21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
Несмотря на длительное цементирующее переплетение исторических судеб Северной Америки и Европы в годы «холодной войны» Запад так и до конца не «переплавился» в единую общность, сохранив свои существенные различия между Америкой с одной стороны, и Европой с другой. США придерживаются в большей степени либеральной модели капиталистического развития, в то время как Европа следует социал-демократическому направлению. То есть приоритет здесь отдается соблюдению принципа равному для всех, социальной справедливости. Если Европа в большей степени ориентирована на ценности социального государства и определенный уровень внутренней социальной солидарности. То Америка целенаправленно культивирует индивидуальный успех («американскую мечту») как главный источник развития национального общества. Есть между ними различия и в отношении к религии. США, считается одной из самых религиозных стран мира, где религия-протестантизм легла в основание традиционной американской идентичности (по некоторым данным в 2000 г. Число протестантов составляло около 60%), в то время как Европа всячески подчеркивает светский характер своей культуры, вытекающей из наследия европейского Просвещения.
А) Исторически американская национальная идентичность, по мнению С. Хантингтона определялась в культурном отношении традициями западной цивилизации, а политически-принципами «американского идеала»: свобода, демократия, индивидуализм, равенство перед законом, конституционализм, частная собственность. Напомним, что на протяжении трех столетий стержнем американской идентичности была англопротестантская христианская культура, с высоким уровнем провиденциализма и мессианизма. Но в конце XX в. господствующей англо-протестантской культуре был брошен вызов: новая волна иммигрантов из Азии и Латинской Америки, растущая популярность доктрины мультикультурализма, распространение испанского языка в качестве второго языка в южных штатах, утверждение групповых идентичностей, основанных на понятиях расы этноса и пола, растущее влияние этнокультурных диаспор. Все это вместе взятое стало работать на подрыв исторически сложившейся национально-государственной традиции и англо-протестантской идентичности. Но несмотря на столь большие изменения этнодемографического баланса в США (причем не в пользу белых англосаксов), идентификационное ядро англо-протестантской культуры в целом сохранилось и в основном поддерживается тем что правящая элита пока разделяет в большинстве своем ее ценности, правда при этом выхолащивая ее религиозное содержание. Как показывает У. Зелински базовыми ценностями (и одновременно движущими силами) американского общества являются индивидуализм; мобильность и склонность к изменениям; механическое видение мира (читай: мир в целом просто устроен и поддается контролю человека, это восприятие мира как машины, которая может быть усовершенствована); мессианский «перфекционизм» (читай: американцы-не просто «какая-то» нация, но нация с особой миссией, миссией усовершенствования всего человечества. Другими словами, у американцев по- прежнему сильна морально-этическая компонента, напрямую выходящая из протестантизма.
Б) Европа вобрала в себя достаточно много культурных традиций на которых сформировалась европейская культура: греческая, римская, иудео-христианская и различные племенные (во- первых, германская) традиции. В своей истории европейские страны проделали длительную эволюцию в «примерке» разных идентичностей: сначала это была, этническо-племенная идентичность, затем христианская, религиозная идентичность, затем и она стала уступать лояльности монарху персонифицированному с определенной культурно-языковой общностью и наконец ее сменила светская национально-государственная идентичность: «я француз, или я британец». На изменение идентичностей и самоидентификаций помимо ключевого внутреннего фактора играл фактор внешний. В своей истории европейцы самоопределяли себя в противопоставлении с другими цивилизациями и культурами: православной Византией, миром ислама, Россией, колониальным и полуколониальным Востоком и т.д. В годы «холодной войны» таким внешним фактором, стал вызов со стороны прокоммустического СССР, который в итоге привел к цивилизационно-культурному сближению США и Европы в единое военно-политическое атлантическое сообщество. В этот период, невиданные в мировой истории по глубине интеграционные отношения на европейском субконтиненте (образование ЕС) привели и к глубоким изменениям в идентификационной карте Европы. Наряду с национально-государственной идентичностью стала появляться региональная и наднациональная общеевропейская идентичность- «я европеец!».
В пользу укрепления европейской идентичности, сегодня работают много факторов: длительный и во многом успешный процесс интеграции; более или менее политическая, правовая и социально-экономическая однородность региона(при этом сохраняется существенный разрыв между Западной и Восточной Европой); высокое по сравнению с другими регионами качество жизни и безопасности; почти полное отсутствие конфликтов между государствами (исключение-Косово); единые для всех стран ЕС наднациональные политические структуры управления (Европарламент и Еврокомиссия); единая валюта; общеевропейские символы (праздник День Европы, отмечаемый 9 мая, гимн, флаг), и многое многое другое.
В Европе где основным фактором общеевропейской консолидации народов несмотря на разделяющие их этнические, культурные, языковые и конфессиональные стал Евросоюз, обозначена была и уже сложилась единая система ценностей. «Европейский союз основан на ценностях, которые мы все разделяем-уважении к правам человека, свободе, справедливости, демократии и господстве закона-ценностях, постепенно развивающихся на протяжении веков и во многом обязанных христианской традиции и Просвещению. Успех европейской интеграции будет всегда уходить своими корнями в эти ценности»,-констатировала канцлер ФРГ Ангела Меркель, принимая обязанности председателя ЕС в первой половине 2007./54 Все эти ценности создают устойчивую базу для дальнейшего цементирования общеевропейской солидарности и идентичности.
В тоже время национально-государственное гражданство, лояльность к «своей» нации и этнокультурное разнообразие объективно тормозит дальнейшие процессы по консолидации европейских цаций в единую общность. Так по данным опроса 2002г., о своей близости к гражданам Европы заявили около 30% жителей Германии, 32,4% австрийцев, 43,5% итальянцев, 40,5% испанцев, 45,8 % венгров, 37,1% поляков, 43,2 % чехов, и только 27,4% греков и 19,4% жителей Великобритании. При этом во всех социологических опросов на первое место во всех европейских странах выходит именно национальная идентичность, затем этническая и только за ней общеевропейская. Но, несмотря на господство национальной идентичности у всех европейцев растет, пусть и небольшими темпами, чувство ощущения себя европейцами.
Европейской идентичности в настоящее время угрожает несколько вызовов: во-первых, этнические сепаратизм европейских народов (баскский, корсиканский, шотландский, фламандский и т.д.), во-вторых, исламский иммигрантский вызов. Причем последний вызов может только укрепить европейскую идентичность, в случае отказа от излишне либеральной мультикультурной политики и выбора евроинтеграции на основе общих еврохристианских традиций и корней. Поскольку сегодня европейским политикам становится ясно, что на основе аппеляции к ценностям демократии, прав и свобод граждан единую евроидентичность не сконструируешь, обязательно нужен цивилизационно-культурный компонент. Поэтому сегодня в Европе ширится широкое политическое движение в защиту еврохристианских традиций, отказе в дальнейшем приеме иммигрантов из мусульманских стран и приема Турции в Евросоюз. Немаловажную позицию в этом занимает Римско-католическая церковь, которая категорически против участия Турции в общеевропейском строительстве. Подобные антитурецкие высказывания стали звучать из уст действовавших глав государств. Против вступления Турции в Евросоюз открыто высказывались Николя Саркози (Франция) и Ангела Меркель (Германия). При этом Саркози, не постеснялся высказать это главе турецкому государству, находясь в Турции с визитом в конце марта 2011 года. И, это происходит несмотря на поддержку Вашингтона в европейском выборе Турции.
Вопрос с принятием Турции является своего рода лакмусовой бумагой в дальнейшей судьбе строительства европейской идентичности. И если мусульманской Турции сегодня в ней нет места, то это означает одно: Европа, не смотря на светскую модель демократии, по умолчанию придерживается христианской матрицы в своей цивилизационной идентичности. И, в таком случае Турции в европейском «клубе» в ближайшее время не быть.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля:
1.Как и каким образом глобализационные процессы вызвали кризис идентичности во всем мире?
2.Охарактеризуйте основные черты политики мультикультурализма.
3.Как вы понимаете конгломератное общество?
4. В чем основное отличие западного и восточного типа идентичности?
5.С какими факторами связано появление исламского фундаментализма?
6.Могут ли исламские страны, не переходя к светскому правлению полноценно интегрировать в международную экономику?
7.Назовите характерные особенности индийской национально-государственной модели идентичности.
8.Сможет ли Китай на ваш взгляд адаптировать свою традиционную культуру к глобализированной культуре?
9.В чем преимущество японского опыта идентификации?
10.Почему латиноамериканскую модель идентификации следует назвать метисной? Объясните?
11.Какие основные этнокультурные проблемы в области внутренней политики стоят перед США?
12. В чем состоит передовой (пионерский) опыт идентификационной политики Евросоюза?
13.Исчерпала ли себя в Европе христианская идентичность.
Основная литература
1.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.ООО «Издательство АСТ».
2.И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин. Идентичность в системе координат мирового развития/Полис. №3.2010.
3.Питерсе Я.Н. Глобализация и культура: три парадигмы// Этнос и политика: Хрестоматия. М.: Изд-во УРАО, 2000.
4.Культура и идентичность (М.Т. Степанянц)//Россия в диалоге культур.-М.: Наука, 2010.
5.Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие.-М.: КДУ,2005. С.255-256.
6.Современная мировая политика: Прикладной анализ.-М.: Аспект Пресс, 2009. С.51-52.
7. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада: Пер. с англ. А. Башкирова/ П.Дж. Бьюкенен.- М.: ООО «Изд. АСТ, 2003. С.22.
8.И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин. Идентичность в системе координат мирового развития/Полис. №3.2010. С.46.
Дополнительная литература.
1.Ирина Глушкова. Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии./Религия и конфликт/Моск. Центр Карнеги.-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭНН), 2007.
2.А.А. Куценков. Многоликая хиндутва. Часть 1./Восток. №2. Март-апрель. 2010.
3.В.А. Корсун. Идентичность «с китайской спецификой»./Полис.№3.2008.
4.Владимир Малявин. По ту сторону «желтой опасности»./Восток, Запад, Россия. Избранные статьи. М. ЗАО «Журнал Эксперт».2005.
5.Т.Ю. Сидорина, Т.Л. Полянников. Национализм. Теории и политическая история. ГУ ВШЭ,2006. С.271.
6.Россия в многообразии цивилизаций/ Под ред. Н.П. Шмелева-М.: Изд. «Весь Мир». 2011.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.