logo

7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.

Итак, в XVI в. Россия почти вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии, но однако не перешла невидимую красную черту, отделявшую ее от деспотий Востока. Но цена за азиатскую модернизацию Ивана IV (особенно во время опричного террора) была заплачена огромная. Московское государство, пройдя полный цикл своего развития, к концу XVI подошло к стадии социальной катастрофы. Все предпосылки социальной катастрофы налицо: кризис власти и отсутствие претендентов с твердыми правами на престол; недовольство, бунт народа (восстание Хлопка, Болотникова); ослабление и распад государства, иностранная интервенция (шведы захватили Новгородскую землю, в Москве хозяйничали поляки). В смутное время (1598-1613) развернулась острая борьба общественных сил за выбор пути развития. На разных этапах смуты он протекал по разному, но всегда присутствовала тенденция к европейскому пути. Однако этой тенденции не удалось тогда победить из-за фактического развала государственности.

В Москве как в калейдоскопе сменялись власти: Борис Годунов, его сын Федор, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, боярское правление- «Семибоярщина», польский королевич Владислав. Единого государства в период с 1606 по 1612 года фактически не существовало. В стране царила настоящая анархия и страну грабили крымские татары, поляки, шведы и казаки.

И только обращение ко всему народу в лице Кузьмы Минина возымело успех. Второе народное ополчение Минина и Пожарского освобождает в ноябре 1612 г. Москву от поляков и созывает в январе 1613 г. Земский Собор. Состоявшийся Земский Собор был самым демократичным за всю историю соборов, на нем присутствовали помимо знати, дворян и купцов, представители казаков, черносошных крестьян и даже инородцев. На Соборе единогласно царем был избран Михаил Федорович Романов, который положил начало новой династии, управлявшей Россией до 1917 года. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему.

В итоге, вывод из Смуты для всего общества был сделан одни: бесконтрольная и самодержавная власть с ее ужасами государственного террора (как во времена опричнины) и отсутствием прав подданных, намного лучше, чем ее ослабление. Поскольку это может привести к государственной «порухе», гражданской войне, иноземной интервенции и т.д.

Огромную роль в Московском государстве и обществе того времени играла православная церковь. Церковная жизнь уже в XVI в. во многом приобрела черты религиозного фанатизма, расцветал культ жертвенности. Особенно почитаемы в обществе стали юродивые, блаженные, пустынники, отшельники, затворники. Именно этот период в русской истории с интенсивной духовной жизнью, идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви в нормах канонического права. Она стала автокефальной. Русская церковь за долгий период обособленного существования прониклась множеством всевозможных обрядов, разобщавших ее с общеправославной традицией. Нужна была реформа церкви.

Церковные преобразования связаны с личностью Никона, возведенного на всероссийское патриаршество в 1652 г. Никон имел устойчивое представление о превосходстве церковной власти над государственной, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось, мечтал превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр, равный Царьграду.

Сама реформа, силовые методы ее проведения вызвали широкое недовольство. Введение новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли как введение новой религиозной веры, отличной от предыдущей, «истинно православной». Возникло движение сторонников старой веры – раскол, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благочестия– протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил Логгин.

Но впоследствии и сам Никон взбунтовался против светской власти царя.

Опираясь на принцип «священство выше царства», он попытался полностью выйти из подчинения светской власти. Царю удалось добиться победы при поддержке зарубежных патриархов, которые в декабре 1666 г. осудили своего собрата и лишили его высшего церковного сана. Крушение Никона стало важным этапом на пути утверждения абсолютизма в России.

Итак, что мы видим? В отличие, от западноевропейского церковного раскола XVI в., когда зародился протестантизм, русский церковный раскол происходил под знаком возвращения не к новому, а к старому -«к дедам и прадедам». Ориентация на прошлое, а не на будущее сближало Россию с Востоком, но не как не с Западом, выбравшим «разумное и справедливое будущее». В расколе проявилась отличительная черта русского массового сознания ориентация на обычаи и сопротивление всему, что нарушает их, даже если эти нарушения не принципиальны. Старообрядцы в отходе от старины видели богоотступничество и наступление царства «Кривды» (любопытно, что суть любой реформы рассматривалась как «Кривда»-В.Б.) Нельзя не увидеть также и то, что русская православная церковь, в большей степени, чем государство, сопротивляясь идущим с Запада процессам секуляризации и светского просвещения, всячески культивировала средневековую традиционную систему ценностей, что и являлось одной из главных причин торможения модернизационных процессов в России.

События последней трети XVII в. показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению страны с западными государствами, усвоению их опыта и проведению необходимых реформ. Россия же жаждала новой правды, правды мирской, истинной. Она стояла на пороге Просвещения.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

1.В чем различия генезисов феодализма в Западной Европе и Византии? Чем они были обусловлены?

2.Почему Византию следует отнести к смешанному типу государства-общества?

3.К какому типу государства-общества следует отнести раннесредневековую Русь и почему?

4. Каковы характерные особенности древнерусской федерации в домонгольский период?

5.Каково было воздействие монголо-татарского нашествия на историческое развитие России.

6.Проанализируйте характер взаимоотношений православной церкви и государства в рамках средневековья?

7. Какие идеалы и базовые ценности сформировались у русского народа под влиянием православия?

Основная литература

1.А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2008.

2.Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов История России. Учебник для вузов. – М., 2008.

3.История и культурология. Изд.3-е, перераб. И доп.: Учеб. пособие./ Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 2004.

4.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

5.История человечества. Том VIII. Россия. Под общей редакцией А.Н. Сахарова. ООО «Издательский Дом МАГИСТР- ПРЕСС», 2003.

Дополнительная литература

1.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.

2.Наше Отечество. Часть I/ Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др.-М.: ТЕРРА, 1991.