12.3.Рождение буржуазного государства сша.
США страна удивительной и исторической судьбы и уникального геополитического взлета. Если можно по десятибалльной шкале оценивать удачную или неудачную историю стран мира, то Америке следует сразу записать все десять баллов в рейтинге самой удачливой страны исходя из ее истории. В отличие от стран Западной Европы, России и стран Востока, Америка не получила в наследство богатую духовную традицию и культуру. Но зато она не получила и все так называемые пережитки старых эпох: традиционалистского мировоззрения, сословного неравенства людей, феодального землевладения и крепостничества, церковных оков и деспотизма государственной власти. Развитие социально-экономического и политического строя здесь с самого начала развивалось в целом в рамках раннебуржуазных отношений, практически не имеющих следов феодализма. И это явилось в итоге, самым значительным социально-экономическим преимуществом США не только по сравнению с Востоком и Россией, но даже и со странами Западной Европы.
Теперь надо перечислить все «подарки» исторической судьбы.
Во-первых, геоклиматического характера: природа очень щедро одарила сравнительно мягким климатом, плодородными почвами и богатыми природными ресурсами;
Во-вторых, геополитического характера: США располагалась на территории удаленной океаном от мощных и агрессивных тогда европейских держав и в то же время ее соседи были во много раз слабее Америки, что давало возможность американцам без особых усилий проводить экспансию в отношении их территорий и расширять свои границы;
В- третьих, социально-культурного характера: американскую государственность и господствующую культуру здесь создали английские переселенцы-пуритане протестантского происхождения, которые принесли дух общинной свободы и демократии, необычайное трудолюбие и предприимчивость, но главное, мессианскую веру в свои способности создать здесь идеальное государство- Новый Израиль;
В-четвертых, демографического характера: в течении двух веков вначале почти безлюдная и постоянно расширяющаяся Америка буквально наполнялась трудолюбивыми и энергичными людьми- иммигрантами из Европы, которые вливаясь в американское государственное «тело», переплавлялись там и составили в итоге необычайную американскую нацию полную динамизма и мессианской веры в себя и свою страну.
Особенностью американской национально-освободительной борьбы против британского колониализма было в том, она по своему характеру была двусоставной и помимо антиколониальной борьбы за независимость, включала в себя буржуазную революцию, и это обстоятельство сразу давало преимущество США по сравнению с тогдашними европейскими полуфеодальными и полубуржуазными государствами. Заметим также, что американская буржуазная революция случилась на десятилетие раньше, и чем французская, и была, в общем и целом революционным продолжением европейского Просвещенческого Проекта XVIII века. Но ее уникальность и отличие от аналогичного Просвещенческого проекта во французской революции, была именно в чистоте Просвещенческого эксперимента, лишенного каких либо длительных обшественных и культурных традиций, которые могли бы помешать формированию новой нации по лекалам идеологов Просвещения.
По мнению историка Н. Нарочницкой Америка изначально была вызовом Старому Свету, в первую очередь, его христианскому католическому романо-германскому духу с его первохристианскими идеалами равенства, духовного подвижничества и милосердия к слабому. В американской революции возобладала Гоббсовская версия англо-саксонского Просвещения с пуританским духом несвязанного глубокой исторической традицией, обычаями, культурными привязанностями, но с индивидуализмом, фанатичной установкой превосходства над другими, пренебрежением к неудачнику, грешнику, «слабому». Именно в социал-дарвинистской варианте Гоббса: «человек человеку волк» американское общество энергичных индивидуумов, но, лишенных каких либо традиционных корней и привязанностей, лучше всего оказалось адаптированным к капиталистической модернизации общества.
Все это так, хотя в такой оценке явно просматривается консервативная позиция исследовательницы. Но можно посмотреть и под другим углом. Американские колонисты во многом усилили английскую национальную традицию с ее уважением к личности с ее неотъемлемыми правами, у американцев это выразилось в идеи self made man, то есть, в праве на инициативу и предприимчивость, понимаемое в отчетливом либеральном духе. И наконец, ставший классическим, американский принцип «Правительство из народа, народное и для народа». И, надо заметить, что этот принцип уже четко проявил себя в период принятия Декларации независимости 1776 года, но зато как он современен!
Американская революция конца XVIII в., значительно расширила и приумножила демократические начала американского колониального общества и культуры. Под ее воздействием впоследствии в США сложилось сильное гражданское общество, правовое государство, демократический конституционализм, разделение и самоограничение властей, политический плюрализм и двухпартийная система. Особенностью и отличительным признаком американской политической системы стало изначальное доминирование гражданского общества над государством. И хотя впоследствии государство в США значительно окрепло, но, укорененная чисто американская традиция «государство для общества», а не наоборот, сохранилась. Этим американская политическая модель отличалась от романо-германской (континентальной) модели Европы. США с самого начала своего существования, выдвинули альтернативную модель (можно условно назвать ее атлантической) политико-правового и общественного развития в противовес романо-германской Европе. В чем тут различия?
Несмотря на общую идейную канву (Просвещение) и почти хронологическое по времени совпадение, обе революции американская и французская привели к двум различным моделям общественной эволюции западного общества. Американская и французская революции, по разному решили проблему отношений политической и судебной власти. В США право стало развиваться как система последовательного делегирования функций вниз, к гражданам, т.е., как неуклонное расширение сферы гражданской самодеятельности. Во Франции революционный импульс 1789 г. создал противоположное направление в движении права: оно стало развиваться как система последовательной централизации общественных функций в руках государства. Обе политические и правовые системы- французская и американская являли собой две модификации западной модели развития государства-общества в сторону освобождения гражданского общества от патерналистской опеки со стороны государства и становления правового государства как инструмента в руках гражданского общества для реализации своих интересов. Но при этом американская модификация, в отличие от французской, являет собой наиболее радикальный вариант решения этой проблемы. Впоследствии с выдвижением лидерства США в западном мире именно американский вариант политико-правовой модели стал считаться образцом для определения «зрелости» политических систем Запада и их отличия от стран Востока и России.
Но, не следует, и переоценивать американский либерально-просвещенческий проект. И в США имелся свой доморощенный традиционализм на юге страны, который выступал, в виде довольно развитого рабовладельческого хозяйства, но тесно связанного с капиталистической рыночной системой. Уникальной особенностью этого рабовладельческого плантационного хозяйства являлось то, что оно сочетало в себе как докапиталистические формы внеэкономической эксплуатации рабского труда, так и самые передовые институциональные формы капиталистического производства сельского хозяйства ориентированного на рынок. К тому же прибыльность рабовладельческих хозяйств была весьма доходной вплоть до самой гражданской войны между Севером и Югом, поскольку была тесно связана с мировым капиталистическим рынком. Так, по мнению английского историка А. Вуда, южные штаты поставляли в Англию 75 % используемого там хлопка-сырца. Поэтому можно сказать, рабство Юга сыграло значительную роль в росте богатства американской буржуазии.
Южане, которые воплощали в себе традиционный уклад долго сопротивлялись отмене рабства, пытаясь даже доказать что рабовладельческий патриархальный строй гораздо более гуманен чем промышленный капитализм Севера. Но сам факт рабовладения в одной из самых свободных стран Запада являлся политически и морально раздражающим фактором для демократической общественности. Конфликт между демократическим Севером, стремящимся к модернизации и рабовладельческим Югом, отстаивающим традиционализм все более нарастал и достигнув точки кипения вылился в самую масштабную на территории США гражданскую войну в 1861-1865 гг. XIX в. закончившейся убедительной победой северян, но главное, объединением страны.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.