logo

24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.

Японию неслучайно называют экономическим гигантом и военно-политическим карликом. Действительно, третья экономика мира оказывая огромное экономическое влияние на все азиатские и западные государства, в тоже время не является великой державой, не обладает ядерным оружием, не состоит постоянным членом Совета Безопасности ООН, по условиям наложенным на нее итогами Второй мировой войны. Более того, ее суверенитет фактически ущемляется ее главным союзником США, которое размещает на японской территории военные базы и постоянно воздействует на проведение японской глобальной и региональной политики. Япония, наряду с Южной Кореей, Филиппинами и Таиландом, Австралией и Новой Зеландией входит в американоцентричную систему безопасности восточно-тихоокеанского региона. Японская относительная «пассивность» и несоответствие свое экономической мощи объясняется не только действующей системой двусторонних договоров с Америкой, но и некоторой «отчужденностью» самой Японии от материковой Азии. Отчужденность эта имеет характер не столько географический, сколько исторический. Японию в Восточной Азии «не любят». Сказывается недавнее прошлое. Зверства японской военщины в годы Второй мировой войны, до сих пор отравляют отношения Японии с Китаем, Южной Кореей. К тому же Япония в отличие от Германии, «не покаялась» перед пострадавшими от ее оккупации азиатскими народами и тем более материально не возместила причиненный им ущерб. Японию в Азии воспринимают уже не столько как азиатское, сколько как типично западное государство, встроенное в западную систему политических, экономических, военных институтов. К тому же у Японии существуют неурегулированные пограничные конфликты за территории, не только с Россией, но и с Китаем и Южной Кореей. Следует заметить, что время от времени, в основном под влиянием внутриполитической ситуации Япония предъявляет к России территориальные претензии, в тоже время хорошо осознавая что, Россия, будучи уже окрепшей державой вряд ли их отдаст.

Несмотря на возникающие в самой Японии время от времени, общественные движения за вывод американских военных баз (на острове Окинава) и требования более самостоятельной внешней политики, Япония по прежнему дорожит важностью сохранения союзнических отношений с США. На это работают два фактора: 1) фактор Северной Кореи, и ее стремление обзавестись ядерным оружием; 2) фактор Китая. Последний фактор является определяющим. В настоящее время Япония и Китай являются глобальными соперниками за лидерство в Восточной Азии, несмотря на тесные и довольно объемные по масштабам экономические связи. Быстрорастущий рост военного бюджета Китая (второй после США), широкие антияпонские настроения в китайском обществе и элите, все это внушает большие опасения японскому руководству.

Следует также отметить, что попытка Японии обрести свою самостоятельную великодержавность не имеет большого успеха потому, что по большому счету, Япония боится оказаться без помощи США, один на один с таким могущественным соседом как Китай. В результате, Япония крепко привязана к США и крайне заинтересована в военном присутствии США в Тихом океане и в северо-восточно-азиатском многоугольнике безопасности, куда входят такие игроки: Япония, США, Китай, обе Кореи, Россия. Военно-политическое присутствие США в Восточной Азии, в том числе в рамках американо-японского союза, рассматривается Токио как необходимое условие для поддержание баланса сил в регионе, и твердой гарантии своей безопасности. А это в свою очередь на руку США, которые продолжают сохранять здесь постоянное военное присутствие.

Китай. Сегодня Китай оказывается непросто ведущим центром силы во всей Азии, но и, становится буквально на глазах, глобальной державой имеющей интересы практически во всех уголках земного шара. Кроме этого Китай является на сегодня единственной великой державой из восточных стран, обладающей не только ядерным оружием, но и статусом постоянного члена Совета Безопасности. Отсюда можно заключить что Китай, это единственная держава Востока с позицией, которой вынуждены сегодня считаться все страны мира, включая и единственную сверхдержаву-США. Безудержный рост китайской экономики и военной силы, возрастание его влияния в мире, ломает сложившуюся после окончания холодной войны «архитектуру» современного миропорядка.

Китай сегодня играет исключительно важную роль в формировании не только политического, экономического но и культурного облика как всей Восточной Азии, так и самого Азиатско-Тихоокеанского региона. Сам Китай воспринимается в регионе АТР как все более важный и более привлекательный партнер, чем его такие гиганты-соперники: Япония и США. Сказывается при этом, фактор китайской культуры, которая более благоприятно воздействует и облучает соседние азиатские страны, чем чуждая Востоку американская культура. Кроме этого, Китай в любой момент может воспользоваться политической поддержкой своей чрезвычайно богатой и экономически влиятельной диаспоры (хуацяо) в Сингапуре, Бангкоке, Куала-Лумпуре, Маниле, Джакарте. Китайские диаспоры занимают исключительно влиятельное положение в странах Юго-Восточной Азии. По некоторым данным, проживающие там китайцы контролируют около 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, 50—60% малазийской экономики. Такое экономическое влияние китайской диаспоры приводит к тому, что названные страны становятся крайне чувствительными к внешней политики Китая, со временем превращаясь в его «экономических и политических сателлитов». Неудивительно, что уже сегодня многие страны Юго-Восточной Азии крайне обеспокоены все возрастающим влиянием Пекина в регионе, и они склонны порой видеть присутствие США в регионе в качестве сдерживающего фактора Китая.

Таким образом, несмотря, однако на желание Китая ладить со всеми, нынешний Китай внушает многим опасения. Так бывает всегда, когда на мировой арене достаточно круто меняется баланс сил: то в первую очередь, отстающие страны (например, Россия) усматривают в новом лидере себе угрозу.

В последнее время в России и на Западе появилось великое множество различных публикаций, в которых эмоционально пишущие авторы значительно преувеличивают китайские достижения и порой раздувают миф о «китайской угрозе». Где тут правда а где вымысел, попробуем разобраться.То что Китай по объему ВВП вышел на второе место в мире не должно никого сильно смущать. Понятно, что 1 млрд. и 350 млн. китайцев произведут продукции намного больше, чем 305 млн. американцев, но вот что касается производства ВВП на душу населения то здесь разрыв между Америкой и Китаем колоссальный, ведь Китай только в 2010 г. перестали считать развивающейся экономикой. Но до сих пор китайцы живут раза в два беднее россиян. Зато Китай в последнее время демонстрирует впечатляющие успехи в научной сфере и в частности в объеме научных публикаций. Это и неудивительно, зная высокую китайскую организованность, целеустремленность и постоянного наращивания финансирование государством науки. Однако вопреки распространенному мнению, Китай в начале XXI века оказался не новой «мастерской мира», а скорее «сборочным цехом планеты». В отличие от Викторианской Англии XIX века, здесь производились в основном изделия по чужим технологиям, по заграничному дизайну и за счет инвестиций иностранного капитала. К тому же значительная часть комплектующих из которых собирались изделия с маркой «Сделано в Китае», производилась в других странах Азии. Другими словами Китай, будучи великой военно-политической державой, во многом оставался на положении полупериферии по отношении к более высокоразвитому Западу.

В октябре 2007 года в Китае прошел 17 съезд КПК, который был назван как съезд победителей. Так вот приведем его некоторые установки. К 2012 г. планируется за счет активного и успешного расширения связей во внешнем мире Китаю обеспечить подавляющее преимущество в АТР. К 100-летию партии (2021 г.) в полном объеме воплотить внутри страны исторический символ благополучия народа (сяокан-«малое процветание») и к этому году превратиться в «государство инновационного типа». А к 100-летию КНР (2049 г.) воплотить главный исторический символ нации (датун-«великая гармония) и продемонстрировать миру преимущества китайского социализма над буржуазным либерализмом. Правда, даже к 2049 г. китайцы не ставят задачу обойти Америку по ВВП на душу населения, отодвигая это на более поздний срок.

Финансирование вооруженных сил является в Китае, также важнейшей заботой партии и государства. Китай сегодня, уже на втором месте после США по финансированию армии и флота, правда, с огромным от нее разрывом. И если брать такой вид вооруженных сил как военно-морской флот, то весь китайский военный флот уступает одному седьмому американскому флоту, курсировавшему вдоль побережья восточноазиатских стран. Только к 2050 г. Китай планирует построить океанский флот, способный противостоять на Тихом океане американскому. А в области ядерных вооружений, Китай также пока значительно отстает от России, хотя неуклонно сокращает разрыв с ней.

И, только к 2049 году, в годовщину столетия основания КНР, китайские вооруженные силы, возможно поднимутся до второго места, как планируют сами китайские военные. Как видим, оценки роста китайской мощи выглядят весьма противоречиво, но тем не менее свидетельствуют о том что китайцы везде и всюду довольно быстро преодолевают свое отставание и нагоняют лидеров.

Китайцы во многом во внешней политике следуют заветам Дэн Сяопина, которое он сформулировал в восьми тезисах: хладнокровно наблюдать, укреплять позиции, уверенно реагировать на изменения, скрывать свои возможности, выигрывать время, не привлекать к себе внимание, никогда не становиться лидером, делать конкретные дела. Квинтэссенцией позиции Дэн Сяопина многие эксперты называют такую цель дипломатии Китая: «Главное-избегать вреда». Китайцы прекрасно отдают себе отчет в том, что их все возрастающая мощь пугает их ближайших соседей. В тоже время, для Китая является важным создать «пояс добрососедства» по периметру их границ, включая такие страны как Россия, Монголия, Казахстан, Киргизия, Индия, Вьетнам и т.д. Но для этого нужно всячески убедить своих соседей в том, что Китай не гегемонистская страна и готова вести дела исключительно на равноправной основе со всеми странами, включая и небольшие государства.

Такая осторожность во внешней политики объясняется еще тем, что Китай опасается США, которые могут, если твердо захотят как минимум притормозить безудержный рост китайской экономики, что для Китая с его серьезными внутренними проблемами (диспропорции между городом и деревней, между континентальными и приморскими провинциями и т.д.) смерти подобно. Следует помнить, что китайская внешняя политика неразрывно связана с внутренней и во многом подчинена ей. Как считают эксперты, КНР-заложница экономического роста. По их прогнозам, если китайский ВВП опуститься ниже 8 % в год, это приведет к массовому росту безработицы и создаст серьезные социальные проблемы. А для развития ориентированной на экспорт экономики нужны рынки сбыта, которые обеспечат не базы за границей, а стабильные отношения с основными импортерами и в первую очередь с США.

Однако вся подчеркнуто миролюбивая внешняя политика отнюдь не означает, что Китай доволен сложившимся мировым порядком и не желает его изменения. Напротив, китайские руководители и китайские аналитики «у себя дома» всякий раз подчеркивают, что современный мировой порядок несправедлив и не может считаться образцовым в условиях, когда гегемонистские устремления США и ее союзников напрямую угрожают национальным интересам большинства стран. Китай последовательно выступает за более справедливый многополярный мир и здесь китайское видение будущего мироустройства совпадает с российским видением, а также большинства стран мирового сообщества. Но при этом Китай не стремиться ломать сложившейся миропорядок и без острой нужды вступать в противоборство с более могущественной Америкой, прекрасно отдавая себе отчет, что потерпит поражение. Поэтому не нужно торопить время, а продолжать «тихой сапой» расти, решать внутренние проблемы и по возможности «дружить со всеми», при этом, не забывая о своих интересах, но и не позволяя своим «недругам» всячески ущемлять национальное достоинство Китая и вмешиваться в его внутренние дела.

Отношения Китая с Россией имеет качественное отличие от китайско-американских отношений. Сам формат взаимоотношений между двумя странами носит именование «стратегического партнерства», но при этом имеет более глубокое и разностороннее взаимодействие, чем у Китая, с кем либо еще. Главное что сближает оба государства это будущее современного миропорядка. И Китай и Россия видят его основанного на принципах полицентричности, самостоятельности и равноправия, коллективного подхода к ведению мировых дел, мирного способа разрешения конфликтов и споров, недопустимости одностороннего диктата. И как справедливо подчеркивала официальная китайская газета «Женьминь жибао», «позиции Китая и России почти по всем трудным и важным проблемам в мире (таким как тематика ООН, борьба с терроризмом, иранский ядерный вопрос, северокорейский ядерный вопрос, конфликты между Палестиной и Израилем, иракский вопрос и т.д.) либо тождественны, либо очень близки».

Китай, не смотря на все опасения со стороны части российской элиты и общества на ближайшую перспективу рассматривает Россию как надежный и стратегический тыл, с одной стороны и как надежный поставщик энергоресурсов для возрастающих потребностей Китая, с другой. К тому же, исходя из отсутствия у современной России амбиций глобальной державы, Китай с его такими амбициями в XXI в., не может тревожить так, как это тревожит ныне Америку. Но это не значит, что Россию вовсе не должно волновать будущее российско-китайских отношений особенно тогда когда Китай может стать второй сверхдержавой. Но это в будущем, пока и Китай и Россия имеют много точек соприкосновения и особенно в Центральной Азии. Развертывание в Центральной Азии на долговременной основе вооруженных сил США и усиления там влияние Запада из-за войны в Афганистане, угрожает интересам обеих стран. Поэтому в Центральной Азии и Китай и Россия выступают единым фронтом в противодействии здесь американскому и натовскому влиянию.

В настоящее время «полудремлющий китайский дракон» старается всячески показать себя миролюбивым своим соседям и всему миру и в этом на сегодня и заключается национальный интерес Китая.

Индия. Индия сегодня является вторым азиатским экономическим, политическим и демографическим гигантом, следующим за Китаем буквально «затылок в затылок» и в силу исторических и геополитических причин являющаяся естественным соперником Китаю за гегемонию в Азии.

Тем не сразу следует указать, что пока Индия отстает от своего главного в недалеком будущем конкурента. Индия занимает 4-место (подсчет по паритету покупательной способности национальной валюты к доллару-В.Б.) по объему своего ВВП после США, Китая и Японии. При этом, несмотря на развитие новых технологий, население в Индии живет намного беднее, чем в Китае. Индия в отличие от Китая пока не является великой державой. Она не Постоянный член Совета Безопасности ООН(на сегодня это является одной из главных целей Индии). Индия хотя и стала ядерной державой, но сделала это в нарушении международного договора ДНЯО, хотя на сегодня с нее практически сняты все наложенные в 1999 г. экономические санкции. Между тем западные эксперты, именно Индию, рассматривают в качестве единственной в Азии державы, «способной по своим возможностям и ресурсам противостоять гегемонистским планам Китая». Индия сегодня это региональный лидер в Южной Азии, претендующий на роль великой державы и нового могущественного «центра силы» на всем Востоке, который в недалеком будущем способна будет соперничать с Китаем за лидерство во всей Евразии.

Главной геополитической проблемой Индии является неурегулированный спор с Пакистаном из-за штатов Джамму и Кашмир. Индия в экономическом плане превосходит своего постоянного геополитического противника как минимум в пять раз, еще большее превосходство Индии в области демографии, соответственно Индия, значительно превосходит Пакистан в «живой» военной силе. В тоже время, Пакистану удается (за счет американской и китайской военной помощи), сохранять паритет с Индией в области ракетно-ядерного оружия. Наличие ракетно-ядерного оружия у двух заклятых противников, регулярно время от времени балансирующих на грани войны и частого применения военной силы друг против друга (за последнее время не менее 4 раз) создает в Южной Азии самый опасный очаг напряженности. Несмотря на то что ситуация между обеими странами в последнее время скорее нормализировалась, чем осталась на прежнем уровне, но разногласия и обвинения в адрес друг друга сохраняются. Время от времени в Индии случаются крупные теракты (самый последний в 2009 г.), в которых по заявлениям индийских властей явно просматривается «пакистанский след». В то же время сохраняющаяся взрывоопасная внутриполитическая ситуация в самом Пакистане, скорее благоприятствует установлению более стабильных отношений между двумя странами, чем усугубляет эти отношения. Поэтому отношения между двумя странами можно охарактеризовать как «холодный мир», балансирующий на грани «холодной и даже горячей войны».

Кроме этого Индию весьма беспокоит также рост исламского терроризма и сепаратизма в индийских штатах Пенджаб и Кашмира, но кроме этого сепаратизм и терроризм, других этнических меньшинств (тамильский на юге Индии и сикхский на севере Индии-штат Пенджаб). Воинственные сикхи до сих пор борются за создание своего независимого государства Халистан. И, несмотря на подавляющее превосходство этнических индусов над другими этническими меньшинствами, этнический сепаратизм в Индии (как впрочем, и в России) является острой и нерешенной внутренней проблемой, который и в дальнейшем будет являться сдерживающим фактором на пути превращения Индии в процветающую державу.

Также как и Китай и Россия, Индия выступает за многополярный мировой порядок, рассчитывая занять в нем одно из высоких и достойных мест. В глобальном измерении стратегия Индии заключается вхождение в «клуб» великих держав с вступлением во все его организационные структуры, включая «пятерку» Постоянных членов Совета Безопасности ООН и «большой восьмерку». На этом пути Индия встречает ряд препятствий. Если главным противником вхождения Индии в Постоянные члены Совета Безопасности ООН, (как и Японии в том числе) является Китай, то в «большую восьмерку» Индию не пускает структура ее экономики. Индия, несмотря на очень быстрый экономический рост (до 8 % в год), до сих пор является страной с развивающейся экономикой и со значительным преобладанием сельского населения над городским. К тому же Индия окончательно не узаконила в глазах мирового сообщества и такой влиятельной организации, как МАГАТЭ, право на обладание ядерного оружия. Все это отодвигает признание Индии как глобальной великой державы, как минимум на 7-8 лет.

Непросто складываются отношения Индии с Китаем. Полностью их нормализовать и забыть все в прошлом исторические «обиды» мешает неурегулированная между двумя государствами территориальная проблема. Индия требует полного отказа Китая от претензий на довольно существенную часть индийской территории (штат Аруначал-Прадеш). В 2003 г. обе стороны (Китай и Индия) договорились не акцентировать эту проблему, (то есть на время ее позабыть), однако до конца не урегулированный территориальный спор может в любой момент стать причиной и военно-политического конфликта.

Индия небезосновательно считает что Китай по прежнему вооружает ее давнего врага- Пакистан. Как известно, именно Китай, а не США оказал решающую роль в создании пакистанского ракетно-ядерной арсенала, целиком направленного против Индии. Кроме этого, по мнению Вячеслава Белокреницкого, осложнения между Китаем и Индией, возникают потому что Пекин усиливает свое влияние на Южную Азию, поддерживая в Непале, Бутане, Бангладеш и Шри-Ланке, Мьянме силы, ориентированные на ограничение влияния Индии.

Все это разуметься не способствует улучшению отношений между двумя азиатскими гигантами. В тоже время обе страны заинтересованы в улучшении отношений, поскольку каждая из стран нуждается в создании «пояса добрососедства», для реализации своих амбициозных, геостратегических программ. Этому способствует и все расширяющееся экономическое сотрудничество между странами, и впечатляющий товарооборот, уже исчисляемый десятками миллиардов долларов. С 2005 г. Индия и Китай взаимодействуют между собой в формате стратегического партнерства. В январе 2008 г. состоялся знаковый для обеих стран визит премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Китай, который привел к расширению политического и экономического сотрудничества между двумя крупнейшими азиатскими игроками. В частности, «Times of India», отмечая, что два сверхкрупных общества, китайское и индийское, взятые вместе-это 40% мирового экономически активного населения и около 15% мирового ВВП, подчеркивала: совсем скоро объем индийско-китайской торговли превзойдет товарооборот Индии и США. Обе державы находят общие точки соприкосновения: это противодействие терроризму (особенно исламскому), сепаратизму, проблемы энергетической безопасности, изменения климата. Это как отмечается в обеих столицах,- пространство «слияния интересов и идентичности целей». Кроме этого, и Китай и Индию сближает неприемлемость однополярного мира и гегемонистских устремлений США.

Стратегическому сближению между двумя странами во многом способствовали и усилия российской дипломатии. Еще в 1998 г. новым российским министром иностранных дел Евгением Примаковым, была озвучена идея создания стратегического треугольника: Россия-Китай-Индия. Политическая площадка для диалога «на троих» по всем международным вопросам, не только осталась, но и укрепилась для обоюдных интересов всех его участников. Более того, в рамках этой «тройки» помимо политического и экономического сотрудничества, началось и военное взаимодействие. В августе 2005 г. в Китае состоялись широкомасштабные российско-китайские учения, в октябре этого же года в Индии прошли российско-индийские военные учения. А в 2007 г. состоялись и трехсторонние военные учения России, Индии и Китая. Следует сказать что главной целью всех этих учений была не антинатовская направленность, а борьба с международным терроризмом и сепаратизмом (сепаратизм как известно угрожает всем трем государствам-В.Б.). Индийско-китайский вектор стратегический вектор сближения был закреплен и форматом взаимоотношений сначала в организации БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а затем и с ее расширением за счет присоединения туда с 2011 г. ЮАР и создания БРИКС. Все страны, вошедшие в эту новую организацию (старые члены БРИК+ЮАР) считают, что БРИКС играет существенную роль в становлении многополярного мирового порядка как более гармоничной международной системы, основанной на принципах международного права, равенства, взаимного уважения, сотрудничества, координации действий и коллективного принятия решений.

Отношения с Россией для Индии, с каждым годом занимает все более заметное место во внешней политики страны. Отношения между двумя странами совсем не омрачены какими либо конфликтными национальными интересами. И по целому ряду проблем эти интересы совпадают. Россия в последние годы является самым крупнейшим продавцом современного оружия. Кроме этого все более расширяются отношения между двумя странами в области ядерной энергетики (в частности Россия обязалась построить целый ряд атомных энергоблоков на индийской АЭС «Куданкулам»). Россия помимо обещания содействовать вступлению Индии в Постоянные члены СБ ООН, согласилась также способствовать вступлению Индии (вместе с Пакистаном) в крупнейшую евразийскую организацию ШОС. В ходе состоявшегося в 21-22 декабря 2010 года визита российского президента Д. Медведева, обе стороны (Индия и Россия) оценивая масштаб и глубину российско-индийских связей констатировали, что за «последние десять лет отношения между двумя странами вышли на уровень особо привилегированного стратегического партнерства». И надо сказать, что укрепление взаимоотношений между двумя великими странами проверенные многолетней дружбой в советский период, полностью отвечают интересам обеих стран и способствуют формированию многополюсного мира.