1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
Сначала о цивилизациологии и цивилизационном подходе. Все вопросы, относимые к проблематике существования различных цивилизаций, традиционнно относится к довольно узкой области гуманитарных наук как цивилизациология. Эта дисциплина изучает различные исторические типы локальных и имеющих мировое значение цивилизаций. Цивилизациология пытается дать ответы на самые распространенные вопросы: Как происходило развитие множества цивилизаций во всемирной истории? Каковы были внутренние особенности каждой из них? Каковы были внешие факторы оказавшие влияние (как положительное, так и отрицательное) на развитие этих цивилизаций.
По мнению многочисленных исследователей работавших в рамках цивилизационной теории, очень разнородная форма и содержание, на которой строятся цивилизационные исследования, осложняют выработку единых критериев, категорий и понятий цивилизациологии. По мнению авторов монографии «Современная российская цивилизациологи: Подходы, проблемы, понятия», А. Костяева и Н. Максимовой, цивилизационный подход имеет статус метатеории. Специфика такого данного подхода, по их мнению, заключается в следующем:
-будучи методологией, цивилизационный подход оказывает влияние на всю современную гуманитаристику, в том числе и на трактовку объектов, которые традиционно считались «внецивилизационными»;
-методологическую функцию понятие «цивилизация» выполняет лишь тогда, когда его употребление не просто обозначает объект, а приводит к формулировке проблемы, к построению нового предмета исследования;
-интуитивно выделяемая содержательная сторона всегда оказывается более широкой, чем та область социокультурной реальности, которая описывается с помощью понятийного аппарата цивилизационной теории. Возникают смысловые разрывы, которые заполняются метафорами и образами из области искусства.
Неизбежность развития цивилизационной проблематики в форме теории с точки зрения авторов определяется:
1.Актуальностью поставленной обществом задачи саморазвития.
2.Существованием универсальной единицы анализа- цивилизация.
При этом следует провести различие между историософскими, культурологическими исследованиями и цивилизационным подходом. Дело в том что понятие «цивилизация», часто встречается в предметном дискурсе историософских и культурологических концепциях и методиках, но в отличие от цивилизационного подхода это понятие играет вспомогательную роль и не несет методологической нагрузки. С его помощью описывается конкретная социокультурная реальность. В то время как в цивилизационных исследованиях понятие «цивилизация» является главным и несет в себе методологическую основу.
Еще одной характерной особенностью цивилизациологии является органичное единство теории и истории цивилизаций. Поэтому в тексте исследования цивилизациологии теоретические вопросы часто сочетаются с практическими: отличия истории цивилизаций от всеобщей истории, принципа отбора фактического материала для описания конкретной цивилизации.
Специфическая особенность цивилизационных процессов заключается в том, что они воздействуют на разные стороны человеческого существования: уровень культуры, системы ценностных установок и т.д. Необходимость понимание цивилизации имеет много смыслов, как познавательных, так и практических. По мнению Костяева и Максимовой, понимание цивилизации одновременно включает и момент человеческой рефлексии и момент его деятельности. Цивилизациология изучает не просто человека, а его самоопределение, через те смыслы, которые он привносит в свою жизнь.
Наконец, актуальность цивилизациологии по мнению двух авторов, обусловлена тем, что она предполагает рассмотрение истории собственно цивилизационных процессов в тесном взаимодействии с историей, философией, культурологией, естествознанием. Отсюда можно с полным основанием говорить о междисциплинарном характере цивилизациологии./5 Последний аспект и является наиболее важным.
Подчеркнем, что вся сложность и многообразие цивилизационного дискурса заключается в различии исследовательских подходов, которые порой приводят к тому, что цивилизация как объект исследования, каждый раз выступает в многочисленных описаниях по- разному. Так одни исследователи смотрят на цивилизацию как на самую большую «матрешку» идентичности, включающую более мелкие (например, бретонец-француз-европеец), т.е. для них цивилизация является высшей формой идентичности-макроидентичностью (Хантингтон); другие говорят о локальных цивилизациях как минимально приемлемом уровне исследования народов и государств (Тойнби, Бродель). Таким образом, перед нами проблема масштаба измерения и метода исследования от общего к частному или частного к общему. Вот поэтому так важен междисциплинарный и межфакторный подход к изучению и классификации цивилизаций.
Существует великое множество определений понятия «цивилизация».
Однако мы приведем из них наиболее удачные на наш взгляд.
Определение цивилизации С. Хантингтона.
«Цивилизация- наивысшая культурная общность людей, и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека друг от друга. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей».
Определение цивилизации А.С. Ахиезера.
Автор выделяет сразу два связанных по смыслу между собой определения:
1. «Цивилизация-социокультурный фокус глобального исторического процесса».
2. «Она есть особая форма самовоспроизводства человечества, находящаяся по своим масштабом между глобальным всемирно-историческим процессом и отдельными относительно самостоятельными обществами».
Определение цивилизации Л.И. Семенниковой.
«Цивилизация- это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
Определение цивилизации Н.Г. Козина.
«Цивилизация- это торжество собственно социокультурных и духовных принципов и норм связи индивидов и их интеграция в социальные общежития более высокого порядка, чем те которые способны сложится на базе кровно-родственных отношений».
Определение цивилизации Б.С. Ерасова.
«Цивилизация как социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства».
Определение цивилизации А.А. Зиновьева.
«Цивилизация мир социально однотипных обществ сформированных на определенной ступени эволюционного развития человечества».
Объединив ряд нужных нам критериев у перечисленных авторов, мы предлагаем собственный вариант понятия - Цивилизация это исторически устойчивая социокультурная общность людей, со своими специфическими материально-духовными ценностями, имеющая при этом собственное этноконфессиональное ядро. Важно при этом добавить, что на наш взгляд все локальные цивилизации взаимодействуют между собой во всемирной истории и проходят через сходные этапы (например, урбанизацию-В.Б.) своего развития.
Особо проблематичным в цивилизациологии является различие культуры и цивилизации.
В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых слов, как в обычном словоупотреблении, так и научном языке. Проблема существования множества определений (до тысячи) культуры заключается как всегда в выборе критериев, по которым происходит оформление данного определения. Но, безусловно, среди большого количества критериев, должны быть указаны способы передачи, сохранения культурного наследия предков, а также духовно ориентированная функция культуры. Не пытаясь обобщить великое множество определений культуры, остановимся на следующем подходящем для нас варианте: «Культура- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных социальных групп. Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представления о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.»
Существует различные подходы к рассмотрению соотношений понятий цивилизации и культуры: 1) цивилизация и культура могут исследоваться как понятия однопорядковые; 2) цивилизация может считаться поздней стадией развития культуры, отмеченной возникновением письменности и государства; 3) в немецкой философии XVIII-XIX вв. культура и цивилизация противопоставляются.
Очень яркое по художественному образу, но весьма упрощенное соотношений понятий культуры и цивилизации вплоть до противопоставления, дано в концепции О. Шпенглера, в его двухтомном труде «Закат Европы».
С точки зрения Шпенглера, каждая культура это живой организм и имеет свою душу. Душа это активное, творческое начало, способствующее развитию: у греко-римской культуры- апполоновская душа, у византийской- магическая, у западной- фаустовская. Рождение культуры есть пробуждение великой души из «прадушевного состояния вечно-младенческого человечества…Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук…Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются- она становится цивилизацией». И дальше следует категоричное и образное определение цивилизации немецкого культуролога: «Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они -завершение; они следуют за развитием как ставшее, за жизнью как смерть…Они- конец, без права на обжалования, но они же в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью».
В результате, цивилизация это последняя перед своим концом стадия культуры. Характерными признаками цивилизации по Шпенглеру, являются космополитизм и города –гиганты, научный атеизм или мертвая метафизика, вместо истинной религии, масса вместо народа, деньги вместо истинных ценностей, лозунг «хлеба и зрелищ» вместо религиозных и народных праздников, секс вместо материнства. Урбанизация, империализм, культ больших величин, синкретизм, жажда власти, классовая борьба, направленность на внешнее действие, а не на углубленную работу- вот дополнительные характеристики цивилизационной стадии.
К слову сказать, на сегодня в общем, не принято шпенглеровское противопоставление культуры как творческого начала и цивилизации как губительного окостенения культуры, умирающей в технике, избытке науки и рациональности. Как художник в большей степени, чем исследователь, Шпенглер чересчур категоричен. Тем не менее, шпенглеровское противопоставление, имеет высокую символическую форму и оценку и является насущной потребностью для всех исследователей в сфере цивилизациологии. В конце концов, мир цивилизаций и культур связаны с человеческими символами и ценностями, не имеющими утилитарный характер и в то же время влияющими на человеческую деятельность, как в локальном, так и глобальном масштабе.
С нашей точки зрения культура выступает как самая большая универсальная форма человеческой деятельности (вне культуры, нет и человека-В.Б.) в мировой истории, в масштабах которой «живут» и исторически развиваются множество локальных человеческих обществ, среди которых есть и цивилизации.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.