22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
Крах мирового социалистического и советского цивилизационных проектов, привел к разрушению старой советской идентичности и к попыткам «демократической власти» новой России выработать новую идентификационную модель для страны на основе вхождения в «Бодьшой Запад» (США, Япония и ЕС) и на базе самой масштабной за всю историю страны «перекачке» западных и европейских ценностей. Запад, вновь (причем, даже в больших масштабах), как и во времена дореволюционной России, приобрел для всего населения страны, как и элиты, так и простых масс (пример, редкого единодушия в то время-В.Б.) в качестве модели для подражания во всем, от быта, до идеологии. Причем, в первые годы, капиталистической «модернизации» страны «любовь» к Западу (как к Америке, так и Европе) порой принимала гипертрофированные формы (особенно ярко это проявлялось в кинематографе). Однако, демократические реформы по модернизации страны привели на практике, к фактической ее демодернизации, массовой нищите большинства населения и появлению архаичных черт в повседневной культуре, экономике, социальной сфере, политике, которые казалось бы, остались в далеком прошлом страны. Во многом это явилось результатом отсутствия какой либо социальной ответственности государства перед своим населением и фактическим «захватом» государства отдельными криминализированными олигархическими кланами. Осознание гибельности для России «прозападной модернизации» страны в конце 90-х гг., только увеличило антизападнические настроения в стране и усилило стремление искать свой «особый» путь развития.
Сворачивание западного влияния в стране значительно укрепило позиции российских антизападников (отечественных антиглобалистов) в их споре с западниками (глобалистами). Последних, российские консерваторы и почвенники обвиняли во всех бедах России, называя не иначе как «пятая колонна». Запад в работах Дугина, Панарина, Нарочницкой, Кара-Мурзы и др., представал как враждебный «Нам Другой», как глобальный противник, центр культурной экспансии по подрыву всех культур и особенно России. При этом, за этим Другим признавалась роль технологического лидера и образца высокого уровня жизни, но ими всячески подчеркивалось, что достигнуто это благополучие за счет безжалостной эксплуатации остального человечества «золотым миллиардом». Запад представлялся как сила, посягающая на российскую идентичность и пытающаяся навязать России чуждую ей идентичность. С точки зрения антизападников, сохранение России собственной идентичности представлялась как миссия, которую России необходимо выполнить во имя всего человечества, а именно сохранить роль «последнего оплота» сопротивления глобальной культурной экспансии Запада.
В то же время в текстах российских западников Запад представал в качестве «Другого», но совсем не «чужого» для России, а почти «родственного» ей и которого стоит взять в качестве образца для подражания. Поскольку, это самая успешная человеческая цивилизация, лидер прогресса, эталон качества жизни и свободы. По словам бывшего министра иностранных дел А. Адамишина, «на рынке успеха именно Запад продает модель, пользующуюся повышенным спросом, в том числе на Востоке. Ее основное отличие- сочетание рынка и демократии. Запад может нравиться или не нравиться, но предлагаемая им модель опробована и показала наибольшую эффективность». А весь почвенный дискурс российской самобытности и «особого пути» развития страны, они рассматривали как оправдание отсталости, «азиатского» произвола властей в отношении собственного населения, низкого качества жизни и т.д.
Развернувшаяся идейная и полемическая борьба между двумя лагерями, очень напоминает борьбу между славянофилами и западниками в XIX веке. Характер дискуссий о цивилизационных путях развития России между вестернизацией, глобализацией и демократического правового государства с одной стороны и антивестернизацией, фактически антиглобализацией по западному образцу и следованиям традиции авторитарно-патерналистского государства, с другой, жестко полярны и конфронтационны друг другу, как и в далеком XIX веке. И эта непримиримая идейная борьба сегодня, как и тогда, не способствует достижению консенсуса по выработке ясных цивилизационных ориентиров для развития страны и еще больше раскалывает формирующуюся национальную идентичность страны.
Хотят или не хотят российские западники, но с очевидной неевропейской традицией многих российских народов и их восточного типа этнокультурными идентичностями следует считаться. Но, кроме этого, традиционные и непримиримые разногласия в российском образованном классе во многом стало следствием незавершенности модернизационных процессов в России и по большому счету проваленных реформ 90-х гг. XX века. Эти реформы на деле, привели лишь к имитации западных демократических, правовых и рыночных ценностей, сохранив во многом патерналистские ценности прежних эпох, и в первую очередь, советской. Все это явилось главной причиной отсутствия в современной России ясных, и четких национально-государственных и цивилизационных самоидентификаций. Зато возник настоящий «пир» множества конкурирующих и взаимодействующихся между собой идентичностей в российском обществе. В результате современная национальная идентичность России, по мнению С. Кортунова представляет собой, своего рода «слоеный пирог», ни один из слоев которого российской цивилизацией полностью не отторгнут. Это такие слои (они же измерения идентичности), как:
-православный (религиозный);
-коммунистический (идеологический);
-либеральный (аксиологический);
-евразийский (геополитический, или территориальный);
-культурный (европейский);
-национальный (этнический);
-имперский;
-технологический (модернизационный).
При этом, пытаясь самоопределиться в начале XXI в., Россия, как представляется автору, делает сразу несколько выборов между:
-интеграцией в европейскую цивилизацию и стремлением сохранить собственную самобытную российскую цивилизацию;
-империей и национальным государством;
-относительной изоляцией и полной открытостью;
-экономическим и политическим либерализмом и ценностями патерналистского государства;
-индивидуализмом и коллективизмом (соборностью);
-мобилизационным и инновационным типом развития (модернизацией);
-построением политической («граждане РФ», или «россияне») и имперской нации.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.