4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
Со времен Средневековья как утверждает знаток феодального общества французский историк Марк Блок, существительное «феодализм» и прилагательное «феодальный», относились к области права, где феод являлся определенной формой земельной собственности, и прилагательное «феодальный» означало «относящийся к феоду», тогда как «феодализм», означал либо «полномочия, даваемые феодом», либо повинности, связанные с ленной зависимостью.
Со временем, смысл этих слов стал расширяться, и наконец, стал обозначаться ими целая культурно-историческая эпоха. Термин феодализм прочно ассоциируется в общеевропейской классической историографии и особенно в ее марксистской интерпретации, с промежуточной стадией развития общества, находящегося между античностью и капитализмом. То что это некая стадия общественно-исторического развития существовала в доиндустриальный период на Востоке и Западе у большинства исследователей не вызывает сомнений. Термин «феодализм» употребляется очень часто в расширительном смысле. Так слово «феодализм» относится к обществу без относительно Запада, Востока, России, которое находится в докапиталистической стадии, или что еще вернее находящееся в доиндустриальной стадии развития. Причем, этим понятием оперируют даже сегодня (особенно в СМИ- В.Б.), обозначая например, отдельные общества современной России и конечно же современного Востока. Зачастую под этим понятием понимается господство традиционного общества и личных неформальных отношений между группами населения, а не институтов и рационально формализованных отношений. Однако, само понятие феодализм в строгом смысле слова для общей стадии развития мирового исторического процесса доиндустриального периода на наш взгляд является неудачным, поскольку подходит только для европейских стран, но не для Востока.
Большинство споров возникает по другим проблемам. 1.Почему возник, где и как долго существовал феодальный способ производства? 2.Каковы сущностные характеристики феодализма? 3. Является ли феодализм закономерной стадиальной (формационной) ступенью развития человечества или всего лишь одной из многообразных форм существования доиндустриальной общечеловеческой цивилизации? 4.Феодализм как способ производства, несмотря на все этнокультурное многообразие человечества, характерен для всех обществ, как Востока, Запада, России, или только исключительно для европейского региона? Эти вопросы встают перед всеми исследователями, и мы тоже попробуем ответить на эти вопросы.
Изначально европейская историография оперировала понятием феодализм на материале изучения европейских стран, благо для этого было множество фактического материала подтверждающего выбранный концепт исследования. Затем Маркс и особенно его последователи попытались применить этот концепт применительно к России и Востоку. Относительно последнего получалось плохо, поэтому к термину феодализм добавлялись дополнительные прилагательные: восточный феодализм, государственный феодализм и т.д.
Если попытаться дать обобщенную характеристику феодализму, сложившуюся в классическом варианте то она будет выглядеть следующим образом: Феодализм как социально-экономическая система характеризуется такими признаками:
-доминирование аграрного общества над урбанизированным;
-преобладание Традиции над модернизацией;
-огромной ролью религии, и ее воздействием не только на общество, но и на власть (фактически теократия);
-политическом и экономическом господстве частных феодалов-землевладельцев;
-превосходство сословия воинов-рыцарей, над земледельцами и торговцами;
-корпоративностью общества (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цехи, монашеские и рыцарские ордена);
-условном землевладении;
-иерархической системе сюзеренства и вассалитета, экономической основой которой являются рентные отношения;
-прикрепление непосредственных производителей крестьян-общинников, к земле или личности землевладельцев;
-законодательном оформлении феодальной зависимости в виде норм крепостного права;
-преимущественно натуральном типе феодального хозяйства на микроуровне (феод, бенефиций, аллод на Западе, поместье, вотчина в России, икта, союргал на Востоке);
-крайне медленном развитии факторов производства и низкой эффективности труда непосредственных производителей;
-наличием частного землевладения феодала, практически независимого от государства;
-незащищенностью частного собственника (горожанина) или любого другого подданного от произвола властей, феодалов и чиновников;
-почти полным отсутствием демократических институтов выборной власти, в том числе античных;
-подавление большинства общества государством или господствующим сословием феодалов.
Следует признать что признаки феодализма в той или иной степени в эпоху средневековья встречаются как в Европе, России и даже на Востоке (исключительно только отдельные признаки-В.Б.). Но везде они имеют столь различную специфику и характерные особенности, что в результате приводят к совершенно различным формам существования государств-обществ.
Феодализм, как известно происходит от слова феод- земельное условное владение в обмен на службу. Так во Франции и в Германии (там они назывались ленами), назывались земельные пожалования королей или других крупных сеньоров, своим воинам (феодалам) за службу, на правах вассалитета и принесением особой церемонии в обязанности повиновения сеньору (оммаж). Сам ритуал оммажа создавал особые личные и одновременно устно договорные обязательства вассальных отношений в их двойном аспекте: покровительства и служения. Это означало, что в средневековой Европе предусматривалось, что обязательства между сеньором и вассалом (феодалом) должны быть обязательно взаимными, основанными на устном договоре двух сторон: сеньора и вассала. Как писал французский юрист XIII в. Бомануар: «Слуга обязан быть верным и послушным своему господину в той мере, в какой господин верен своему слуге». Вассально-договорные отношения в феодальной Европе отличались от отношения всеобщего подданства и отсутствие прав у подданных на Востоке. На нижнем этаже западноевропейского феодализма складывались отношения, которые были основаны уже на личной зависимости крестьян (феода) от феодалов. Получалась двухэтажная система феодальной зависимости: на верхнем этаже феодалы были условными земельными держателями, в большей или меньшей степени (на строго договорной основе), подчиненными своему сеньору (королю, герцогу и т.д.); то на нижнем этаже, этой системы, крестьяне, были также условными держателями надельных земель феодала, но были лично зависимыми от него и обязаны выплачивать последнему рентные платежи в виде барщины, оброка и других повинностей.
Юрий Семенов, указывая на антагонистический характер феодального способа производства, называет этот строй также двухэтажным, исходя из характера феодальной собственности. Поскольку, феодальный общественно-экономический уклад помимо феодального поместья включал в себя в качестве основы и крестьянско-общинный уклад. В этом, по мнению исследователя ничего удивительного нет, «поскольку верховная частная собственность, есть всегда собственность не только на средства производства, но и на личности непосредственных производителей» (крестьян).
Период расцвета собственно феодального (ленного) землевладения в Европе пришелся на XII вв. В это время Западной Европе действовал классический принцип «Нет земли без господина» (сеньора). Это означало, что подавляющая часть крестьян в Европе были условными держателями земель принадлежащих частным владельцам (феодалам), и находились в личной (крепостной) зависимости от последних. Зрелый феодализм в Европе ассоциируется с максимальной децентрализацией, а именно с пресловутой феодальной раздробленностью, имевшей место во всех европейских королевствах. Вспомним что королевский домен французского короля в XI в. был намного меньше, чем у своих формальных вассалов, а фактически независимых собственников со своими микрогосударствами (феодами, вотчинами и т.д.) А это в свою очередь, означало также, что государство в лице центральной власти не только учитывало интересы почти частных лиц, феодалов-аристократов, а опиралось на них как на класс и объективно выражало волю феодалов как класса. То есть, другими словами, именно феодальное сословие рекрутируемое по наследственному принципу в Европе являлось политически и экономически господствующим классом в Западной Европе. Но так было далеко не везде в европейских странах, в Восточной Европе, и особенно на Руси, процессы феодализации немного запаздывали.
К какому типу общества отнести западноевропейский феодализм? Ясно, что он не подходит к антично-западному, но также и не подходит в восточной вотчино-государственной системе. Следует отнести его к обществу смешанного типа в котором элементы западного и восточного обществ долго соревновались друг с другом. Причем это соперничество продолжалось почти 1000 лет и закончилось в итоге убедительной победой антично-западного рыночного строя с демократическим правлением.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.