logo

3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.

Уже неоднократно приводились высказывания многих мыслителей Запада и России о том, что именно греки явились предтечей рождения западной цивилизации и современного западного общества. Причем каждый из мыслителей традицию Запада выводил из разных социокультурных основ античной культуры. С точки зрения американского философа Карла Поппера современное западное общество есть прямое продолжение древнегреческого общества. С точки зрения Поппера именно греки начали величайшую индивидуалистическую революцию, которая привела от традиционного «коллективистского общества» (Восток) к современному западному «открытому обществу» (Запад).

Греки впервые поставили и разрешили сложнейший вопрос чтобы достичь гармонии в обществе, нужны хорошие законы, где личность и ее права первичны, а коллектив, общество вторичны. Впервые в истории человечества, демократия в греко-латинском мире предусматривала равенство для всех граждан на принципе равных возможностей и в отличие от современной представительной демократии была прямой, то есть по настоящему, была народовластием. В античной Греции были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод, а государство здесь практически не вмешивалось в частную жизнь граждан. Как прекрасно выразил в одной из своих речей Перикл: «…И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-либо отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность…не мешает…занять почетную должность… Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступления с речами «за» и «против»… Считайте за счастье свободу, а за свободу-мужество и смотрите в лицо военным опасностям…».

Как и почему могло такое прийти грекам в голову? Чем был вызван уникальный взлет древнегреческой цивилизации расположенной на небольшой гористой местности, крайне невыгодной к земледелию, а значит в условиях того аграрного общества, обреченной быть аутсайдером цивилизованного мира. Но, тем не менее, греки позже восточных народов и культур «стартовав» в своем развитии, впоследствии обогнали их по развитию науки, технологий, философии, искусству и опередили все остальное человечество на тысячелетия по совершенству государственного устройства. До сих пор идут оживленные дискуссии по поводу причин «древнегреческого чуда» и до сих пор нет ясного объяснения того что именно греки в отличии всего человечества выбились вдруг, из общего строя и зашагали не в ногу со всеми, а пошли своим удивительным путем. Однако благодаря грекам, мы все обязаны достижениями современной демократии и самоценности человеческой личности по сравнению с интересами общества и государства. Трудно даже себе представить, как развивался всемирный исторический процесс, если бы греки не смогли бы создать свою удивительную цивилизацию, произвели столько культурных новаций и не дали свой уникальный Ответ на вызов Истории. Исследователи до сих пор мучаются в догадках, как такое могло произойти, и даже возникновение греческой античной культуры и общества, некоторые из них уподобляют своего рода социально-политической мутации.

По мнению многих историков и философов культуры, древнегреческий полис возник в основном в первом тысячелетии до нашей эры после крушения при неясных обстоятельствах крито-микенской цивилизации (вторая половина 3-го тыс.- конец 2-го тыс. до н.э.) сохранявшей еще родовые черты восточной системы. На смену им пришли племена ионян и дорийцев, которых греки называли своими потомками.

Переселившись на берега Эллады дорийцы, быстро обнаружили, что каменистая почва не пригодна для сельскохозяйственного возделывания и стали развивать ремесло, торговлю и судоходство. Это впоследствии привело к тому, что новоявленные греки сумели колонизовать все побережье Средиземноморья, развивая при этом морскую торговлю и эллинизируя при этом культурное пространство Средиземноморья.

Этот период греческой истории получил название- «темного» гомеровского, так как сведения об этом периоде очень мало и основным источником являются поэмы легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», записанные в VIII в. до н.э. К X в. до н.э., в греческих городах-государствах земельные участки уже прочно закрепились за отдельными семьями на правах частной собственности. Правда, в IX в. в Спарте была осуществлена попытка уравнительного распределения полисной земли между семьями (законодательство Ликурга), однако процесс приватизации общинных земель уже невозможно было остановить. Частная собственность на земле Эллады вступала в свои права.

В Спарте вообще демократии было намного меньше, чем в других греческих государствах. Это и понятно, поскольку здесь царствовал милитаризм. И главным занятием всех спартиатов была военная служба, которая начиналась с раннего детства. Ничем другим они не должны были заниматься, даже в потреблении любых материальных благ они были ограничены. Обслуживали их в качестве хлебопашцев, ремесленников, слуг, бесправные рабы-илоты. Илоты являлись местным населением, которых завоевали спартанцы. Спарта была закрытым государством и постоянно вела захватнические войны, соперничая с Афинами за лидерство на Пелопонесском полуострове.

Зато в Афинах потомки дорийцев создали совершенно новую политическую структуру, античный полис, который превратился нечто вроде гражданского общества. Впервые в мировой истории в этих полисах общества свободных граждан стали главенствовать над избираемой ими и подотчетной им администрацией из числа магистратов. Причем имевшие власть чиновники в них не пользовались никакими материальными преимуществами, кроме почета и престижа. Магистратам, т.е. избранной администрации, даже не платили за их труд. Ничего похожего на редистрибуцию в античной Греции не знали.

В 621 г. до н.э. в Афинах архонт Драконт составил свод законов, юридически оформлявший право частной собственности. Причем всякие посягательства на частную собственность карались с крайней жестокостью, обычно смертной казнью. В 594 г. до н.э. выдающийся афинский архонт Солон провел ряд глубоких экономических реформ, в частности он уничтожил долговую кабалу. С этого момента рабство соплеменников греков было запрещено, рабами могли быть только иностранцы (метеки). Кстати по поводу рабов. Рабы здесь хотя и были абсолютно бесправными, но их эксплуатация не была столь жестокой как в Римской империи. В самих Афинах численность рабов никогда (до римского завоевания) не превышала 35% населения.

Законы Солона укрепили нормы права и демократии в греческих полисах. Власть в полисах, созданная самими гражданами-собственниками, стала выражать их интересы, т.е. интересы равноправных античных протобуржуа (в их число входили и неполноправные иноземцы-метеки, а то и вольноотпущенники, имевшие собственность и занимающиеся предпринимательством). Их имущество и достоинство охранялись государством, а частная инициатива и предприимчивость и даже обогащение поощрялись.

Все это стало важной питательной средой формирующей политической культуры и в целом политического начала, играющего огромную роль в жизни греческих полисов-общин. Для античности политическое- синоним гражданского. Гражданин (политес) демократического города-государства- полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Отношения греков с государством складываются прямые и непосредственные, основывались на том, что в государственной жизни демократического полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующейся правами гражданства. Каждый гражданин активно участвующий в политической жизни полиса, был одновременно частным собственником- выступал в качестве так называемого хозяина дома, ойкоса-определенного частного хозяйства. Другими словами он одновременно соединял в себе две функции: выступал организатором хозяйства (ойконом), и выступал как гражданин (политес). Причем это было возведено в практику жизни полиса. Считалось что только хороший и рачительный хозяин ойкоса, может быть и хорошим политиком. Управление свои частным хозяйством и участие в общественных делах расценивались как однопорядковые способности и выступали в качестве главной добродетели грека.Таким образом, в Греции впервые в истории частный и вытекающий из него общественный интерес был приравнен к всеобщему государственному интересу. Государство в свою очередь стояло на страже и защищало этот частный интерес своих граждан, поскольку именно частная собственность и вытекающее из нее гражданство являлось тем базисом, на котором было построено античное государство-общество.

В результате, именно в античной Греции, впервые в мировой истории, утвердились и господствовали частнособственнические отношения, а государственная власть оказалась подчиненной обществу, состоящему из полноправных граждан-собственников. При этом, частное товарное производство было основано на эксплуатации частных рабов, ремесла, морской торговли при отсутствии централизованной государственной власти и развитой по тем временам античной демократии, правда, только для свободных граждан. Но уже это было опережением греков всего остального человеческого большинства, на целые тысячелетия!

Полисная демократия, частная собственность сыграли свою историческую роль при столкновении греческих городов-государств с могущественной Персидской державой, которая несла в себе всю мощь и немощь деспотичного Востока в V веке. В 480 г. до н.э. на территорию греческих полисов вторглись полчища персов царя Ксеркса. В знаменитых сражениях: на суше (при Марафоне), на море (Платеях и Саламине) греки наголову разгромили многократно превосходящее по численности войска персов. Победа маленькой Греции (становящегося Запада) над огромной восточной державой, уже тогда предопределило социально-экономические преимущества Запада над Востоком. Именно в это время в VI в. до н. э. греки сформировали ставшую известной антитезу «Мы» (Запад) и «Они» (Восток). Убежденность в своем культурном превосходстве над «восточными варварами», стала для греков еще одним поводом для глобальной экспансии на Востоке.

Немного позднее (334-323 до н.э) Александр Македонский убежденный, что происходит по отцовской линии от Геракла, а по материнской - от Ахилла окончательно разрушил и завоевал небольшими силами гигантскую и некогда могущественную персидскую державу. Что по тем временам, его современниками воспринималось как чудо. В состав его империи входил Египет, Сирия, Палестина, Малая Азия, Месопотамия, Иран, большая часть Средней Азии. Очень тяжелым и победоносным был индийский поход после которого он умер. Новшеством было то что, Александр установил культ царя, выросший на греческой философской мысли и великодержавных традициях Востока. Его идеал единства человечества, отрицавший различие между греками и варварами, Западом и Востоком, на тысячелетие опередило свое время. На несколько веков произошел синтез цивилизационных и культурных начал Запада и Востока, причем при явном доминировании Запада, наступила плодотворная в плане развития науки, искусства и культурных новаций эпоха эллинизма. Происходила интеграция технологических и научных знаний, синтез искусства Запада и Востока того времени. На огромной части Ближнего и Среднего Востока греческая культура сделалась общественным эталоном, а греческий язык- общеобязательным языком в первую очередь для правящей элиты.

Эллинистический мир стал моделью многих будущих культурно-государственных образований в Европе и сегодня в современном Западе. Кто знает, может оттуда из тьмы веков к нам пришло такое современное этнокультурное явление как мультикультурализм. А веротерпимость и толерантность к другим культурам вместе с идеей космополитизма также пришли к нам из далекой эпохи эллинизма.

Когда наступил конец эпохи эллинизма? Точной даты нет. Хотя можно даже назвать дату гибели последних эллинистических государств Востока. Так со смертью последней египетской царицы Клеопатры из рода Птолемеев в 30 г. до н.э., закончилась эпоха эллинистических государств на Востоке, но при этом эллинизм сохранял здесь свое влияние. Скорее всего, эллинизм погубило с одной стороны давление имперских культур Востока, в частности могущественного Парфянского государства, затем Сасанидского Ирана, но главную роль сыграли все- таки римские завоевания. Римляне заменили греков. Но парадоксальным здесь является то, что эллинистическая культура не исчезла совсем с приходом римлян. Наоборот, Римская империя превратилась в носителя и продолжателя теперь уже греко-римских культурных традиций. Однако эта новая культурная трансформация не уберегла эллинизм от окончательного исчезновения, которое наступило за крушением Рима.