logo

4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.

Со времен Средневековья как утверждает знаток феодального общества французский историк Марк Блок, существительное «феодализм» и прилагательное «феодальный», относились к области права, где феод являлся определенной формой земельной собственности, и прилагательное «феодальный» означало «относящийся к феоду», тогда как «феодализм», означал либо «полномочия, даваемые феодом», либо повинности, связанные с ленной зависимостью.

Со временем, смысл этих слов стал расширяться, и наконец, стал обозначаться ими целая культурно-историческая эпоха. Термин феодализм прочно ассоциируется в общеевропейской классической историографии и особенно в ее марксистской интерпретации, с промежуточной стадией развития общества, находящегося между античностью и капитализмом. То что это некая стадия общественно-исторического развития существовала в доиндустриальный период на Востоке и Западе у большинства исследователей не вызывает сомнений. Термин «феодализм» употребляется очень часто в расширительном смысле. Так слово «феодализм» относится к обществу без относительно Запада, Востока, России, которое находится в докапиталистической стадии, или что еще вернее находящееся в доиндустриальной стадии развития. Причем, этим понятием оперируют даже сегодня (особенно в СМИ- В.Б.), обозначая например, отдельные общества современной России и конечно же современного Востока. Зачастую под этим понятием понимается господство традиционного общества и личных неформальных отношений между группами населения, а не институтов и рационально формализованных отношений. Однако, само понятие феодализм в строгом смысле слова для общей стадии развития мирового исторического процесса доиндустриального периода на наш взгляд является неудачным, поскольку подходит только для европейских стран, но не для Востока.

Большинство споров возникает по другим проблемам. 1.Почему возник, где и как долго существовал феодальный способ производства? 2.Каковы сущностные характеристики феодализма? 3. Является ли феодализм закономерной стадиальной (формационной) ступенью развития человечества или всего лишь одной из многообразных форм существования доиндустриальной общечеловеческой цивилизации? 4.Феодализм как способ производства, несмотря на все этнокультурное многообразие человечества, характерен для всех обществ, как Востока, Запада, России, или только исключительно для европейского региона? Эти вопросы встают перед всеми исследователями, и мы тоже попробуем ответить на эти вопросы.

Изначально европейская историография оперировала понятием феодализм на материале изучения европейских стран, благо для этого было множество фактического материала подтверждающего выбранный концепт исследования. Затем Маркс и особенно его последователи попытались применить этот концепт применительно к России и Востоку. Относительно последнего получалось плохо, поэтому к термину феодализм добавлялись дополнительные прилагательные: восточный феодализм, государственный феодализм и т.д.

Если попытаться дать обобщенную характеристику феодализму, сложившуюся в классическом варианте то она будет выглядеть следующим образом: Феодализм как социально-экономическая система характеризуется такими признаками:

-доминирование аграрного общества над урбанизированным;

-преобладание Традиции над модернизацией;

-огромной ролью религии, и ее воздействием не только на общество, но и на власть (фактически теократия);

-политическом и экономическом господстве частных феодалов-землевладельцев;

-превосходство сословия воинов-рыцарей, над земледельцами и торговцами;

-корпоративностью общества (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цехи, монашеские и рыцарские ордена);

-условном землевладении;

-иерархической системе сюзеренства и вассалитета, экономической основой которой являются рентные отношения;

-прикрепление непосредственных производителей крестьян-общинников, к земле или личности землевладельцев;

-законодательном оформлении феодальной зависимости в виде норм крепостного права;

-преимущественно натуральном типе феодального хозяйства на микроуровне (феод, бенефиций, аллод на Западе, поместье, вотчина в России, икта, союргал на Востоке);

-крайне медленном развитии факторов производства и низкой эффективности труда непосредственных производителей;

-наличием частного землевладения феодала, практически независимого от государства;

-незащищенностью частного собственника (горожанина) или любого другого подданного от произвола властей, феодалов и чиновников;

-почти полным отсутствием демократических институтов выборной власти, в том числе античных;

-подавление большинства общества государством или господствующим сословием феодалов.

Следует признать что признаки феодализма в той или иной степени в эпоху средневековья встречаются как в Европе, России и даже на Востоке (исключительно только отдельные признаки-В.Б.). Но везде они имеют столь различную специфику и характерные особенности, что в результате приводят к совершенно различным формам существования государств-обществ.

Феодализм, как известно происходит от слова феод- земельное условное владение в обмен на службу. Так во Франции и в Германии (там они назывались ленами), назывались земельные пожалования королей или других крупных сеньоров, своим воинам (феодалам) за службу, на правах вассалитета и принесением особой церемонии в обязанности повиновения сеньору (оммаж). Сам ритуал оммажа создавал особые личные и одновременно устно договорные обязательства вассальных отношений в их двойном аспекте: покровительства и служения. Это означало, что в средневековой Европе предусматривалось, что обязательства между сеньором и вассалом (феодалом) должны быть обязательно взаимными, основанными на устном договоре двух сторон: сеньора и вассала. Как писал французский юрист XIII в. Бомануар: «Слуга обязан быть верным и послушным своему господину в той мере, в какой господин верен своему слуге». Вассально-договорные отношения в феодальной Европе отличались от отношения всеобщего подданства и отсутствие прав у подданных на Востоке. На нижнем этаже западноевропейского феодализма складывались отношения, которые были основаны уже на личной зависимости крестьян (феода) от феодалов. Получалась двухэтажная система феодальной зависимости: на верхнем этаже феодалы были условными земельными держателями, в большей или меньшей степени (на строго договорной основе), подчиненными своему сеньору (королю, герцогу и т.д.); то на нижнем этаже, этой системы, крестьяне, были также условными держателями надельных земель феодала, но были лично зависимыми от него и обязаны выплачивать последнему рентные платежи в виде барщины, оброка и других повинностей.

Юрий Семенов, указывая на антагонистический характер феодального способа производства, называет этот строй также двухэтажным, исходя из характера феодальной собственности. Поскольку, феодальный общественно-экономический уклад помимо феодального поместья включал в себя в качестве основы и крестьянско-общинный уклад. В этом, по мнению исследователя ничего удивительного нет, «поскольку верховная частная собственность, есть всегда собственность не только на средства производства, но и на личности непосредственных производителей» (крестьян).

Период расцвета собственно феодального (ленного) землевладения в Европе пришелся на XII вв. В это время Западной Европе действовал классический принцип «Нет земли без господина» (сеньора). Это означало, что подавляющая часть крестьян в Европе были условными держателями земель принадлежащих частным владельцам (феодалам), и находились в личной (крепостной) зависимости от последних. Зрелый феодализм в Европе ассоциируется с максимальной децентрализацией, а именно с пресловутой феодальной раздробленностью, имевшей место во всех европейских королевствах. Вспомним что королевский домен французского короля в XI в. был намного меньше, чем у своих формальных вассалов, а фактически независимых собственников со своими микрогосударствами (феодами, вотчинами и т.д.) А это в свою очередь, означало также, что государство в лице центральной власти не только учитывало интересы почти частных лиц, феодалов-аристократов, а опиралось на них как на класс и объективно выражало волю феодалов как класса. То есть, другими словами, именно феодальное сословие рекрутируемое по наследственному принципу в Европе являлось политически и экономически господствующим классом в Западной Европе. Но так было далеко не везде в европейских странах, в Восточной Европе, и особенно на Руси, процессы феодализации немного запаздывали.

К какому типу общества отнести западноевропейский феодализм? Ясно, что он не подходит к антично-западному, но также и не подходит в восточной вотчино-государственной системе. Следует отнести его к обществу смешанного типа в котором элементы западного и восточного обществ долго соревновались друг с другом. Причем это соперничество продолжалось почти 1000 лет и закончилось в итоге убедительной победой антично-западного рыночного строя с демократическим правлением.