logo

5.1.Ислам и арабы.

Как мы выяснили, феодализм на Востоке не выступал в качестве формации, а был географически и культурно рассеян в виде отдельных институтов и даже уклада, в то время как в виде некоей формации выступало здесь восточная вотчинно-государственная система, подчинявшая себе общество и выступающее в виде верховного распорядителя общеклассовой и государственной собственности.

Но означало ли это что приниженное властью-государством восточное общество, не имело потенций к своему развитию и культурному прогрессу? Совсем нет. Даже все было совсем наоборот. Средневековая Европа, распростившаяся с высокой урбанистической античной цивилизацией Рима, просто на несколько столетий выпала из ойкумены цивилизации и впала в состояние варварства, оставаясь при этом периферией экономически и культурно развитого в средневековье Востока. К тому же, Восток на тысячелетия опережал Европу в цивилизационно-культурном развитии, поскольку «стартовал» значительно раньше.

На Ближнем и Среднем Востоке, в эту эпоху на первое место выдвинулась, самая молодая цивилизация -арабо-мусульманская. Именно исламская культура и государственность сыграла решающую роль, чтобы сплотить внутренне разнородный, в историческом, этнокультурном и конфессиональном плане конгломерат ближневосточного региона, в монолитно цельную геокультурную общность. Но чтобы это произошло, арабы совершили свои победоносные завоевательные походы разрушившие мощь, казалось бы, вековечных империй: византийской, иранской. Знаменем, идеологией, и основным фактором их побед, стала новая религия-ислам. Ислам дал арабам не только победы и вывел их из неисторического и культурного прозябания, но и смог объединить разные этноконфессиональные общности в целостные цивилизационно-культурные миры. В чем же состоит удивительное политическое и культурное качество и мобилизующая сила ислама?

По мнению, известного исламоведа М.Батунского, ислам соединяет в себе в неразрывно целое и религиозные и сугубо светские аспекты жизнедеятельности. Ислам представляет собой совокупность права, этики и мировоззрения, тотальную систему, в которой религия есть унифицирующий и детерминирующий фактор. Наконец, сила исламской государственности, несмотря на огромную роль религии как таковой, опирается на истовую религиозность самих мусульман, готовых в любой момент вступить в битву с неверными. Исламское сознание весьма агрессивно относится к несовершенству самого мира. Весь мир предстает в исламских образах как арена постоянной борьбы между силами добра и правды, олицетворяющимся самим исламом, и сатанинскими силами зла, которое стремятся погубить ислам и не допустить создания царства Божия на земле. В этой борьбе мусульманский религиозный долг повелевает вести джихад, т.е. прилагать максимум усилий для торжества правого дела. Формы джихада могут быть разными от нравственных усилий исламского адепта, до активного миссионерства и даже священной войны за веру (газават, или «джихад меча»).

Ислам, как в ходе завоеваний, так и в ходе транзитной торговли на дальние расстояния, позволил создать жизнеспособные государственные образования, в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и даже в тропической Африке. Наконец, он привнес государственность в рыхлый политико-государственный конгломерат индийской цивилизации. Однако само государство арабского халифата просуществовало недолго. Зенита своего могущества арабский халифат достиг в середине VIII в., после чего распался на ряд государств и эмиратов.

С тех пор единый мусульманский халифат стал постоянной призрачной мечтой, различных авантюристов, вожаков религиозно-освободительных движений, сект. Однако сам расцвет арабо-мусульманской цивилизации, наступил именно после распада халифата. Расцвет был как в духовной культуре (исламское право, наука, философия, литература, зодчество), так и в цивилизационно-материальных аспектах: ирригационное и монументальное строительство, рост городов и городской инфраструктуры. По количеству жителей и по богатству городов мусульманский Восток значительно превосходил христианскую Европу, вызывая зависть у европейской знати.

Например в Испании, где после арабских завоеваний было образовано высококультурное государство аль- Андалус, в школах помимо Корана изучалось письмо и грамматика, медицина, математика и философия. Среди андалусцев грамотность была обычным явлением, в противоположность почти поголовно неграмотной Европе. Именно через Андалусию, в арабских переводах, Европа, вплоть до эпохи Возрождения, знакомилась с трудами античных авторов по философии, математике, литературе. По сути, Пиренейский полуостров в это время стал местом встречи (причем не кровавой как во времена крестовых походов), и плодотворного синтеза двух культур: восточной исламской и европейской христианской.

А тем временем политическая история арабского мира шла весьма драматично. В XI веке уже арабским государствам стали угрожать вторгнувшиеся из центральноазиатских пустынь турки-сельджуки принявшие ислам, которые затем создали обширное государство. Но и оно вскоре распалось из-за междоусобиц. Но еще большую опасность, исходя из-за непримиримого противостояния конфессий: христианства и ислама, стали представлять европейские крестоносцы. Последним удалось завоевать Палестину с Иерусалимом и часть Сирии, но затем волна крестовых походов из Европы стала иссякать. Мусульмане перешли в контрнаступление под лозунгом священной войны против «неверных». Особенно успешными были военные действия против крестоносцев арабского султана (курда по происхождению) Саладина. После его знаменитой победы над крестоносцами при Хиттине в 1187 г. и взятия множества христианских крепостей в Сирии и Ливане, дни крестоносцев на «Святой земле» были сочтены. Новое наступление на этот раз христианского Запада против мусульманского Востока, закончилось полным провалом Запада. Крестовые походы еще более поляризовали обозначившуюся в античную эпоху дихотомию: Восток-Запад. Но на этот раз причиной раскола и противостояния стал конфессиональный признак.

В конце XII в. многочисленные исламские земли объединил Хорезм. Хорезмшахи в начале XIII в., установили свою власть, над большей частью Центральной Азии, Ирана, Афганистана и Азербайджана. Но это огромное государство рассыпалось после опустошительных походов монгольских армий во главе с Чингисханом. Монголы оказались самым страшным врагом многих цивилизаций, государств и обществ того времени, в том числе и мусульман. Большой резонанс в исламском мире вызвало взятие Багдада монгольским войском и жестокая казнь последнего халифа династии Аббасидов в 1258 году. С этого времени Багдад утратил роль столицы исламского мира. В результате походов монголов на арабские страны, в Иране, Сирии, Ираке утвердилась до середины XIV в. монгольская династия Хулагидов. Египетскому султану, выходцу из мамлюкской гвардии Бейбарсу (кипчаку по происхождению) в 1260 г. удалось сдержать натиск монголов на Египет и нанести им поражение. С этого времени главным центром исламского мира стал Каир, где утвердилась династия мамлюков, просуществовавшая до 1517 г. Власть арабских правителей сохранялась в Египте, Сирии, Северной Африке и на Пиренейском полуострове. В последующем, несмотря на уход монголов и крестоносцев, арабские правители так и не смогли сплотить многочисленные арабские территории в единый халифат. После опустошительных походов на Ближний и Средний Восток полчищ Тимура в конце XIV- начале XV вв., арабы утратили свою пассионарность по созданию единых геополитических объединений передав эстафету более молодым мусульманским народам. Именно тогда наступило историческое время для возвышения империи Османов.