logo

12.1. Доколумбова Америка.

Латинская Америка представляет собой особый мир-цивилизацию, специфика которой обусловлена процессами метисации различных рас (белой-европеоидной, индейской-монголоидной, чернокожей-негроидной), народов, культур. Латинская Америка принадлежит к так называемому «пограничному» типу цивилизаций, находящемуся между «Западом и Востоком» (к их числу исследователи относят Россию, страны Балканского полуострова, Португалию и Испанию). В пограничных культурах и обществах степень разнородности и многообразия, как известно, превалирует. В Латинской Америке эта черта проявляется как нигде на земле.

Инкская империя возникла около 1200 г. и считалась высокоразвитой, несмотря на то, что в ней не использовался колесный транспорт, и не было письменности (вместо нее использовалась уникальная узелковая кодировка из разноцветных шнурков-кипу). Испанцев удивляли великолепные мощеные дороги, благодаря которым исправно функционировала вся система коммуникаций. Владения империи инков распространялись на расстоянии свыше 4000 км. почти по всей длине Андских гор. Инки называли свои владения Тауантинсуйю, «землей четырех четвертей». В пределах империи под жестоким игом самих инков (небольшого народа состоящего из нескольких тысяч человек) проживало около 8 млн. человек, составлявших до 100 народов. Инки поклонялись солнцу и ввели единый официальный язык в разноплеменной империи-язык кечуа. Император- верховный инка, обожествлялся и его власть в стране носила в деспотичный характер. Резиденция верховного инки ( Сапа Инки) находилась в городе Куско. Никто из подданных под страхом смертной казни не имел право прямо смотреть ему в лицо (кстати, тот же запрет существовал и в Китае). Привилегированным слоем, составлявшим высшую касту, была военная знать, не работавшая и не платившая налогов. От государства, военная знать состоявшая из этнических инков получала земельные наделы и работников-рабов. Кроме них, были инки, исполнявшие обязанности жрецов, также были высокопоставленной кастой.

Все население империи разбивалось по десятичному подразделению и тотально контролировалось и управлялось вездесущими чиновниками. Милитаристский характер государства заключался в том, что была всеобщая воинская обязанность и что именно из воинов, в том числе из простых солдат, рекрутировались чиновники, как низших, так и высших рангов. Государство было всеобщим распределителем общественных благ и тотальным контролером общества полностью зависимого от государства.

Владения государства майя занимали весь полуостров Юкатан, часть нынешней Мексики. Из всех цивилизаций доколумбовой Америки майя обладали системой письменности, а с помощью сложной системы взаимосвязанных календарей, делали смелые астрономические и исторические прогнозы и предсказания. Численность населения государства древних майя доходила до 18 млн. человек. Города майя отличались пышностью и сложностью архитектуры, высокими пирамидами, украшенными разноцветной мозаикой. Майя имели многолюдные города, из которых до 20 превышали население 50000 человек. Правители майя обожествлялись, поскольку сама их родословная вела к богам. По сути, политическая система майя представляла собой своего рода теократию. Население верило в то, что они помимо своей мирской деятельности, «общаются» с потусторонними мирами: миром духов и богов. Все мирские (от рождения, смерти, сева и сбора урожая) и религиозные ритуалы сопровождались жертвоприношениями. Причем все пленные, захваченные во время войн, приносились в жертву богам, а не использовались в хозяйстве.

Приблизительно в 1325 г. в долину Мехико пришли ацтеки и на болотистом острове Тецкоко построили главный свой город Теночтитлан (занимая при этом север современной Мексики). В отличие от народа майя ацтеки отличались своей воинственностью и религиозным культом принесения массового жертвоприношения своему богу Уицилопочтли. Культура смерти в религии у ацтеков, была возведена в идеал, в то время как жизнь они воспринимали как полную страданий и крови. Поэтому не жизнь, а смерть в сражении или на жертвенном камне воспринималась ими как лучший поступок сродни подвигу. Убитые жертвы на религиозном алтаре, воины, погибшие в бою, женщины умершие во время родов, могли надеяться на почет в загробном мире, в то время как все же умершие своей смертью 4 года скитались по загробному подземелью, прежде чем достичь низшего уровня Земли мертвых и превращались в тени. Чтобы задобрить своего главного кровожадного бога Уицилопочтли и других богов, ацтеки каждый день приносили молодых юношей и девушек в жертву им. Религиозный конвейер смерти работал беспрерывно (жрецы в храме вырезали жертве сердце и бросали в лицо каменному идолу), унося на тот свет ежегодно около 20000 человек. Также как у инков власть правителя ацтеков имевшего титул «владыка людей» была деспотичной.

К концу XV века, к моменту появления на континенте европейцев, для всех индейских обществ (включая высокие культуры (инков, майя, ацтеков), были свойственны следующие структурные характеристики: жесткая подчиненность всех этих обществ природным ритмам, преобладание тенденции адаптации к природной среде над попытками приспособить ее к собственным потребностям; доминирование общества над индивидом и растворение личности в коллективе; преобладание традиции над инновацией; циклическая, а не линейная форма развития общества. Господствующая здесь общественная модель была -вотчинно-государственной системой, находившаяся на раннеклассовой и раннегосударственной стадии. Если сравнить с обществами и культурами Востока того времени, то цивилизации майя, ацтеков, инков совпадали с древневосточными обществами примерно 5-3 вв. до н. эры.

Приход сюда испанцев означал для американских индейских цивилизаций не просто их крушение, но и физическое истребление вплоть до геноцида их населения. Тем более, сразу же сказалось превосходство испанцев в военном вооружении и организации управления. Писарро со 160 солдатами вооруженными огнестрельным оружием разгромил многотысячное войско инков, уничтожив при этом 6000 человек и не потеряв при этом ни одного человека. Кортес с 400 солдатами сокрушил государство ацтеков. Отсталое религиозное сознание индейцев после шока встречи с более развитыми пришельцами, с огнестрельным оружием (посланцы с небес) было парализовано. Это и явилось важной причиной того что небольшие по численности отряды испанцев разгромили и уничтожили целые цивилизации. Последствия завоевания испанцами империи инков были ужасающими: за 50 лет после прибытия сюда испанцев население империи сократилось с 7 миллионов всего до 500 тыс.

Открытие Америки Колумбом привели в европейской среде к появлению таких мысле-образов и мифов как: Америка-земной рай, земля обетованная, это -подлинный Новый Свет, и именно здесь возникнут «Новая Земля» и «Новый Человек», утопическое тысячелетнее царство Христа.

Таким образом в роли «Востока» в Латинской Америке выступали туземные, традиционные доколумбовы культуры майя, ацтеков, инков, которые по своим главным характеристикам. (подчинение человека природе, индивида-обществу, ориентации на сохранение традиции, коллективизму, деспотизму власти над обществом, отсутствия частной собственности и т.д.) могут быть уподоблены большинству обществ Востока.