logo

12.3.Рождение буржуазного государства сша.

США страна удивительной и исторической судьбы и уникального геополитического взлета. Если можно по десятибалльной шкале оценивать удачную или неудачную историю стран мира, то Америке следует сразу записать все десять баллов в рейтинге самой удачливой страны исходя из ее истории. В отличие от стран Западной Европы, России и стран Востока, Америка не получила в наследство богатую духовную традицию и культуру. Но зато она не получила и все так называемые пережитки старых эпох: традиционалистского мировоззрения, сословного неравенства людей, феодального землевладения и крепостничества, церковных оков и деспотизма государственной власти. Развитие социально-экономического и политического строя здесь с самого начала развивалось в целом в рамках раннебуржуазных отношений, практически не имеющих следов феодализма. И это явилось в итоге, самым значительным социально-экономическим преимуществом США не только по сравнению с Востоком и Россией, но даже и со странами Западной Европы.

Теперь надо перечислить все «подарки» исторической судьбы.

Во-первых, геоклиматического характера: природа очень щедро одарила сравнительно мягким климатом, плодородными почвами и богатыми природными ресурсами;

Во-вторых, геополитического характера: США располагалась на территории удаленной океаном от мощных и агрессивных тогда европейских держав и в то же время ее соседи были во много раз слабее Америки, что давало возможность американцам без особых усилий проводить экспансию в отношении их территорий и расширять свои границы;

В- третьих, социально-культурного характера: американскую государственность и господствующую культуру здесь создали английские переселенцы-пуритане протестантского происхождения, которые принесли дух общинной свободы и демократии, необычайное трудолюбие и предприимчивость, но главное, мессианскую веру в свои способности создать здесь идеальное государство- Новый Израиль;

В-четвертых, демографического характера: в течении двух веков вначале почти безлюдная и постоянно расширяющаяся Америка буквально наполнялась трудолюбивыми и энергичными людьми- иммигрантами из Европы, которые вливаясь в американское государственное «тело», переплавлялись там и составили в итоге необычайную американскую нацию полную динамизма и мессианской веры в себя и свою страну.

Особенностью американской национально-освободительной борьбы против британского колониализма было в том, она по своему характеру была двусоставной и помимо антиколониальной борьбы за независимость, включала в себя буржуазную революцию, и это обстоятельство сразу давало преимущество США по сравнению с тогдашними европейскими полуфеодальными и полубуржуазными государствами. Заметим также, что американская буржуазная революция случилась на десятилетие раньше, и чем французская, и была, в общем и целом революционным продолжением европейского Просвещенческого Проекта XVIII века. Но ее уникальность и отличие от аналогичного Просвещенческого проекта во французской революции, была именно в чистоте Просвещенческого эксперимента, лишенного каких либо длительных обшественных и культурных традиций, которые могли бы помешать формированию новой нации по лекалам идеологов Просвещения.

По мнению историка Н. Нарочницкой Америка изначально была вызовом Старому Свету, в первую очередь, его христианскому католическому романо-германскому духу с его первохристианскими идеалами равенства, духовного подвижничества и милосердия к слабому. В американской революции возобладала Гоббсовская версия англо-саксонского Просвещения с пуританским духом несвязанного глубокой исторической традицией, обычаями, культурными привязанностями, но с индивидуализмом, фанатичной установкой превосходства над другими, пренебрежением к неудачнику, грешнику, «слабому». Именно в социал-дарвинистской варианте Гоббса: «человек человеку волк» американское общество энергичных индивидуумов, но, лишенных каких либо традиционных корней и привязанностей, лучше всего оказалось адаптированным к капиталистической модернизации общества.

Все это так, хотя в такой оценке явно просматривается консервативная позиция исследовательницы. Но можно посмотреть и под другим углом. Американские колонисты во многом усилили английскую национальную традицию с ее уважением к личности с ее неотъемлемыми правами, у американцев это выразилось в идеи self made man, то есть, в праве на инициативу и предприимчивость, понимаемое в отчетливом либеральном духе. И наконец, ставший классическим, американский принцип «Правительство из народа, народное и для народа». И, надо заметить, что этот принцип уже четко проявил себя в период принятия Декларации независимости 1776 года, но зато как он современен!

Американская революция конца XVIII в., значительно расширила и приумножила демократические начала американского колониального общества и культуры. Под ее воздействием впоследствии в США сложилось сильное гражданское общество, правовое государство, демократический конституционализм, разделение и самоограничение властей, политический плюрализм и двухпартийная система. Особенностью и отличительным признаком американской политической системы стало изначальное доминирование гражданского общества над государством. И хотя впоследствии государство в США значительно окрепло, но, укорененная чисто американская традиция «государство для общества», а не наоборот, сохранилась. Этим американская политическая модель отличалась от романо-германской (континентальной) модели Европы. США с самого начала своего существования, выдвинули альтернативную модель (можно условно назвать ее атлантической) политико-правового и общественного развития в противовес романо-германской Европе. В чем тут различия?

Несмотря на общую идейную канву (Просвещение) и почти хронологическое по времени совпадение, обе революции американская и французская привели к двум различным моделям общественной эволюции западного общества. Американская и французская революции, по разному решили проблему отношений политической и судебной власти. В США право стало развиваться как система последовательного делегирования функций вниз, к гражданам, т.е., как неуклонное расширение сферы гражданской самодеятельности. Во Франции революционный импульс 1789 г. создал противоположное направление в движении права: оно стало развиваться как система последовательной централизации общественных функций в руках государства. Обе политические и правовые системы- французская и американская являли собой две модификации западной модели развития государства-общества в сторону освобождения гражданского общества от патерналистской опеки со стороны государства и становления правового государства как инструмента в руках гражданского общества для реализации своих интересов. Но при этом американская модификация, в отличие от французской, являет собой наиболее радикальный вариант решения этой проблемы. Впоследствии с выдвижением лидерства США в западном мире именно американский вариант политико-правовой модели стал считаться образцом для определения «зрелости» политических систем Запада и их отличия от стран Востока и России.

Но, не следует, и переоценивать американский либерально-просвещенческий проект. И в США имелся свой доморощенный традиционализм на юге страны, который выступал, в виде довольно развитого рабовладельческого хозяйства, но тесно связанного с капиталистической рыночной системой. Уникальной особенностью этого рабовладельческого плантационного хозяйства являлось то, что оно сочетало в себе как докапиталистические формы внеэкономической эксплуатации рабского труда, так и самые передовые институциональные формы капиталистического производства сельского хозяйства ориентированного на рынок. К тому же прибыльность рабовладельческих хозяйств была весьма доходной вплоть до самой гражданской войны между Севером и Югом, поскольку была тесно связана с мировым капиталистическим рынком. Так, по мнению английского историка А. Вуда, южные штаты поставляли в Англию 75 % используемого там хлопка-сырца. Поэтому можно сказать, рабство Юга сыграло значительную роль в росте богатства американской буржуазии.

Южане, которые воплощали в себе традиционный уклад долго сопротивлялись отмене рабства, пытаясь даже доказать что рабовладельческий патриархальный строй гораздо более гуманен чем промышленный капитализм Севера. Но сам факт рабовладения в одной из самых свободных стран Запада являлся политически и морально раздражающим фактором для демократической общественности. Конфликт между демократическим Севером, стремящимся к модернизации и рабовладельческим Югом, отстаивающим традиционализм все более нарастал и достигнув точки кипения вылился в самую масштабную на территории США гражданскую войну в 1861-1865 гг. XIX в. закончившейся убедительной победой северян, но главное, объединением страны.