20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
Почему отрицательных результатов реформ оказалось намного больше положительных аспектов? И почему демократия как слово и как форма власти оказались надолго дискредитированы в России? Попробуем ответить на эти вопросы.
Так почему же в России не было создано полноценное в фазе позднего индустриализма, капиталистическое общество и не появилась ее политическая форма в виде демократии? Почему человек как высшая ценность идеологии буржуазного либерализма (кстати, и социализма то же) не стал главным приоритетом в «либерально-демократических» реформах 90-х годов? Ответ следует искать в том, что правящая элита, проводя либерально-буржуазные реформы, вовсе не руководствовалась стремлением к счастью для всех россиян, а руководствовалась совсем иными мотивами. Какими же? Для начала попытаемся предположить. Часть реформаторов (самая меньшая часть), среди которых был сам Гайдар скорее всего, руководствовалась идеей учреждения капиталистического рынка, как самоцели, а не как к средству для достижения более великой цели- общественного счастья и благополучия. Ну а другая самая большая часть реформаторов, просто использовала либерально-рыночную фразеологию, для своих корыстных целей (что по «человечески» очень даже понятно). И наконец, вообще возможен был полноценный переход к рынку, демократии, в стране, где новая правящая «демократическая власть» в большинстве своем состояла из бывшей партийной номенклатуры? Так, по подсчетам исследователя Николая Длина, окружение Б.Н. Ельцина и правительство на 74-75 % состояли из представителей бывшей советской коммунистической номенклатуры, а региональная «элита»- более чем на 82%.
Теперь возникает вопрос, с какой целью и почему реформаторы стремились сформировать класс собственников? Ну, если брать идеалистов-демократов, типа Гайдара, то они действовали под мощным воздействием внешнего фактора-капиталистического Запада, который в 90-е гг. стал играть главенствующую и монопольную роль в мировой политике и для России оставался единственным привлекательным эталоном для копирования общественной модели. Внешний фактор (Запад как привлекательный образ Другого) в проведении реформ играл очень большую роль. Во- вторых, в силу того что реформаторы отдавали себе отчет, что всех россиян они «счастливыми» не сделают, поэтому поддержку в проведении реформ они могут получить только в среде предпринимательского класса и то только крупных собственников. В-третьих, для подавляющего большинства российских чиновников, директоров государственных предприятий переход к капитализму и главное, приватизация государственной собственности, явилось исключительно редкой возможностью присвоить себе гигантский кусок общенародной собственности на вполне «легальных» основаниях и стать почти в одночасье сказочно богатыми людьми. Действительно, само первоначальное накопление произошло удивительно быстро, без всякого трудового капиталистического героизма, причем сразу в один момент люди становились владельцами заводов, пароходов… За небольшие суммы (часто в виде взяток крупным чиновникам) приобретались целые состояния. Однако став крупнейшими собственниками новоиспеченные российские капиталисты отнюдь не думали об обновлении производства, технологий и создания венчурных предприятий. Их увлекла финансовая спекулятивная стезя и возможность зарабатывать баснословную прибыль в энергосырьевой нише российской экономики. Так почти пиратским путем формировался крупный спекулятивный российский бизнес и руку этому приложили сами российские реформаторы.
По мнению известного экономиста Михаила Делягина, российские демократы, оказавшись у власти и остро нуждаясь в деньгах, обратились за помощью к крупному бизнесу. Чтобы превратить бизнес в социальную опору государства, ими и была проведена ваучерная приватизация в интересах исключительно того слоя «предпринимателей» которые тесно «общались» с чиновниками, «щедро» делясь с ними частью своих капиталов. Так, поддержавшие российских демократов директора государственных заводов, фабрик в ходе «номенклатурной» ваучерной приватизации и стали их собственниками, поделившись частью своей «добычи» с государственными чиновниками. Причем большую долю в классе крупных российских собственников заняли бывшие представители партийно-хозяйственной номенклатуры. По подсчетам Н. Длина предпринимательская «элита» России в 90-е гг. почти на 75 % оказалась представлена партийно-хозяйственной номенклатурой («директорский корпус») и партийно-комсомольской верхушкой, перемешавшихся с верхушкой криминалитета. Произошла своеобразная инверсия, российские «демократы» перепрофилировались в номеклатурную буржуазию. Отсутствие демократического механизма контроля со стороны общества позволила «борцам» с коммунистическим режимом занять их место вотчинно-государственной коммунистической номенклатуры и овладеть собственностью всего государства.
При этом государство фактически оттолкнуло некоррумпированный (малый и средний) бизнес, развивавшийся на собственной основе, без преференций и субсидий со стороны государства и избегавший сращивания (как правило, на основе коррупции) с государством. Эта часть бизнеса развивалась, но она отодвигалась бюрократией и крупной спекулятивной буржуазией на второй план. В созданных условиях честный бизнес не мог выдержать конкуренции с коррупционерами и олигархами и поэтому не добился значимого политического влияния.
Как уже говорилось, реформаторы не имели никакой социальной поддержки у населения в силу их антисоциальных реформ, поэтому поддержку они могли найти только у крупного бизнеса который обладал значительными средствами. Поэтому вся социальная политика правительства была продиктована интересами крайне узкой части населения страны, на которое могла рассчитывать российская власть и которые, по мнению властей, обладали подходящим для эпохи «дикого капитализма» менталитетом. Само российское население не обладавшим «капиталистическим инстинктом» брошенное своим государством, принялось стоически выживать в стране, где господствующим лозунгом того времени стал лозунг- «Обогащайтесь!», который населением расшифровывался как «великий грабеж России». В стране тем самым создавался хищный и паразитический капитализм, без каких либо общественных и национально значимых целей, сосредоточенный на «крысиной» этике, жадного растаскивания огромных богатств страны. Мораль рыночного успеха любой ценой, стяжательство в криминальных формах, оплевывание элементарных норм общечеловеческой морали и социальной ответственности, все это возводилось в культ ценностного беспредела, якобы необходимого для перехода общества к рынку. Однако разрушение моральных и трудовых ценностей, законченный индивидуализм и крайний эгоизм, привели к полному распаду социальной ткани и атомизации общества, разложению всех ее здоровых элементов, благодаря которым общество консолидируется и становится успешным в конкуренции с другими обществами. «Русские либералы», стремясь переделать русскую, якобы «не рыночную ментальность», вживляли в социальный организм убойные дозы имморализма, крайнего индивидуализма и звериного стяжательства, что в результате привели российский социум в первобытное, дообщественное состояние, лишенное элементарных социальных связей, солидарности и общественной взаимопомощи и взаимного доверия. Фактически это означало, наступление эпохи варварства, и новая варваризация больше всего себя проявила в массовой культуре и социальных отношениях.
В результате такой «экономической» политики произошло окончательное политическое и финансовое сращивание руководителей монополий с правящими кругами страны. Так в России, появился господствующий и доминирующий класс-«олигархов». Все больше представители этой группы мелькали на политической арене России в 90-е гг., в качестве руководителей и членов правительства, лидеров партий и общественных движений. В самой экономике России главенствующую роль захватили сырьевые и транспортные («естественные») монополии, которые стали навязывать свои запредельные цены всем российским отраслям хозяйства, что делало российские товары непомерно дорогими и неконкурентноспособными. Именно сырьевые монополии и сосредоточили у себя большую часть экономических ресурсов страны. Более того в условиях тотальной слабости центральной власти, монополии фактически сформировали внутри страны собственные империи с публичными и теневыми лидерами, разведывательными, правоохранительными и судебными органами (с большой примесью криминала), со своей региональной и внешней политикой, с собственными, независящими от официальных, зарубежными связями и т.д. Вся государственная политика фактически превращалась в противоборство монополий, промышленных и политических групп, кланов, которые в борьбе друг с другом использовали государственные структуры и в первую очередь, правоохранительные органы, спецслужбы-так называемых «силовиков». Некоторые олигархи (например, Б. Березовский, «семья» Ельцина) стали явно претендовать на формирование политического и экономического курса страны, исходя уже из своих личных, или узкоклановых интересов. Образовавшиеся бизнес-группы, стали широко использовать различные формы давления на государство, прежде всего лоббизм, в своих интересах и на основе односторонних обязательств власти перед ними. Политические интересы «олигархов» заключались в стремлении подчинить себе государственную власть, обеспечить привилегии для контролируемого ими бизнеса, создать эффективную систему финансового контроля над основными СМИ. Оппозиция справедливо в то время называла правление Ельцина «семибанкирщиной». Можно также сказать что, сосредоточившие у себя экономические ресурсы страны государственно-частные монополии так называемых олигархов стали главным препятствием на пути формирования рыночной среды в России, подавляя и поглощая мелкий и средний бизнес. В результате «демократических реформ» все национальное богатство России присвоили себе всего около 3-5 % ее населения. Частично от проводившехся реформ выиграли также около 15 % жителей, занявшихся мелким бизнесом.
Результат такой экономической и социальной безответственной политики был закономерен-дефолт 1998 года и не только финансовый, но и социально –политический кризис. Доля населения с доходами ниже черты бедности вновь достигла 40%. В стране возникла общественная паника. Заговорили о крахе российских реформ, всерьез обсуждались планы перехода к мобилизационной экономике.
Власть утратила весь кредит доверия в ходе абсолютно провальных с социальном смысле реформ, когда большая часть населения считала себя «проигравшими». По сути, все реформы 90-х гг. привели к появлению своеобразного феномена- «двух Россий», население которых существенно отличалось одно от другого и по структуре потребления, и по образу жизни, и по ценностным, в том числе политическим, ориентациям. Одно, составляющее меньшинство (около 20%) удовлетворено произошедшими реформами. Другое, объединяющее большинство (свыше 80%), накапливоло недовольство.
Кризис со всей очевидностью продемонстрировал властям, что продолжение подобных «экспериментов» за счет народа может привести уже к всеобщему антиправительственному движению. Борис Ельцин вынужден был сменить во главе правительства молодого 35-летнего ультра-рыночника С. Кириенко («киндер-сюрприз») и назначить государственника Примакова. В команде Примакова оказались опытные советские управленцы (наиболее ярким из них был Юрий Маслюков-коммунист) и ряд бизнесменов. Отменив наиболее разрушительные меры, направленные на благополучие крупного бизнеса за счет остальной экономики (процедуры ускоренного банкротства, замораживание средств госбюджета в частных банках и т.д.), заморозив тарифы естественных монополий (простой просьбой об обеспечении их финансовой прозрачности), государство быстро стабилизировало ситуацию и начало восстановление экономики. Именно на этой позитивной волне поднялся новый российский бизнес, уже не спекулятивный, но производственный, даже если во главе него стояли прежние олигархи. Новые олигархи по-прежнему получали значимую часть прибыли, контролируя государство, но уже в меньших масштабах. Их интересы как производителей стали близки к интересам страны, что стимулировало оздоровление бизнеса. Переформатирование крупного бизнеса, уход с политической сцены многих одиозных олигархов (например, Березовского) позволило государству выйти из подчинения крупного бюрократически-капиталистического бизнеса, не попав под контроль региональных элит. В результате, коммерческие олигархи эпохи Ельцина перестали определять политику государства, сохранив лишь участие в формирование экономической «повестки дня».
По времени, это совпало со второй чеченской войной (1999 г.), пробудивший массовый патриотизм и вернувшая людям, казалось бы утраченное чувство гордости за страну. Успех военной операции в конце 1999 г. в стране породил массовый социальный заказ на сильное, справедливое государство, управляемое настоящим патриотом-государственником, который бы мог бы предложить обществу, истосковавшемуся по высоким миссиям, идеям, общенациональный проект, вернувший России былую великодержавную мощь и социальную справедливость. Именно таким человеком, по мнению большинства россиян, как отметили все социологические опросы, стал Владимир Путин, удачно избранный Б. Ельциным, в качестве официального преемника. Путин выгодно отличается от своего немощного предшественника: спортивен, трудолюбив, прагматичен, хорошо изъясняется на русском языке, сдабриваемыми крепкими и «сочными» выражениями. Но главное, он из «той организации», в которой трудился на благо Отчизны популярный киногерой Штирлиц!
Теперь следует остановиться на социальной сущности самого строя и режима установленного в ходе реформ в конце 90-х годов. Можно назвать его капиталистическим? И, да и нет. По правовой форме и господствующей частной собственности в стране, можно назвать его капиталистическим. Однако, тот факт, что в стране, так и не было создано настоящей конкурентной рыночной среды, массового слоя собственников, твердых гарантий по закону и по суду, сохранения частной собственности, получается, что нет. К тому же преобладали в российском капитализме, представители бывшей коммунистической партийно-хозяйственной номенклатуры, правда, при командном положении российских олигархов выдвинувшихся из других слоев населения. Самой характерной особенностью сформировавшегося российского «капитализма» 90-х гг., явилось сращивание государственно-властной элиты с крупным частным монополистическим бизнесом. Причем это сращивание было как полным (в виде единой частно-государственной собственности), так и в виде тесного финансово-политического альянса, взаимовыгодного как чиновникам, так и бизнесменам. Другое дело, что в этом альянсе, крупные олигархи на какое- то время попытались подчинить себе слабую все 90–гг., российскую государственную власть, которая остро нуждаясь в финансах, вынуждена была проводить внутреннюю политику исключительно в интересах, так называемых олигархов. Следует отметить что такая ситуация является необычной для истории России и была вызвана исключительно слабостью центральной власти в стране. В результате, во второй половине 90-х гг., правящий класс в стране имел в основном двухслойную основу и состоял из чиновников и крупных частников- монополистов, к которым примешивалась значительная прослойка криминала. Причем в таком тандеме роль первой скрипки играли монополисты олигархи, которые в тоже время остро нуждались в «дружбе» с госаппаратом для установления в стране своего доминирования. Можно ли сказать о разрушении в этот период веками господствующей вотчинно-государственной системы? В какой то степени- да. Однако дальнейшему разрушению этой системы, не позволяла все теснее сраставшаяся с государственным аппаратом монопольная олигархическая верхушка (власть-собственность). Уникальность ее в этот исторический момент заключалась в обратном доминировании, то есть частных собственников на власть и неспособности власти подчинить себе всю собственность. Безусловно, в таком тандеме государственная бюрократия чувствовала себя ущемленной и очень тяготилась своим приниженным положением. Между ними всегда шла скрытая или открытая борьба за раздел и передел национального богатства страны. Бюрократия, ненавидя крупных олигархов, жаждала реванша надеясь поживиться их собственностью, и ее антиолигархические настроения в целом разделялись всем российским обществом. Население справедливо считало олигархов главными виновниками своих бедствий, рассчитывая на то, что государство в лице «сильных государей» вновь обретет свою силу, прогонит олигархов и установит справедливую власть. В лице Путина и общество и бюрократия увидели такого сильного правителя. Можно сказать, что 31 декабря 1999 года (когда Ельцин объявил о своем уходе) интересы всего общества и корыстные интересы бюрократии полностью совпали. Новый образ власти созидательного прагматизма, власти защитника всех «униженных» в годы «безвластия эпохи Ельцина», обрело свою символическую фигуру в лице В.Путина.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.