14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
Из всех пяти стран Востока, где проходили процессы модернизации так и не были завершены, опыт Японии выступает «счастливым исключением» из правил восточного типа модернизации, где традиционные миры отступали не в силу внутренней эволюции общества как на Западе, а под давлением западного капитализма и колониализма. Последнее обстоятельство создавало в восточных обществах мощную социальную базу (как верхов, так и низов) их неприятия, приводило к социально-культурным расколам общества, порождала особую болезненность и кризисность общественного развития.
Западное давление на японское традиционное общество разумеется, было, но здесь не было глубокого неприятия культурных и технических инноваций Запада, не было и высокомерного и неадекватного отношения к внешнему миру как у китайцев. К тому же даже в условиях существования сегуната, японцы не прерывали своего пусть узкого, но «общения с западным миром», с его новинками через голландцев, далеко, кстати, неотсталого европейского народа.
К тому же в отличие от Китая и других стран Востока, японская традиция государственности не имела ярко выраженного деспотизма и подавления государством и бюрократией частного сектора. Как мы уже отмечали и развитие городов, и частнособственнические отношения здесь были выражены сильнее, чем где -либо в восточных странах. Все это благотворно повлияло на развитие буржуазных отношений на японской земле. И еще что очень важно отметить, в японской культуре не было тотального неприятия нового, чужеземного, поскольку японцы в своей истории неоднократно и очень много заимствовали, например, у китайской культуры.
Как указывают многие исследователи в японской национальной культуре, есть удивительное свойство формировать органичный симбиоз традиций и инноваций, которое в японской политической науке получило название дзассюсэй (гибридность). Чем оно объясняется? Во-первых, японское сознание способно трансформировать и адаптировать заимствования настолько эффективно, что они воспринимаются как нечто органичное и не противоречащее традиции. Во-вторых, специфика японской традиции заключается в том, что восприятие нового вовсе не означает насильственное вытеснение старого новым. Нет, новое органично усваивается и входит уже в «плоть и кровь» автохтонной традиции. Вот поэтому в Японии в отличие от других восточных стран почти не возникало раскола или оппозиции между модернизаторами и консерваторами.
В самой по себе политике реформирования не было ничего исключительного, по сравнению с другими восточными странами, но особенностью Японии было в том, что эти реформы проведены достаточно быстро и последовательно и самое главное, при наличие консенсуса в верхах. Что еще отличало модернизацию Японии, это ее милитаризованность и маниакальное стремление сохранить и укрепить свою великодержавность. В японском обществе в отличие даже от китайского, было полное единодушие против неравноправных договоров с иностранцами и их присутствия в стране, но и против тех, кто счел возможным пойти на недопустимые уступки «заморским варварам». В тоже время японцы внимательно изучали западный опыт выстраивания отношений с восточными странами, в частности с Китаем. Это впоследствии принесло свои плоды. Япония стала единственной азиатской страной, которая в своей внешней политике с восточными странами проводила типично империалистическую политику по западным лекалам. Патриотический настрой сплотил нацию в единое целое и позволил мобилизовать общество на необходимые реформы. Все эти настроения в частности быстро помогли Японии перевооружить армию и флот по западным стандартам и в конце XIX в. самой превратиться в единственную незападную колониальную державу. Но самурайский дух милитаризма и шовинизма сыграл двоякую роль в судьбе страны: с одной стороны, помог признать Японию Западом в качестве единственной незападной страны почти равной себе, но с другой, лишил японское руководство чувство меры и привел милитаристское государство к своему краху в 1945 г.
Переломным моментом в модернизации Японии стал 1868 г. когда власть в результате революционного по свои результатам политического переворота, впервые в истории Японии перешла к юному императору Муцухито. От его имени был проведен комплекс радикальных реформ, которые получили в японской историографии название революция «Мэйдзи», что означает «просвещенное правление». Это была в еще большей степени модернизация «сверху» по сравнению с европейской Германией и больше походил на российский опыт модернизации традиционной системы самодержавной властью (реформы Александра II).
Очень быстро в Японии были ликвидировано феодальные уделы и наследственные привилегии князей-дайме, превратив их в чиновников, которые возглавляли губернии и префектуры. При этом титулы сохранились, но сословные различия были сильно ограниченны. Земля переходила в собственность крестьян, как и в России за выкуп, что открывало путь развития капитализма в деревне. Купля-продажа земли была разрешена без ограничений. Государство стало поощрять национальную буржуазию, дав ей твердые социальные и юридические гарантии. Более того государство взяв на себя строительство крупных промышленных объектов, потом за бесценок продавали их привилегированным компаниям- Мицуи, Мицубиси, Фурукава. Тем самым правительство продемонстрировало всем, что оно защищает интересы частного бизнеса. Поэтому японская буржуазия, крепко привязанная к монархии, поддержала мероприятия, направленные на сохранение полицейско-бюрократического произвола и не боролась за предоставление ей политической власти. Даже возникшая в 1882 г. партия либеральной буржуазии активно поддерживала внутреннюю и особенно внешнюю политику властей. Сложился своеобразный союз «иены и меча», ставший характерной чертой социального строя Японии вплоть до 1945 г.
Особенностью японского капитализма стало культивирование патерналистских традиций, стремление предпринимателей наладить прямой контакт со всеми рабочими на началах гармонии труда и капитала. Сложилась особая система менеджмента и взаимоотношений внутри фирмы: в глазах японского рабочего фирма представлялась своеобразной традиционной общиной, где хозяин был не только работодателем, но и «заботливым отцом большого семейства». Рабочие воспитывались в духе преданности «семье- фирме», беспрекословного подчинения начальству. В свою очередь, руководство фирмы давало своим «детям» твердые социальные гарантии и различные льготы. Эта практика как показал опыт, была успешной, Япония практически не знала мощных рабочих движений, забастовок, подобных тем, что сотрясали ведущие страны Европы и Америки.
Наконец, в 1889 г. в Японии была принята конституция по прусскому образцу, где за императором оставались исключительно широкие права: ему принадлежало утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командованием вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. В четвертой главе (55 статья) отмечалось, что министры в Японии ответственны только перед императором. Нелишне напомнить, что император в Японии обожествлялся, а сама японская нация рассматривалась как одна большая семья, в которой император играл роль своего рода духовного отца.
Победоносные войны 1894-1895 гг. с Китаем, в 1904-1905 гг. с мощной Россией, только укрепили убеждение в обществе в правильности реформ и еще более сплотили нацию вокруг ее милитаристского и империалистического курса. К началу XX в. Япония, единственная из восточных стран, сумела в целом закончить буржуазные реформы раннеиндустриальной стадии капитализма, сохранив при этом немалые докапиталистические пережитки и войти в ряд стран «второго эшелона» капиталистического развития, наряду с Германией, Италией и Россией. С этими странами Японию сближал общий опыт проводимой модернизации «сверху», сохранение многочисленных докапиталистических отношений и отсутствие полноценного гражданского общества и широких гражданских свобод.
Что и говорить, и буржуазная модернизация и политический строй Японии был далека от западного демократического образца США, что в общем, объяснялось восточным типом японского государства и общества. Но эта успешная во многих отношениях «революция сверху» в восточной стране, смогла все же разорвать порочную завязь страны на деспотичной структуре власти-собственности, вырваться из оков традиции, перейти в новое качество и стать «счастливым исключением» из модернизирующихся с большими «откатами» в Традицию, стран Востока.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля:
1.Что было общего и особенного в попытках модернизации восточных государств в XIX веке?
2.Каковы были характерные черты реформ в Османской империи во второй половине XIX-начале XX вв.
3.Чем объясняется превращение Ирана в полуколонию европейских держав в XIX веке?
4.Почему все попытки китайских реформ во второй половине XIX века, закончились крахом?
5.Какую роль сыграл Запад в реформах восточных государств во второй половине XIX –начале XX вв.
6. Чем объяснить успех буржуазных реформ «Мейдзи» в Японии?
Основная литература
1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т.4. Новое время (XIX в.): Учеб. пособие.-М.: Высш. Шк., 2010.
3.Яковлев, А.И. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX веках. М.: ЛЕНАНД, 2010.
3.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М. Высш. Шк., 1998.
4.Кагарлицкий Б.Ю. От империй-к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации.-М.: Изд. Дом Гос. Ун-та-Высшей школы экономики, 2010.
Дополнительная литература
1.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
2.Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия: Учеб. пособие.-Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.
3.Непомнин О.Е. Типология азиатских обществ. Ин-т востоковедения РАН.- М.: Вост. Лит., 2010.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.