logo

20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.

Ключевую роль в устранении политической власти финансовых олигархов сыграли российские «силовики», в первую очередь, из ведомства ФСБ. Российские спецслужбы в отсутствие всеобщей законности и правопорядка, смогли подчинить себе довольно большое количество коммерческих структур среднего звена. К тому же, в условиях разгула преступности и массовых «заказных» убийств, предприниматели частенько обращались за помощью к «фсбэшникам», которые за «определенную плату» решали все возникающие «трудности» у своих «клиентов». Фактически это означал все тот же рэкет, но только уже со стороны офицеров «плаща и кинжала». С другой стороны, любая борьба российских силовиков с преступностью, пусть и даже не в рамках закона, в обществе приветствовалось. Поскольку российское общество крайне было раздражено криминальным «беспределом» и неспособностью властей навести элементарный порядок. Приход Путина (выходца из спецслужб и представителя силовиков) в стране где «верховодили» крупные гражданские олигархи, был встречен с ликованием российскими силовиками, которые жаждали навести в стране настоящий «порядок» и поживиться неправедно нажитой собственностью олигархов со стороны гражданско-коммерческих структур. Борьба за новый передел собственности началась еще в 1999 году и продолжалась в первые годы президентского срока Путина. «Войны за собственность» шли, прежде всего, с использованием государственных инструментов, включая возбуждение уголовных дел за ранние нарушения закона в вопросах частновладельческих прав на ту или иную коммерческую или государственную собственность. Ключевым участником и главным субъектом всех этих процессов в стране стали именно силовые группировки ФСБ, МВД и др. Политическая и идейная поддержка Владимира Путина, в этой борьбе силовиков с коммерческой олигархией вполне очевидно. Исход борьбы был предрешен. В результате, «коммерческая олигархия, привыкшая рассматривать силовиков как обслугу», потерпела от них полное поражение. Силовикам удалось придавить «кошмаривший» всю страну криминалитет и коммерческих олигархов, что в обществе было встречено с одобрением.

В результате, произошла замена власти в стране. Над всей собственностью, как государственной, так и частной, на смену коммерческой олигархии, пришла силовая, бюрократическая олигархия, которая была встроена в систему государственного аппарата. Это в частности подтверждается социологическими исследованиями. Так по сведениям известного социолога Ольги Крыштановской, следует: «Между годами перестройки и серединой путинского первого президентского срока, доля военных увеличилась почти в семь раз». Дальнейшими проявлениями приватизации ранее поделенной государственной собственности коммерческими олигархами, со стороны чиновников «путинского призыва», явилась борьба силовиков за контрольные и блокирующие пакеты крупных компаний, давление со стороны чиновников в процессе заключения контрактов и т.д. Попытка части прежней, «ельцинской» олигархии противостоять новой силовой олигархии, закончилась довольно плачевно. Арест и закрытие компании ЮКОСа, а затем и арест его главы Михаила Ходорковского, поставил точку в этой борьбе и стал суровым предостережением для всего российского крупного бизнеса. Поставив под свой полный контроль СМИ и закрыв все оппозиционные телеканалы, российская власть окончательно стала полной хозяйкой в «российском доме». Также следует отметить, что население полностью поддержало «усмирение» зарвавшихся российских олигархов, что только дополнило популярности политики Путина. Дальнейшие его шаги, а именно: введение института «полпредов» (2000) и подчинение губернаторского «корпуса», было также встречено с одобрением населения, которое в этом видело, «прощание» с «лихими» 90-ми и самой ненавистной «эпохой Ельцина».

Установление полной власти в стране силовой части российской бюрократии, включая и контроль над бизнесом, все это свидетельствует о возрождении вотчинно-государственной системы, но уже в новой капиталистической «оболочке». С точки зрения Ю.Семенова в стране возникло двухэтажное общество. Нижний этаж образовал капитализм, высший-трансформированный политаризм (вотчинно-государственная система). Но при этом возникшая капиталистическая персональная и групповая частная собственность стала подчиненной, зависимой от чиновников. Отличительной особенностью этой системы в отличие от классического капитализма заключалось в том, что в обществе существуют не один (класс капиталистов), а два эксплуататорских класса. Один класс переродившихся чиновников в чиновников-капиталистов (класс-государство) является господствующим, а другой класс -капиталистов-подчиненным. В то же время следует помнить, что грань между двумя классами относительна: существуют «чистые» чиновники (занимающие исключительно бюрократические должности); номенклатурная буржуазия (чиновники ставшие учредителями и менеджерами крупных государственно-частных компаний, например, Газпрома); немало «чистых» капиталистов которые в свою очередь стремятся прорваться в состав высших чиновников но при этом, не порывая с бизнесом. Такая неопределенность в форме собственности только усиливает борьбу между различными чиновничье-капиталистическими кланами за власть и за собственность.

Поэтому существующую в России частную собственность не вполне правильно считать частной. Эта собственность во многом является условной и юридически декларативной, но главное полностью зависящей не только от высшей бюрократии, но даже и от мелких чиновников, представителей силовых ведомств. Угроза захвата собственности висит практически над любым бизнесменом, и чем успешнее его бизнес, тем, как показывают многочисленные примеры (например, дело «Евросети» и судьба бизнесмена Чичваркина) больше и вероятнее угроза. Крупный чиновник, офицер спецслужб, или прокуратуры, произвольно может отнять (в том числе через суд-«Басманное правосудие») собственность, или довести ее владельца до разорения. Единственным спасением для владельцев будет найти «крышу» из государственных и силовых структур (ФСБ, МВД, прокуратура), или же, вообще каким либо теневым образом срастись с этими структурами. Последнее и порождает пышным цветом расцветавшую в годы путинского режима коррупцию.

В существующей вотчинно-государственной капиталистической системе, президенту как верховному лицу принадлежит последнее слово, поэтому можно сказать о персоналистском управлении. Однако он является всего лишь венчающей головкой властной пирамиды всей бюрократической системы, а отнюдь не демиургом этой системы. Власть только по отношению к населению выступает как монолитная сила. Внутри себя она фрагментирована на отдельные кланы и клиентелы, связанные не только деловыми, но и личными отношениями. Эти кланы зачастую опираются на государственные корпорации или отдельные ведомства и соперничают между собой в борьбе за распоряжение ресурсами. Высшая власть в этих условиях выступает как верховный арбитр теневой ресурсной конкуренции. Такая система власти была в президентское правление В.Путина и продолжает сохраняться при президенте Д.Медведеве. Сама теневая конкуренция объясняется недемократичностью российской политической системы, в которой по установленным правилам «игры» не принята открытая политическая конкуренция любых элитных групп.

Действительно, несмотря на отсутствие демократических атрибутов (независимость суда, свобода СМИ и т.д.) при анализе политического и социально-экономического состояния в стране, отнюдь не складывается впечатление о пресловутой «крепости и твердости» российской власти, о которой так много пишут российские либералы и западные политологи и журналисты. В доказательство этому можно привести такой факт что, даже не смотря на наличие «авторитаризма» в стране постоянно происходят «рейдерские захваты» чужой частной собственности. Отнимается и перераспределяется между «своими» любая собственность. В стране по-прежнему, действуют чисто «пиратские методы» захвата чужой собственности. Причем в рейдерских захватах активными участниками выступают силовики-правоохранительные органы, или спецслужбы, а также судебное сообщество. Сам размах рейдерства порождает страх неуверенности у немногочисленного российского среднего класса (по оценкам социологов к нему относится не более 7-8% населения). Это приводит к масштабной «утечке капитала» за рубеж и росту «эмигрантских» настроений у среднего класса. Поэтому неслучайно, политический строй характеризуется оппозицией как криминально-клановое государство. А само государство представляют лишь конкурирующие между собой политические кланы. Каждый клан создает свое «представительство», во всех институтах государственной власти, и в первую очередь, в силовых ведомствах. Силовые ведомства руководствуются исключительно интересами своего клана, борьбой за ресурсы, собственность, а не общенациональными интересами, и интересами госслужбы.

Однако при этом не наблюдается, каких либо серьезных, представляяющих угрозу правящему режиму, оппозиционных движений. Власть во многом, учла ошибки российского руководства 90- х гг. Ставшая у власти политическая элита во главе с Путиным, избрала ориентацию на стратегию локальных социальных реформ. В рамках этой политики были определены приоритетные задачи и цели социального развития:

-восстановление в России конституционных норм государственного суверенитета и территориальной целостности;

-формирование стратегии «Россия-энергетическая сверхдержава» для достижения экономической конкурентноспособности в условиях глобализации;

-создание государственных корпораций как центров инновационного роста;

-разработка и реализация национальных проектов по приоритетному развитию образования, сельского хозяйства и жилищного строительства;

-разработка основ новой культурной идентичности.

Надо признать, что основным благоприятствующим фактором в частичном успехи этой стратегии, явились конъюктурно высокие цены на российские энергоносители (нефти и газа) на мировом рынке. Что оказало благоприятсвующее воздействие на увеличение активов российских «огосударствленных» энергетических компаний и в первую очередь, «Газпрома». Роль и активы в экономике страны последнего (Газпрома), за первое десятилетие XXI в. многократно выросли, а значит государство, стало получать все больше финансовых средств, вырученные от продажи нефти и газа. Это позволило государству в основном справиться с нерешенными социальными проблемами 90-х гг., а именно задолженностью по заработной плате бюджетникам и индексировании с учетом инфляции пенсий и зарплат. С 2000 г., начали расти реальные доходы населения, обгоняя при этом рост производительности труда. Центробанк начал накапливать золотовалютные резервы. Если в августе 1998 г. они составляли всего 10 млрд. долларов, то осенью 2008 г.-560 млрд. долларов. Кроме этого центральной власти удалось восстановить сначала конституционный контроль центра над регионами (приведение республиканских конституций в соответствие с федеральной Конституцией), а затем и фактический, через установление института «полпредов» в федеральных округах, а также прямым назначением глав субъектов президентом страны в 2004 году. Победив «региональных баронов» федеральному центру с согласия властных элит регионов удалось запустить проект межэтнической интеграции населения России, создания гражданской, политической нации как единой общности людей и добиться при этом неплохих результатов. Впечатляющий экономический рост, вместе с успехами во внешней политики (прием России в престижный клуб великих держав Запада- «большая восьмерка»), восстановил авторитет страны в глазах россиян и частично за рубежом.

Однако успехи России, проделанные в так называемые «тучные годы», или «нулевые годы» оказались не такими впечатляющими и далеко отстающими от запланированных проектов. Это в частности признают и высшие государственные чиновники страны. Так, по мнению председателя правления Сбербанка России, Германа Грефа, к концу 2010 г. было реализовано примерно 40% запланированных реформ в 2000 году. Но главное не удалось модернизировать существующую сырьевую структуру экономики и сделать российскую экономику инновационной и конкурентноспособной. В чем же причины невыполнения ранее спроектированных государством планов? Возникает еще один логичный вопрос, сможет ли Россия, имея архаичную вотчинно-государственную систему пусть и в сочетании с капиталистическим способом производства, выполнить еще более грандиозный план («план Путина») социально-экономического развития России до 2020 года? Нет. Сегодняшняя сверхмонополизированная экономика, с беспредельной коррупцией и вымирающим населением, вполне способна «похоронить» радужные планы правительства к новому «светлому будущему» страны.

По убеждению всех зарубежных и отечественных экспертов, основным тормозом на пути развития страны признается чиновничество, численность которого в период с 1991 по 2008 гг. выросла почти вдвое-с 950 тыс. до 1,75 млн. чел. Содержание гигантской государственной машины обходится стране в треть ее бюджетных расходов, или почти в 10% ВВП. Производной болезнью от такой чиновничьей «перегрузки» является масштабный уровень коррупция. По данным неправительственной организации Transparency International за 2010 год Россия по уровню коррупции занимала 156 место, то есть одно из самых высоких в мире.

Масштабы коррупции определяются существующим механизмом вотчинно-государственной системы, при которой наблюдается «приватизация» государства чиновничеством как господствующим классом, включая и все экономические ресурсы страны, в том числе и частную собственность. Можно также сказать что коррупция в России есть лишь особая форма административного предпринимательства в условиях сращивания власти и собственности. И здесь Россия, далеко не одинока, практически весь современный незападный мир, включая и Восток, практикует такую практику «бюрократического предпринимательства».

Нельзя сказать, что размеры коррупции и административный произвол ни как не беспокоит современную российскую власть. Новый президент, Дмитрий Медведев в своей предвыборной программе заявил о себе как бескомпромиссный и решительный сторонник борьбы с коррупцией. Жесткая оценка российской бюрократии «кошмарящей бизнес» прозвучала в Послании Президента Медведева Федеральному Собранию в 2008 году. В своих первых президентских выступлениях, Д. Медведев объявил борьбу коррупции в сфере экономических преступлений, не на жизнь, а на смерть. Однако по информации международной аудиторской фирмы Pricewaterhouse Coopers, в 2007 году, то есть еще до прихода Медведева к власти, 59% российских компаний сталкивались с экономическими преступлениями, или «поборами» со стороны чиновников. Но спустя два года, в 2009 г., во время объявленной Медведевым широкомасштабной войны с коррупцией, та же Pricewaterhouse Coopers сообщила, что теперь уже 71% российских коипаний стали жертвами экономических преступлений. Другими словами, в результате инициативы Медведева, направленной на снижение уровня экономических преступлений, их число увеличилось на шокирующие 20% и всего за два года! Недавно проведенные исследования Всемирного банка, также подтвердило, что условия для бизнеса в стране значительно ухудшились за последние три года. Все это дало основание президенту Медведеву в марте 2011 г. с горечью признать: коррупция по-прежнему «держит страну за горло».

Для настоящей победы над коррупцией требуются качественно другие меры: создание конкурентной политической среды, подчинение одному закону всех граждан России, включая первых лиц в государстве, наличие гражданского общества, но главное, слом вотчинно-государственной системы, в ее новой капиталистической форме, в которой собственно капитализма, по мнению исследователей С. Чухлеба и Д. Краснянского не более 40/%, а остальные 60 % политаризм (вотчинно-государственная система).