logo

3.2.Римская цивилизация и культура.

Если спросить любого образованного человека, и задать ему вопрос, с какими словами ассоциируется Древний Рим? То наверняка, навскидку этот человек перечислит такие социально-культурные артефакты: легион; гладиаторы; римские дороги; рабство; римское право; Колизей. Конечно, кто-то может список продолжить, но наверняка эти слова будут в обязательном словарном «минимуме» любого образованного человека.

Римляне в свою очередь, обоготворяли греков, во многом они были для них эталоном. Действительно существует устойчивое мнение, что римляне были эпигонами и подражателями греков, особенно в искусстве, философии, науке, религии. Действительно в этих сферах римляне никак не превзошли греков и во многом им подражали. Но, тем не менее, есть и немало областей, где римляне превзошли своих учителей, это юриспруденция, экономическая теория, массовое строительство инженерных сооружений, военное дело, государственное администрирование и т.д.

В отличие от греческих философов классического времени римские мыслители, были больше ориентированы на политику в форме разработки теорий о том, каким должен быть современный монарх, и на этику, призванную показать, как должен жить человек в условиях существования «вечного Рима».

Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки- юриспруденции, включающей целый комплекс политико-правовых проблем в области общей теории государства и права. Наивысшего развития римская юриспруденция достигла в период деятельности выдающихся римских юристов- Сальвия, Юлиана и Гая.

Весьма популярен в Риме был стоицизм, виднейшим представителем которого был Сенека. Сенеку можно назвать римским предшественником христианства, так как он во многом предвосхитил религиозное учение христианства, в частности в определении характера и роли человеческого духа, понятия о его бессмертии. Именно ему принадлежит идея великой идеальной божьей общины, которую потом назвали вселенской церковью. Формула Сенеки «отвоюй себя для самого себя» была следствием утраты былого единства гражданства римской общины и поиском новых ценностей. В условиях гигантской империи первых веков нашей эры (римляне захватили почти половину цивилизованного мира), утрачивался коллективизм ему на смену шел индивидуализм, а римский патриотизм заменялся космополитизмом, философия стоицизма оказалась как нельзя кстати.

Идеи космополитизма, человеческой общности существовали на протяжении всего эллинистического периода. Смысл ее тогда состоял в том, что родиной человека является не отдельный полис, а мир (подразумевалось: эллинистический мир). В первые века нашей эры, космополитические идеи совпали с распространением в Риме христианства. Христианство вкупе с стоицизмом и идеями космополитизма усилило в гражданах античной империи ощущение чувства общности человеческой природы- теоретически римским гражданином мог стать любой житель многоэтничной и многоконфессиональной империи. Отсюда формировалась невиданная нигде ранее универсалистская концепция «гражданина мира», индивидуализм и другие составляющие космополитической идеологии. Христианство, после того как оно стало государственной религией Рима дополнительно усилило веру в человеческое братство и универсальность человеческой природы. Все это придавало римской империи, ее гражданам ощущение, что Рим выражает общее человеческое начало и значит, выступает на стороне добра. Подобной универсальной политической идеологии, с верой в общечеловеческое единство мы не встретим на Востоке, где господствовало родо-племенные и государственно-этнические идеи. В случае с римской универсальной идеологией, мы имеем дело с зачатками либерализма в теории и со строительством общегражданской нации независимо от этничности и культуры на практике. И здесь, безусловно, римляне намного опередили свое время. И еще, без римской империи христианство возможно никогда бы не превратилась в первую мировую религию, и в этом историческая заслуга Рима.

В итоге античность сформировала и совершенно новую концепцию человека, кардинально отличающего от восточных концепций. Если вычленить ее основные идеи, то получится следующее: 1) человек занимает, особое, высшее место в организации Вселенной; 2) человек принадлежит не только к своей родоплеменной и государственной общности, но и к человечеству как целому; 3) это дает ему определенную социальную и личностную автономию, достоинства и права, которые должны соблюдаться обществом (при условии, что речь идет о свободном человеке, а не рабе); 4) человек обязан разумно поступать и сознательно контролировать свое поведение.

В тоже время нельзя преувеличивать достижения греков и римлян в области развития индивидуально-личностного начала.

Так греческая религия не знает ни сосредоточенного духовного общения с богами, ни личного откровения подобного в христианстве. Общеизвестная «непсихологичность» классической греческой скульптуры, которая изображает тело внешность, но не раскрывает индивидуальные черты характера. По очень точному замечанию отечественного философа А.Ф Лосева, «человеческое в античности есть телесно человеческое, но отнюдь не личностно человеческое». Да и древнегреческий язык не имеет эквивалента современных понятий «воля» или «личность». И даже такой мыслитель поздней античности как император Марк Аврелий Антонин прославившийся известным изречением- «Смотри внутрь себя!», также как и все античные философы говорит не о себе, а о человеческой природе вообще.

Тем не менее, следует признать, что античное мировоззрение и мироощущение значительно вырывается из сковывающих рамок коллективистского начала традиционного общества и делает скачок к личностному самосознанию, на котором покоится современное западное общество.