2.3. Древнекитайская цивилизация.
Китаем стали управлять первые династии правителей в III и II тыс. до нашей эры (к XXII в. до н.э. относятся начало правления династии Ся, а к XVIII в. до н.э. – династии Шан). Вся дальнейшая история Китая также была связана с правлением династий императоров.
Можно говорить об особой «династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, период правления которых оставил наибольший след в истории, следует выделить Чжоу, Цинь, Тан и Сун, Цин.
Эпоха Чжоу (около XI – III вв. до н.э.). Именно в эпоху Чжоу возникло конфуцианство как основное этико-политическое учение Китая.
С VIII в. до н.э. авторитет и влияние династии Чжоу стали резко падать. За власть боролись мелкие царства. Победителем над всеми стало царство Цинь. Циньский ван принял новый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Цинь Шихуанди, завершив объединение Китая. Он ввел единую денежную систему, начал строительство Великой китайской стены, которая должна была защищать страну от набегов кочевников. Миллионы мобилизованных крестьян в трудных условиях строили это великое сооружение Древнего мира, строили прочно, надежно, на тысячелетия. И поэтому это строительство обошлось во многие сотни тысячи жизней. Империя Цинь просуществовала недолго (с 221 по 207 гг. до н.э.) и рухнула сразу после смерти ее основателя Цинь Ши-хуанди. Восставшие китайские крестьяне во главе со своим вожаком Лю Баном смогли одержать победу и захватить всю страну. В 202 г. до н.э. Лю Бан провозгласил себя императором новой династии Хань. Эта династия просуществовала намного больше вплоть до 220 г. н.э.
Страна попеременно переживала времена гражданского мира и кропотливых крестьянских восстаний, единства и раздробленности, процветания и бедствий. Китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов существует своего рода закономерность. Каждая новая династия вначале действовала успешно, но затем спустя более или менее длительное время крестьянство постепенно разорялось, а среди чиновников росла коррупция. Центральная область ослабевала, и начиналось восстание, участники которого требовали смены правящей династии. Реформы обычно сводились к гигантскому переделу земли, когда каждый трудоспособный крестьянин получал свой участок. Количество собираемых налогов возрастало, и империя вновь вступала в период стабильности.
Власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она была также сакральной: император провозглашался «Сыном неба» - верховного духа, выдававшего «мандат» на правление. В управлении государством император опирается на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного сельскохозяйственного процесса.
Китай был страной с жестокой социальной структурой. Но и в Китае была достаточно высокая социальная мобильность. Только один факт, что императорами могли стать бывшие крестьяне, подтверждает эту особенность. Личные заслуги чиновника, а не его родовитость становились основой для продвижения и успеха. Для того чтобы государственный аппарат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система со сдачей экзамена на чин. Успешная сдача экзаменов открывала возможность стать чиновником, т.е. приобрести высокий социальный статус в обществе и получать высокое жалование. К сдаче экзаменов допускались и простолюдины.
В Китае как нигде на Востоке высоко ценилось образование. Именно полученное образование позволяло изменить социальное положение человека, повысить его статус. Естественно, что носители знания (мудрецы, поэты, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе. Статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.
Примером учения, в котором бы решались проблемы гармоничного совмещения духовной свободы с социальными и государственными обязанностями можно считать конфуцианство в Китае. Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность, понимаемое в духе древнекитайской традиции. Конфуцианство стало государственной религией Китая, а ее основатель древний китайский мыслитель Конфуций, живший на рубеже VI – V вв. до н.э. (552 – 479) был даже причислен к лику святых. После смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в небольшой книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). В учении Конфуция сделан главный акцент на то, что каждый человек может быть кузнецом своего счастья. И это сильно отличало китайское учение от индийских духовных практик. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета, правил- Ли. В результате этот ритуализированный этикет, становился не только семейной, но и государственной нормой. Так все общество скреплялось в одну родственную и большую семью, каждый со своими семейными обязанностями, где император символизировал отца, а подданные его детей. Более того согласно современным представлениям самих китайцев, все они находятся «в родственных отношениях друг с другом». Чем объяснить этот живучий стереотип? Как отмечает исследователь В.Г. Буров, в течение многих тысячелетий китайцы жили в одном и том же географическом ареале, «естественно у них сложилось убеждение, что они происходят от одного предка, находятся между собой в кровнородственной связи». Безусловно, такая постановка вопроса, в какой- то степени снимала проблему отчужденности человека от власти.
Как только человек, согласно Конфуцию, усвоил принципы и нормы Ли, он согласно учению обретает –Жэнь (гуманность, человеколюбие). При этом конфуцианский гуманизм существенно отличается от гуманизма европейского. Если в европейском гуманизме главной идеей является идея самоценности человеческой личности, ее свободы и достоинства, то основой конфуцианского гуманизма и шире восточного гуманизма, является семейный долг и служение своей общности и государству. Здесь как никогда выражен приоритет государственного начала над частным, коллективного над личностным. Все же, главным в учении Конфуция было не то, что лежало на поверхности (наука управления), а глубинный смысл- учение о внутреннем самоусовершенствовании человека. «Не научившись управлять собой, не научишься управлять людьми?!» -учил Конфуций.
Если учение Конфуция было обращено к человеку социальному, то даосизм обращен, прежде всего, к судьбе человека, к его жизни как таковой. Творцы даосизма Лао-цзы (VI в. до н.э.) и Чжуан-цзы (369-286 гг.до.н.э.), ставили своей задачей обрести для человека гармонию с самим собой, природой и достичь внутренней свободы. Путь достижения -это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т.е. особый режим питания, физические упражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника и достижение сексуальной гармонии.
Если конфуцианство- учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильно мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку, в первую очередь как культурному и разумному существу, даосизм- к человеку как существу природному: его эмоциям, инстинктам. Если конфуцианцы призывали к социальной активности, то даосы (последователи даосизма) выдвинули принцип недеяния: «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», - это высказывание Лаоцзы стало его классической формулировкой.
В соответствии с традиционными китайскими представлениями о мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей. Отсюда, следование дао не ущемляет свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао- основа всего , источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао- добродетель дэ, в ней воплощается нравственный идеал личности, достигший абсолютной гармонии с окружающим миром. С точки зрения даосизма, источник зла, всех бедствий и страданий человека- отступление от предписанных природой законов. Поэтому основной моральный принцип даосизма- недеяние (у вэй). При этом недеяние не означает пассивность человека, это скорее деяние без борьбы, естественность, спонтанность соответствующее природе, дао.
Даосизм и конфуцианство, несмотря на свою концептуальную несхожесть друг с другом, со временем, и вместе с пришедшим из Индии буддизмом органично «вписались» в культурный ландшафт Китая и вошли в мировоззрение миллионов китайцев. Более того это привело даже к некоему разделению выполнения ими социально-культурных функций. Синологи нередко подчеркивают, что в многовековой истории Китая конфуцианство всегда играло роль утверждающего начала, тогда как даосизм- отрицающего, что каждый китаец- конфуцианец, когда он процветает, и даос, когда на него сваливаются несчастья, и что, таким образом, конфуцианство всегда выходило на передний план в период мира и процветания страны, тогда как даосизм занимал его место в период смут и неурядиц. Буддизм в форме «Махаяны» появился в Китае в V в. н.э., укоренился там и фактически занял положение третьей религиозной системы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма, самое примечательное из них – школа чань-буддизма (термин чань означает «медитация»). По преданию основоположником чань-буддизма стал индийский проповедник Бодхихарма. Чань-буддизм отвергает чтение сутр, исполнение ритуала и вообще поклонения Будде. Целью становится медитация и самораскрытием человека в повседневной жизни.
Чань-буддисты были близки к даосам, считавшим, что «знающий не говорит, а говорящий не знает». В чань-буддизме особая роль отводилась медитация, а целью ее было достижение особого состояния «просветления».
Если греки акцентировали внимание на «разумном» аспекте мира и на «борьбе противоположностей», то китайцы- на этической стороне мира и на чередовании инь-ян, которые в строгом смысле не противоположны, ибо присутствуют друг в друге. Одного нет без другого, как вдоха без выдоха, выдоха без вдоха. В свою очередь, избыток ян (активная энергия) или наоборот инь (пассивная энергия покоя), неминуемо ведет к нарушению Великого Предела, за которым следует гибель Целого. Поэтому мудрецы Китая так были озабочены равновесием этих двух начал, видя в нем сохранение существующей гармонии во вселенной.
Китаец всегда всеми помыслами устремлен не в будущее, а в прошлое- эта иная, чем у европейца, ориентированность китайской культуры во времени складывалась буквально во всем. Отдельный человек несвязанный с родом, кланом значил очень мало. Не случайно, в китайском имени, в отличие от европейского, фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала клан, потом человек. Здесь торжествуют долг, обязанность, иерархия, подчинение личности интересам коллектива. И если можно кратко сказать о культуре Китая, то это культура компромисса и долга.
Китай, как известно, родина многих величайших открытий и изобретений: чай, шелк, порох и т.д. Но в целом отношение к техническим новшествам всегда было отрицательным: концепция, пришедшая из даосизма, приводила китайцев к мнению, что тот, кто занимается механическими ухищрениями, обретает механическое сердце, то есть нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим океаном Дао. Поэтому Древний Китай, как в общем весь Восток, не верил в прогресс и не хотел его, изменение мира воспринимались китайцами как движение по кругу (циклически): за зимой приходит весна, а за летом- осень, при этом никакой борьбы нового со старым. И, в конце концов, наступит на земле «датун» (великое благоденствие и единение), человека с природой, земли и неба, бытия и небытия.
Итак, каковы особенности древних восточных цивилизаций?
Прежде всего, этого высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.
В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления.
Восточные цивилизации ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточных цивилизаций является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.
Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.
Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.