logo

21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.

По мнению авторов коллективной статьи «Идентичность в системе координат мирового развития» (И. Семененко, В. Лапкин, В. Пантин), несмотря на процессы глобализации и распространение элементов интегративной, универсальной модели идентичности, в ближайшее время (примерно на два десятилетия) в национальных моделях идентичности сохранит свое значение типология различения двух полярных по своим базовым характеристикам: «западного» и «незападного».

Напомним, что в основе западного типа идентичности лежат: индивидуализм, рациональность, частная собственность, правовое сознание, индивидуальные права и свободы человека, идея единой нации, представление о единстве либеральной демократии и рынка. При характеристике «незападного» или «восточного» типа, несмотря на огромное множество национально-цивилизационных моделей, в обобщенном виде будут выступать следующие черты: примат групповых начал и коллективизма, превалирование личных, неформальных (клановых) отношений над формальными и правовыми, опора на религиозные традиции, этатизм, патернализм и морально-этические нормы.

При ближайшем рассмотрении обобщенный «западный» и «восточной» типы идентичности в свою очередь, распадаются на несколько различных цивилизационных и субцивилизационных моделей идентичностей. В «западном типе» четко выделяются две модели американская и европейская. Несмотря на ряд общих черт и характеристик, таких как рациональность, индивидуализм, частная собственность, либеральная демократия, идея нации-государства и т.д. между двумя моделями есть характерные отличия. Если для первой (американской), характерен ярко выраженный индивидуализм и опора на протестантские, религиозные англосаксонские традиции, то для второй (европейской), в большей степени характерен упор на светские ценности солидаризма.

«Восточный» тип в свою очередь, также распадается на ряд еще более отличных друг от друга моделей. Во-первых, африканская родо-племенная модель; во-вторых, метисная латиноамериканская модель; в третьих, исламская модель, характеризующая наиболее полным доминированием религиозной идентичности; в-четвертых, индийская традиционно-инновационная модель, базирующаяся также на религиозной идентичности, но имеющая при этом характер большей модернизированности и адаптированности к Современности, чем исламская модель; в пятых, китайская нетеистическая (нерелигиозная) модель, для которой характерно сравнительно большая гибкость и адаптивность китайских традиций современным процессам глобализации; и японская «гибридная» модель наиболее гармонично сочетающая в себе национальные традиции с заимствованными глобальными инновациями.

Теперь рассмотрим каждую из моделей в отдельности, начиная с восточного типа идентичности.