической и даже колониальной практикой американцев. Испано-американскую войну 1898 г. неслучайно принято считать первой империалистической войной эпохи монополистического капитализма. Сам захват у Испании Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин, установление там своего протектората и подавление там антиамериканских повстанческих движений, трудно оправдать одним лишь «благородным» стремлением Америки, освободить эти территории от колониального «ярма» испанцев. И хотя формально Пуэрто-Рико и Филиппины не были объявлены американскими колониями, но они фактически ими таковыми стали. Там остались американские войска, и была установлена американская колониальная администрация. Более того, по некоторым оценкам, фактически колониальная оккупация Филиппин и борьба с вооруженными повстанцами, воевавшими с американцами, стоило филиппинскому народу от 200 тысяч до миллиона жизней!
Филиппины в свою очередь, стали площадкой для дальнейшего продвижения США в Китай. Неслучайно Америка поддержала интервенцию западных стран и России в Китае во время подавления там «боксерского» восстания. В дальнейшем во внешней политике США все теснее смыкались со своей бывшей метрополией-Великобританией. Наконец, когда раздираемый национал-шовинистическими настроениями и империалистическими противоречиями Запад раскололся на два военно-политических блока: Антанту, и германо-австро-венгерский союз, США стали открыто, но пока политически поддерживать Антанту, при этом, придерживалась линии невмешательства в европейские дела. Это дало возможность США беспрепятственно продолжать геополитическую экспансию в Латинской Америке и экономическое проникновение в Китай. Изначальная позиция США неучастия в мировой бойне оказалось и с финансовой, геополитической и человеческой точки зрения выигрышной для Америки, которая после войны еще более приблизилась к своему лидерству в западном сообществе.
По мнению историка А.Уткина первая мировая война явилась самой масштабной гражданской войной на Западе, стоивший европейскому региону места центра мировой мощи, авангарда мирового развития. Результаты этой бойни для судеб Европы были драматичны, а для России и вовсе трагичны. Распалась Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская империи. Все эти государства выпали из разряда великих держав, а Австро-Венгрия и вовсе прекратила свое существование. Германия была самым жестким образом наказана европейскими державами и подвергнута политическому остракизму. Победители Великобритания и Франция (Италия не в счет) оказались крайне ослаблены в этой гражданской бойне, и их победа была по существу пирровой. И только США при самых минимальных человеческих издержках (вступили в войну в самом конце), превратились в мировую экономическую сверхдержаву и стали претендовать на первые роли в мировой политике.
На итоговую по результатам первой мировой войны Версальскую конференцию США предлагают свой вариант пересмотра всей международной системы сложившейся благодаря доминированию в мире Европы. США намерены всерьез покончить со своей традиционной «изоляционистской» внешней политикой, чтобы на первых ролях самой участвовать в обустройстве «справедливого» миропорядка исходя из своего мессианского мировидения и главное исходя из экономических возможностей страны. Президент США В.Вильсон предложил свой план послевоенного устройства мира состоящего из «14 пунктов». Главное в этом документе- снижение традиционной роли национальных государств, устранение акцента в международных отношениях на национальных государствах (а именно устранение геополитических принципов Realpolitik), создание международной организации- Лиги Наций- интернационализация международных проблем. Документ предусматривал возможность пересмотра границ существовавших тогда государств, если члены делегаций Лиги Наций признают их не отвечающими изменившимся национальным условиям и стремлением в соответствии с принципом самоопределения наций. За этим проектом скрывалось стремление США утвердиться на территориях контролируемых США.
Но стремление США играть главную роль в решении международных проблем встретило активное сопротивление со стороны Великобритании, Франции и Японии. Поэтому Парижская мирная конференция не оправдала надежд США, и Америке не удалось получить свободный доступ на территории колониальных владений европейских держав и добиться доминирования на морях, а устав Лиги Наций не обеспечил им руководящей роли в рамках этой международной организации. Именно поэтому США практически отказалась стать гарантом стабильности Версальской международной системы, не ратифицировала Версальский договор как противоречащий интересам США и отказалась вступить в Лигу Наций.
После ухода из президентского кресла Вильсона, в США вновь возобладал подход невмешательства США в дела европейского континента и вновь реанимирована в какой- то степени доктрина «изоляционизма». Но на этот раз Америка приступила к активному экономическому «освоению» Китая и зоны Тихого океана, расширяя свою геополитическую экспансию. В то время как в Европу вновь вернулась ее неизлечимая «болезнь»- национализм, который вскоре привел к самой масштабной бойне в истории человечества-Второй мировой войне.
В XX веке на Западе столкнулись две идее: американская идея Запада как единой цивилизации и германская националистическая идея. И у той и у другой идеи были свои сторонники в числе стран западного сообщества. Националистической идеи множества замкнутых в своих национальных границах государствах, США, еще со времен Вильсона, противопоставила идею единого либерально-демократического, открытого, евроатлантического пространства Запада, без жестких национальных перегородок. Но после первой мировой войны Европа оказалась еще психологически не готовой к подобным идеям. Американской идеологии либерального универсализма и консолидации Запада в очередной раз помешала Германия, своим нацистским планом геополитического реванша. Франция и Великобритания попустительствовали Гитлеру, рассчитывая направить германскую военную машину на СССР, но жестоко поплатились за свою близорукую политику. Катастрофическое безумие второй мировой войны (в какой- то степени второй гражданской войны) привело к еще большему ослаблению Европы. По сути, в 1945 г. вся Европа лежала в руинах: разрушенные города, промышленность и миллионы жертв.
Америке теперь не пришлось навязывать свою помощь Европе, Европа сама почти униженно попросила Америку вмешаться в ее судьбы и стать прочным гарантом мира на этом самом нестабильном регионе планеты. На этот раз притязания США на лидерство в западном мире никто не посмел оспаривать. По итогам второй мировой войны США превратилась в единственную в западном мире сверхдержаву, возглавившей Запад в борьбе с коммунистическим «Востоком»- СССР. Так после многолетнего соперничества атлантизм взял вверх над романо-германизмом, и Запад окончательно обрел цивилизационное единство под эгидой США.
К этому времени, США не только стали самой мощной военно-политической и экономической (до 46 % всего мирового ВВП) державой Запада, Америка приобрела и культурное лидерство в западной цивилизации. В 40–е годы происходит американизация Запада: цвет мировой культуры переезжает в Америку и центр мирового искусства перемещается из Парижа в Нью-Йорк. С этого времени, США практикует то, что впоследствии стало называться «скупкой умов», предоставляя наиболее благоприятные условия для творчества ученых и деятелей культуры и искусства.
По мнению политолога К. Гаджиева «Америка с самого начала была одновременно и результатом, и инструментом, и мощным стимулятором расширения и утверждения западной рационалистической цивилизации. Более того, как бы встав на ее острие, она вобрала в себя и довела до логического завершения важнейшие системообразующие компоненты, ценности, нормы и мировоззренческие установки этой цивилизации». С этим утверждением трудно не согласится. Вначале отвлеченная от реальности религиозно-политико-мессианская идея «Града на холме», со временем, по результатам освоения гигантского необжитого пространства и невиданных успехов американцев в экономике, технологиях, политической и социальной сферах стала притягательной не только для западных стран и народов, но и для миллионов жителей других цивилизационных регионов.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля:
Докажите что в империи инков, цивилизациях майя и ацтеков господствовал вотчинно-государственный строй?
Каковы были положительные и отрицательные стороны для развития американского континента приход сюда европейцев?
В чем проявился смешанный (восточно-западный) характер латиноамериканской модели развития в XIX веке?
Каковы были геополитические и историко-культурные условия зарождения государства США?
Какую роль сыграли религиозно-мессианские идеи в США на становления ее в качестве сверхдержавы?
Назовите основные и характерные черты модернизации «по американски», во второй половине XIX века?
Какую роль сыграли мировые войны (Первая и Вторая) в американском лидерстве в западном мире?
Основная литература
1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т.4. Новое время (XIX в.): Учеб. пособие.-М.: Высш. Шк., 2010.
3.Кагарлицкий Б.Ю. От империй-к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации.-М.: Изд. Дом Гос. Ун-та-Высшей школы экономики, 2010.
4.Осборн, Р. Цивилизация. Новая история западного мира/ Роджер Осборн; пер. с англ. М. Колопотина.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
Дополнительная литература
1.Уткин, А.И. Подъем и падение Запада. М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2008.
2.Согрин В.В. Политическая история США. XVII- XX вв.- М.: Издательство «Весь Мир», 2001. С.357.
3. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов.- М.: Аспект Пресс, 2001.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.