logo

3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.

Римская культура была продолжателем и носителем древнегреческой культуры и цивилизации. Сами римляне буквально преклонялись перед греками и во многом им подражали. Поэтому многие исследователи, несмотря на многие различия между двумя культурами и обществами, тем не менее, говорят о единой античной греко-римской цивилизации. Каков же путь Рима к своему величию?

Отечественные историки определили 8 периодов в развитии Рима:

1. 753-509 гг.до н.э.- архаический (царский) период;

2. 509-264 гг. до н.э.-ранняя республика;

3. 264-146 гг. до н.э.-средняя республика (Пунические войны Рима с Карфагеном за гегемонию в Средиземноморье);

4. 146-31 гг.до н.э.- поздняя республика (Римские завоевания Испании, Северной Африке, на Ближнем Востоке);

5. 31 г. до н.э.-68 г. н.э.-ранняя империя (Принципат);

6. 68-235 гг. н.э.-расцвет империи (максимальные завоевания Рима, в том числе и на Востоке);

7. 235-305 гг. н.э. –закат империи (раздел римской империи на западную со столицей Римом и восточную со столицей Константинополем);

8. 305-475 гг. н.э.- крушение западной римской империи и завоевание ее варварами.

Как же возникла эта необъятная империя? По мнению британского исследователя Р.Осборна, римляне были бесконечно поглощены собой и глубоко увлечены вопросами должного и справедливого. Их интересовало, почему им удалось покорить почти весь мир, и хотелось понять, как им управлять. Именно у римлян завоевавших половину цивилизованного мира впервые в истории, присутствовало чувство общности человеческой природы- римским гражданином мог стать любой житель империи и без всех правовых ограничений подниматься по социальной лестнице. Большинство римлян верило, что Римская империя выражает общее человеческое начало и, следовательно, воспринималась как великая сила на стороне добра.

С точки зрения мировой геополитики Римская империя в период своего расцвета представляла собой вторую после державы Александра Македонского модель евразиатской суперимперии, которая объединяла в своем составе Запад (античный мир) и восточные территории в единое цивилизационное пространство. Как и греки, римляне вели постоянную экспансию на Востоке, рассчитывая объединить Запад и Восток в единой континентальной империии. И надо сказать им многое удалось. В рамках римской империи шла ассимиляция и миграция народов, обмен производственным и культурным опытом, рушились этнические и религиозные барьеры. В военно-политическом и экономическом отношении Римская империя в то время была сильнейшим государством из всех существующих в то время государственных образований и фактически на тот момент была центром мира. После греков Александра Македонского, именно римляне несли в себе идею единого глобального мира. Фундаментальным фактором объединения народов гигантской империи, население которой исчислялось 60-70 млн. человек, стал латинский язык. Он не отменял местные языки, но стал, тем не менее, языком межнационального общения для романизированных народов.

«В этом искусство твое –налагать условия мира, милость покорным являть и смирять войной надменных!» Так заповедовал в I в. до н. э. Вергилий в своей поэме «Энеида», определяя геополитическую судьбу Рима. Римляне верили, что конфликты с другими государствами провоцировались извне и что, будучи вынужденными, захватывать чужие земли, они приносят с собой все блага римской цивилизации. Это убеждение было кодифицировано в римских правовых кодексах, тогдашнем варианте международного права, которое запрещало войну как акт агрессии и вводило понятие справедливой войны. Римский историк Тит Ливий старательно подчеркивал, что Рим никогда не отступал от этого закона, дав повод британскому историку Гиббону саркастически заметить, что «обороняя себя, римляне покорили целый мир».

Специфически римским понятием, которое лежало в основе фециального права, было понятие fides, то есть добросовестности в употреблении силы. Постоянное подчеркивание приверженности принципу fides лишний раз убеждало римлян, в собственном превосходстве и избранности. Их вела в завоевательные походы, непоколебимая убежденность в том, что своими победами Рим несет благо для человечества. Римляне свято верили, что они не завоевывают чужие земли, а освобождают от тьмы варварства.

Знакомая картина, не правда ли. Точно так же ведут свои «освободительные» войны сегодня США, взяв на себя высокую миссию, спасти заблудшее человечество от мрака деспотизма, варварства и несправедливости. Именно римляне заложили последующую для европейцев традицию цивилизаторского колониализма отсталых народов, этого «бремени белого человека». Римляне также были первые из народов земли, верившие в универсальность своей культуры, отождествлявшие свои интересы с интересами всех других народов. Поэтому можно считать, что именно римскую традицию универсализма своей культуры перенял современный Запад и продолжает ее в современных условиях.

Именно римляне широко использовали практику культурного «колониализма» для установления более прочной власти над завоеванными народами. Это достигалось в первую очередь через влияние на местную верхушку завоеванных народов, приобщая последних к римским обычаям и нравам и ценностям. Так что римляне кроме вышколенной профессиональной армии, частного права, судопроизводства, превосходной по тому времени системы государственного управления и проч., в наследие Западу оставили отработанный механизм «культурного колониализма» и культурной ассимиляции.

Знаменитый римский сенатор, философ Цицерон, рассматривая римскую державу как пример для всего человеческого общества, писал в этой связи о «Вечном Риме» (Roma Aeterna). Позднее именно эта формула во многом сделала возможным постановку вопроса о «трансляции империи» (или о переходной империи от одного народа к другому) и переносе римской высшей власти сначала в Константинополь, Новый Рим, а затем и в Третий Рим-Москву. Идеологические постулаты «Вечного Рима», хотя и в сильно измененном виде, можно увидеть и в идеологии Священной Римской империи средневековья.

В непрерывной и методичной экспансии длящейся без малого тысячу лет римляне не знали себе равных. Особенно упорной борьбой Рима за господство над Средиземноморьем были Пунические войны с Карфагеном. С середины 60-х гг. III в. до н.э. до середины 40-х годов II в. до н.э. прошли 3 войны с могущественным Карфагеном, в ходе которых к Риму были присоединены Сицилия, Сардиния, Корсика, а также Испания. Все эти войны, даже не смотря на военный гений Ганнибала, были проиграны Карфагеном. Третья Пуническая война (149-146 до н.э.) завершилась, полной победой Рима: Карфаген был разрушен и сожжен, жители обращены в рабство, все подвластные ему территории вошли в состав Римского государства. Затем наступила очередь Македонии, Греции, Малой Азии, Сирии и Египта, которые оказались в составе Рима к концу I века нашей эры. Только начавшиеся гражданские войны в Риме в I веке нашей эры, сопровождавшиеся самой мощным восстанием рабов под предводительством Спартака, на время сдержали непрекращающуюся римскую мировую экспансию. Одержанная победа в гражданской войне Юлия Цезаря над своими соперниками, привела к установлению в 49 г. до н.э. диктатуры Цезаря. Однако скорое его убийство (44 г. до н.э.) вновь привело к вооруженной борьбе за власть между Гаем Октавианом и Марком Антонием. В этой борьбе к 30 г. до н.э. победу одержал Октавиан, объявившей себя пожизненным императором и принцепсом (первым сенатором) Рима и Цезарем (как наследник Юлия Цезаря). Кроме этого Октавиан получил почетное имя Август, которое прежде употреблялось лишь в обращении к богам. С тех пор эти три имени- император Цезарь Август -составляют основу титулатуры правителей Римской империи.

В период ранней империи были завоеваны: большая часть Западной Европы (до Шотландии), Часть Восточной Европы, часть Закавказья, Ближний Восток, Месопотамия, Северная Африка. Но уже в этот период завоевания прекращаются, империя по всему периметру своих гигантских границ, защищает себя частоколом множества крепостей и вооруженных гарнизонов. В результате огромная армия и гигантский бюрократический аппарат тяжким бременем ложится на бюджет и «сжирает» львиную долю его расходов. В период поздней империи (284-476) римская империя под грузом колоссальных проблем, слабеет и полностью теряет свою экспансивность, с трудом сдерживая свои границы от варваров. При императоре Константине (306-337 гг. н.э.) устанавливается абсолютная монархическая власть, а христианство в 313 г. было признано государственной религией. Именно Константин для лучшего управления колоссальной империей, переносит столицы в город Византий в 326 г., получивший новое название-Константинополь. Последним императором единой Римской империи был Феодосий I. После его смерти в 395 г. империю наследовали два его сына, которые в итоге разделили страну на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, которая в дальнейшем стала называться Византией.

Античные частнособственнические отношения, которые Рим перенял у Греции, были развиты в римском государстве, в результате чего были достигнуты впечатляющие успехи в области экономики, политической администрации, культуре. Античный город везде будь то в Греции или в Риме являлся оплотом частнособственнических отношений и рыночного хозяйства. И если частнособственнические рыночные отношения, товарное производство по сравнению с Грецией шагнули далеко вперед, то этого не скажешь по отношению к демократии. Окончание республиканского строя и установление сначала выборной, а затем и наследственной монархии привело к сворачиванию демократических республиканских традиций. Но, тем не менее, даже в имперский период сохранились такой демократический институт как сенат, но главное, Римская империя не превратилась в типичную восточную деспотию, даже во времена тиранического правления Нерона, Калигулы и других авторитарных императоров. Хотя следует признать, что в Риме по сравнению с Грецией возможностей для недемократического и неправового поведения властей по отношению к своим подданным было намного больше. Причин тут было несколько: военно-бюрократическое управление и милитаризм Римской империи, варваризация римской армии (прием огромного числа варваров в важнейший институт страны), наличие многочисленных восточных окраин и сама этатистская доминантаРима. Но тем не менее даже в правление императоров тиранов- Калигулы и Нерона Рим не превратился в восточное деспотическое государство-общество. Почему? Главным препятствием против деспотизма и типичной восточной системы отождествления власти и собственности здесь были частная собственность и строго защищенные законом права и свободы римских граждан, а государственная, общинная (общественная собственность) и частная собственность были строго разделены и также обеспечены соответствующим законодательством.

Историческое наследие Рима в мировой культуре помимо его материально-технических достижений, конечно же, связано с его правовой системой. Римский историк Тит Ливий применительно к Римской республике пишет о «власти законов, превосходящей человеческую». С тех пор римское право на многие века (практически до Наполеона, а в Германии- вплоть до начала XX века) стало своего рода эталоном, образцом для подражания.

Римское право состояло из трех основных частей. Главная его часть- «гражданское право»- представляло собой свод законов и норм, обязательных для римских граждан. Помимо этого, в Риме сформировалось представление о высших и божественных законах природы- «естественной право», значимых для всего мира, моральном императиве, в соответствии с которым должно строиться любое позитивное право. Наконец, между высшим естественным правом и внутригосударственным гражданским правом в Риме сформировался еще один свод правовых представлений- «право народов». Изначально право народов применялось в отношении иноземцев, живущих на территории Рима и привлекаемых к римскому суду, но постепенно оно стало наполняться гораздо более широким содержанием и восприниматься как своего рода межгосударственное право- представлявшее собой совокупность моральных норм, значимых для всех государств и для всех людей независимо от их гражданства. В такое понимание права народов включались, например, базовые моральные принципы ведения войны, обращения с пленными, а также вопросы обязательности заключенных договоров и сделок. Таким образом, римское право народов с его сильно выраженным универсалистским характером можно считать прообразом современного международного права. И конечно же в первую очередь именно римское право явилось первичной всеобщей правовой базой на котором была заложена правовая культура и правоотношения современного Запада.

Как известно классическое античное рабство в Риме и послужило Марксу для определения античного способа производства как рабовладельческого. Именно рабовладение, и производительное применение труда рабов, стало основой римской частнособственнической экономики, уже со II в до н.э. Причем рабовладение в Риме носило более жестокие формы, чем в Греции и тем более в отличие от восточных государств, в частности были запрещены браки между рабами. Как известно, в Риме главными источниками пополнения рабов были завоевательные войны и работорговля (долговое рабство, как и в Греции, было запрещено).

Почему же пал Рим, а вместе с ним западная римская империя (восточная со столицей Константинополь просуществовала до 1453 г)? Споры об этом ведутся веками. Подсчитано что на сегодня, уже названо исследователями более 200 факторов, тут и политические козни, «имперское перенапряжение», нерентабельность рабовладельческого хозяйства, плохое финансовое управление, принятие христианства, падение нравов, гражданские усобицы, перемена климата и т.д.

Разумеется, историки, культурологи, экономисты и т.д. выдвигают каждый свою версию исходя из своих профессиональных знаний своего предмета и это вполне логично. В частности, по мнению экономиста Р.Гусейнова основной причиной падения Римской империи было уход с производственной деятельности свободных граждан в непроизводственные финансовые спекуляции. В результате массовый паразитизм римлян, помноженный на отмену налогов с свободных граждан разъедал римскую экономику и привел ее в результате к гибели. Историк и социолог Б. Кагарлицкий главной причиной упадка считает распад хозяйственных связей между провинциями бывшей империи, последовавший за разрушением ее политического единства. Конечно, эти перечисленные факторы выглядят вполне убедительными но, безусловно, другое, анализируя сложные исторические явления каким и является изучаемый объект (римское государство-общество), мы вернее достигнем истины, если мы будем применять междисциплинарные подход и многофакторный анализ, добиваясь целостного взгляда на предмет и помня восточную мудрость что «все во всем».

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

1.Назовите основные черты античной культуры.

2.Покажите, что было общего и особенного в развитии греческой и римской культур.

3.Что представляет собой античный полис как общественная форма развития?

4.Каковы особенности восприятия человека в античном обществе?

5.Как вы понимаете античный способ производства?

6.В чем проявился римский культурный империализм?

7.Каковы на ваш взгляд факторы и причины, способствовавшие крушению римской империи?

Основная литература:

1.История и культурология. Изд.3-е, перераб. И доп.: Учеб. пособие./ Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 2004.

2.История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. И перер. Изд.- Ростов н/Д: «Феникс»,2002.

3.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

Дополнительная литература

1.Осборн, Р. Цивилизация. Новая история западного мира/ Роджер Осборн; пер. с англ. М. Колопотина.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

2.Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур).-М.: Наука. Главная редакция восточной литературы.1992.

3.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

4.Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Политиздат, 1977,