logo

21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.

Еще более поучителен опыт современной Японии в заимствовании чужих институтов, социокультурных инноваций на свою «почву» и их последующем там гармоничном «прорастании», для нового «соцветия и плодоношения». Как известно японцы, как ни один народ Востока обладает незаурядными способностями мягко и творчески адаптировать чужой культурный опыт, тем более они подходили к этому как общенациональному проекту, что сплотило и элиту, и простые массы японского общества. И в результате, японцы добились наибольших успехов в модернизации своего государства-общества, которое первое на Востоке отошла от неэффективной в XX веке, вотчинно-государственной системы, проведя широкомасштабную демократизацию общественной и политической жизни. Тем не менее принятие для подражания модели культуры, в основании которой заложены иные социокультурные архетипы и коды, всякий раз будет ставить вопрос о жизнеспособности «сочленения двух культур», модернизированной, западной привнесенной извне и собственной- традиционной-японской.

Ситуация прочного геополитического союза с США и одинаковой встроенности экономики Японии и в систему экономических связей с Европой и Северной Америкой, с одной стороны, и в систему Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, АСЕАН и т.д., с другой стороны, неизбежно увеличивает самоидентификации японцев. Иными словами, увеличивается множественность идентичностей, и их можно представить в виде «идентификационной матрешки» (например, житель Токио-японец-представитель западной цивилизации). Известный исследователь, работающий в США, Ч. Акаха выделяет у Японии три базовые идентичности, основанные на национализме, регионализме и глобализме. В данном случае этот пример иллюстрирует схожесть идентификационного процесса Японии и стран Западной Европы.

Но, несмотря на масштабные заимствования западного образа жизни, большинству японцев по прежнему присущи такие традиционные установки как, приверженность к стабильности, равновесию, социальному равенству, неприятие крайностей. В производственной деятельности это проявляется в недопустимости большого личностного превосходства руководителей над подчиненными, коллективизме, доходящем до семейственности (работать не для самих себя (как на Западе), а ради семьи и для семьи), клановости и корпоративности, стремлении соглашаться с мнением большинства, глубоком уважении к старшим, начальству. То есть, несмотря на то что Япония считается символом современного капитализма, Япония практически сохранила чисто «восточные» ценности и установки, но при этом приобрела и западные установки. Так японцы мыслят политическое устройство своей страны и других стран мира в идеологических терминах западной политической культуры. Гибридность и гармоничное единство (симбиоз) в японской культуре традиций и инноваций подчеркивает С. Чугров. По его мнению Япония представляет собой очень гармоничный симбиоз или «кентавр» западной политической и восточной конфуцианско-буддийской идентичности, которой не свойственны глубокие противоречия. При этом, западное и восточное перетекает друг друга как инь и ян. То есть, в Японии сложилась как утверждает политолог, двуединая идентичность: внешняя (институциональная)-западная и внутренняя (духовно-нравственная)-дальневосточная. Какую из них считать ключевой? Это зависит от контекста и точки зрения. Все же, в глубинном смысле, ведущей следует, очевидно, считать дальневосточную поскольку, она основана на более глубинных и мощных архетипах.

Так, несмотря на длительное «перекачивание» западных институтов и ценностей японскую политическую культуру от западной и по сей день отличает ярко выраженная этатистская и коллективистская доминанты. Такая формы коллективистской ориентации политической культуры Японии делает японцев не просто лояльными, а патриотичными по отношению к своему государству, даже ценой отказа от собственной выгоды.

Какие характерные черты коллективного портрета японцев по отношению к свой нации-государству? Ощущают любовь к родине более 78% японцев. Отвечая в 2007 г. на вопрос «Что для вас важнее-выгода нации-государства как целого или личная выгода?» Только 29,7% предпочли личную выгоду, а 47,4% отдали предпочтение интересам нации. Да и как быть по другому если в японском языке наиболее адекватный перевод английского слова «свобода» (freedom, liberty), имеет другой смысловой оттенок-«эгоистический», «своевольный», что имеет скорее негативный оттенок.