12.1. Доколумбова Америка.
Латинская Америка представляет собой особый мир-цивилизацию, специфика которой обусловлена процессами метисации различных рас (белой-европеоидной, индейской-монголоидной, чернокожей-негроидной), народов, культур. Латинская Америка принадлежит к так называемому «пограничному» типу цивилизаций, находящемуся между «Западом и Востоком» (к их числу исследователи относят Россию, страны Балканского полуострова, Португалию и Испанию). В пограничных культурах и обществах степень разнородности и многообразия, как известно, превалирует. В Латинской Америке эта черта проявляется как нигде на земле.
Инкская империя возникла около 1200 г. и считалась высокоразвитой, несмотря на то, что в ней не использовался колесный транспорт, и не было письменности (вместо нее использовалась уникальная узелковая кодировка из разноцветных шнурков-кипу). Испанцев удивляли великолепные мощеные дороги, благодаря которым исправно функционировала вся система коммуникаций. Владения империи инков распространялись на расстоянии свыше 4000 км. почти по всей длине Андских гор. Инки называли свои владения Тауантинсуйю, «землей четырех четвертей». В пределах империи под жестоким игом самих инков (небольшого народа состоящего из нескольких тысяч человек) проживало около 8 млн. человек, составлявших до 100 народов. Инки поклонялись солнцу и ввели единый официальный язык в разноплеменной империи-язык кечуа. Император- верховный инка, обожествлялся и его власть в стране носила в деспотичный характер. Резиденция верховного инки ( Сапа Инки) находилась в городе Куско. Никто из подданных под страхом смертной казни не имел право прямо смотреть ему в лицо (кстати, тот же запрет существовал и в Китае). Привилегированным слоем, составлявшим высшую касту, была военная знать, не работавшая и не платившая налогов. От государства, военная знать состоявшая из этнических инков получала земельные наделы и работников-рабов. Кроме них, были инки, исполнявшие обязанности жрецов, также были высокопоставленной кастой.
Все население империи разбивалось по десятичному подразделению и тотально контролировалось и управлялось вездесущими чиновниками. Милитаристский характер государства заключался в том, что была всеобщая воинская обязанность и что именно из воинов, в том числе из простых солдат, рекрутировались чиновники, как низших, так и высших рангов. Государство было всеобщим распределителем общественных благ и тотальным контролером общества полностью зависимого от государства.
Владения государства майя занимали весь полуостров Юкатан, часть нынешней Мексики. Из всех цивилизаций доколумбовой Америки майя обладали системой письменности, а с помощью сложной системы взаимосвязанных календарей, делали смелые астрономические и исторические прогнозы и предсказания. Численность населения государства древних майя доходила до 18 млн. человек. Города майя отличались пышностью и сложностью архитектуры, высокими пирамидами, украшенными разноцветной мозаикой. Майя имели многолюдные города, из которых до 20 превышали население 50000 человек. Правители майя обожествлялись, поскольку сама их родословная вела к богам. По сути, политическая система майя представляла собой своего рода теократию. Население верило в то, что они помимо своей мирской деятельности, «общаются» с потусторонними мирами: миром духов и богов. Все мирские (от рождения, смерти, сева и сбора урожая) и религиозные ритуалы сопровождались жертвоприношениями. Причем все пленные, захваченные во время войн, приносились в жертву богам, а не использовались в хозяйстве.
Приблизительно в 1325 г. в долину Мехико пришли ацтеки и на болотистом острове Тецкоко построили главный свой город Теночтитлан (занимая при этом север современной Мексики). В отличие от народа майя ацтеки отличались своей воинственностью и религиозным культом принесения массового жертвоприношения своему богу Уицилопочтли. Культура смерти в религии у ацтеков, была возведена в идеал, в то время как жизнь они воспринимали как полную страданий и крови. Поэтому не жизнь, а смерть в сражении или на жертвенном камне воспринималась ими как лучший поступок сродни подвигу. Убитые жертвы на религиозном алтаре, воины, погибшие в бою, женщины умершие во время родов, могли надеяться на почет в загробном мире, в то время как все же умершие своей смертью 4 года скитались по загробному подземелью, прежде чем достичь низшего уровня Земли мертвых и превращались в тени. Чтобы задобрить своего главного кровожадного бога Уицилопочтли и других богов, ацтеки каждый день приносили молодых юношей и девушек в жертву им. Религиозный конвейер смерти работал беспрерывно (жрецы в храме вырезали жертве сердце и бросали в лицо каменному идолу), унося на тот свет ежегодно около 20000 человек. Также как у инков власть правителя ацтеков имевшего титул «владыка людей» была деспотичной.
К концу XV века, к моменту появления на континенте европейцев, для всех индейских обществ (включая высокие культуры (инков, майя, ацтеков), были свойственны следующие структурные характеристики: жесткая подчиненность всех этих обществ природным ритмам, преобладание тенденции адаптации к природной среде над попытками приспособить ее к собственным потребностям; доминирование общества над индивидом и растворение личности в коллективе; преобладание традиции над инновацией; циклическая, а не линейная форма развития общества. Господствующая здесь общественная модель была -вотчинно-государственной системой, находившаяся на раннеклассовой и раннегосударственной стадии. Если сравнить с обществами и культурами Востока того времени, то цивилизации майя, ацтеков, инков совпадали с древневосточными обществами примерно 5-3 вв. до н. эры.
Приход сюда испанцев означал для американских индейских цивилизаций не просто их крушение, но и физическое истребление вплоть до геноцида их населения. Тем более, сразу же сказалось превосходство испанцев в военном вооружении и организации управления. Писарро со 160 солдатами вооруженными огнестрельным оружием разгромил многотысячное войско инков, уничтожив при этом 6000 человек и не потеряв при этом ни одного человека. Кортес с 400 солдатами сокрушил государство ацтеков. Отсталое религиозное сознание индейцев после шока встречи с более развитыми пришельцами, с огнестрельным оружием (посланцы с небес) было парализовано. Это и явилось важной причиной того что небольшие по численности отряды испанцев разгромили и уничтожили целые цивилизации. Последствия завоевания испанцами империи инков были ужасающими: за 50 лет после прибытия сюда испанцев население империи сократилось с 7 миллионов всего до 500 тыс.
Открытие Америки Колумбом привели в европейской среде к появлению таких мысле-образов и мифов как: Америка-земной рай, земля обетованная, это -подлинный Новый Свет, и именно здесь возникнут «Новая Земля» и «Новый Человек», утопическое тысячелетнее царство Христа.
Таким образом в роли «Востока» в Латинской Америке выступали туземные, традиционные доколумбовы культуры майя, ацтеков, инков, которые по своим главным характеристикам. (подчинение человека природе, индивида-обществу, ориентации на сохранение традиции, коллективизму, деспотизму власти над обществом, отсутствия частной собственности и т.д.) могут быть уподоблены большинству обществ Востока.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.