logo

9.1. Общая оценка реформ Петра I.

Если охарактеризовать кратко реформы Петра, то это была ускоренная модернизация традиционалистской государственной и общественной системы на основе европеизации и западного рационализма при усилении и укреплении вотчинно-государственной системы, но уже на иной более светской культурной основе. Инициатором модернизации выступила сама власть, которая в лице молодого царя осознала невозможность, перед лицом внешнего вызова- Запада, продолжать развитие в рамках традиционной модели. Эталоном и желанной моделью государства-общества в российских преобразованиях выступил Запад.

Началом преобразований Петра I можно считать его возвращение в Россию в 1699 г. из поездки по Европе. Европейское турне молодого царя окончательно подтолкнули его к масштабным реформам. По мнению Л. Семенниковой, из посещения Европы Петр извлек следующие важные уроки.

1. Россия не сможет быть на равных с европейскими странами, не сможет сохранить независимость, если не ликвидирует разрыв в уровнях развития.

2. Развитие промышленности, торговли, напрямую зависит от уровня образования, науки, общей культуры, свободных от давления религии.

Петровская перестройка страны и общества в 1696-1725 гг., хотя и была глубокой, крайне затратной, во всех отношениях, но не реформировала сложившуюся еще в XVI в. русскую вотчинно-государственную систему и не расчистила тем самым путь для развития капиталистических отношений в России. Здесь собственно никакой модернизации не произошло. Это и понятно, поскольку модернизацию проводило государство, а не общество. В результате такой модернизации (восточного типа-В.Б.) самодержавная власть в России, стала абсолютной как на Востоке, лишенной каких либо ограничителей в виде церкви, Земских соборов, Боярской Думы. А, достигшее своего расцвета крепостное право при Петре I, принявшие черты рабовладельческого социального института, стало затем главной помехой для социально-экономической модернизации страны.

К тому же в России не было ни политико-экономических и правовых сдержек и противовесов против царского самовластия. Единственным серьезным сдерживающим фактором в России после исчезновения Земских соборов и Боярской Думы для сползания в деспотию была церковь. Но после уничтожения царем патриаршества (1700 г.), учреждения Синода, произошел отказ от канонической православной теории «симфонии властей» и монарх-император фактически становился главой церкви. Церковь, таким образом, утратила самостоятельность от государства, превратилась в своеобразное государственное ведомство и все более бюрократизировалась. Дорога к деспотизму, таким образом, была расчищена. Но этого не произошло, поскольку Петр строил рациональное государство современного типа исходя из европейского образца, а не типичную, традиционную восточную деспотию.

Все же не следует при этом впадать в крайность односторонней критики петровских преобразований. Напомним наиболее яркие результаты грандиозных реформ: значительно, сокращено отставание России в военной, экономической и культурной сфере от передовых европейских стран; созданы первоклассные армия, флот; возникла европейская система государственного управления с бюрократическим классом; образованы сеть специальных и высших учебных заведений; созданы целые отрасли промышленности; впервые появилась светская, автономная от церкви культура; построена новая столица- Санкт- Петербург; Россия вошла в «концерт европейских держав» и стала одной стран европейского геополитического баланса сил. И что еще очень важно, Россия стала одной из активных участниц европейской истории. Петр I открыл для России Европу, а для Европы Россию. В результате традиционно враждебные друг о друге представления стали меняться на искренний интерес, и взаимовыгодное сотрудничество. Русская элита все более приобщалась к материальным и духовным благам более высокоразвитой европейской цивилизации. Безвозвратно ушла в прошлое Московское православное традиционное царство с ее религиозными концептами «Святой Руси» и «Москва-Третий Рим». На их место пришла светская идея инициативного служения императору «Отцу Отечества» и самому Отечеству- «Великой России».

Но все это было сделано не при помощи расширения общественной свобод, предприимчивости и инициативы подданных, социальной мобильности, а за счет всемерного подавления остатков неподконтрольных государству общественных групп (так называемых «гулящих людей»), почти тотальной регламентацией государством всех сторон общественной жизни. На людей Петр смотрел как винтиков огромной государственной машины. Даже видные сановники царя-реформатора, ощущали себя не полноправными гражданами, а такими же подневольными людьми «Отца Отечества», чья оплошность, лень немедленно вели к наказаниям, а то и к смерти.