7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
Как сформировался на Руси вотчинно-государственный строй? Ключевую роль в этом сыграло многовековое влияние на Русь Золотой Орды в силу установления над ней так называемого «ига». В 1237 г. монголо-татары появились на русских землях. Опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Новгородско-псковские земли в 1240 г. подверглись нападению со стороны шведов и усиливающейся Литвы. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой самосохранения и выживания.
В XIII в., с началом монголо- татарских завоеваний, напряженное противостояние Западу, и ассимилятивная открытость Востоку с его деспотичной системой власти и вотчинно-государственной структурой превращаются в устойчивую характеристику Руси. Избрание этой позиции связано с именем Александра Невского. Из двух ассимиляций Александр Невский избрал ордынскую. Он проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католического Запада.
В период монголо-татарского нашествия Северо-Восточная Русь не стала составной частью Золотой Орды. Речь может идти, о ее зависимости от Золотой Орды и о монголо-татарском влиянии на процесс формирования русского народа и Московского государства. Причем это влияние было не прямое, а опосредованное. В самом деле, монголы на Руси не устраняли русских князей, не заключали с ними неравноправных договоров, не оставляли гарнизонов, не имели постоянных наместников с управленческими функциями, не облагали население постоянным налогом. Яса Чингисхана (правовой кодекс монголов) на территории Руси не действовала. Управление русскими землями находилось в руках русских князей, а сношения с Ордой – главным образом в руках Великого князя. Орда относилась с полной веротерпимостью ко всем религиям, не настаивая на смене веры, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, а наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые льготные грамоты, которые обеспечивали права и привилегии духовенства, неприкосновенность церковного имущества.
Изначально сформированная и в целом единая с Европой еврохристианская культурная идентичность (самотождественность) России, под ударами монгольских завоевателей 30-40-е гг. XIII в. и установления многовекового ордынского ига (вплоть до 1480 г.), стала серьезно изменяться в сторону Востока. С этого времени Русь все больше «овосточивается» и вектор развития ее государства и общества сближается с азиатским, а не европейским обществом. С веками и под влиянием контактов с Востоком (Ордой, татарскими ханствами, Османской Турцией), Русь-Россия постоянно «разбавлялась» азиатскими политическими, социальными и культурными элементами. Этому способствовало также и расширение России на Восток. В результате, Россия в своей истории (вплоть до конца XIX в.) вобрала и во многом «переварила» немало восточных цивилизационных анклавов (мусульманского, буддийского, кочевого и т.д.). И это цивилизационное и культурное «переваривание» также не прошло для России бесследно. Она приобрела совершенно новую азиатскую, или вернее, евразийскую идентичность.
Монгольское нашествие отбросило молодое в общем то по большинству признаков европейское государство –Киевскую Русь из общеевропейского цивилизованного пространства, назад в доцивилизационную юность. Искусное ремесло, торговля и городское хозяйство становилось делом маловыгодным. В русских городах на более чем век прекратилось каменное строительство, сократилось численность городского населения, в первую очередь, квалифицированных ремесленников (угоняли в Орду). Практически сразу исчез оплот городской демократии –вече (за исключением Новгорода и Пскова). Были нарушены торговые связи со странами Западной Европы, а русская торговля развернулась в сторону Востока. Ордынцы веками отбирали прибавочный продукт древнерусской экономики, замедляя развитие русских земель. Таким разрушительным было соприкосновение Руси с кочевым Востоком.
Оказавшись под «игом» восточного государства (Золотой Орды), с господствующей там вотчинно-государственной системой и азиатским деспотизмом, Русь в течении веков через своих князей перекачивала восточную политическую и социальную систему власти и общественных отношений, укореняла тем самым на Руси вотчинно-государственную систему. При этой власти верховный правитель (великий князь, царь с 1547 г.) опирающийся на правящий бюрократический класс- «государевы люди», распоряжается и присваивает себе всю собственность в государстве. Такая власть на практике не считается с интересами общества и общественной семейной, корпоративной собственностью, рассматривая их как необходимые ресурсы государства, которые в любой момент могут быть использованы этой властью. И если в Европе феодальный уклад трансформировался в феодальный способ производства, на Руси этот уклад оказался зависимым и дочерним от государства власти- собственности с ее единой распределительной системой.
К тому же, изначально Русь и Восток имели ряд сближающих их, сходных между собой факторов развития. Каких же? На Руси, так же как и на Востоке, почти не было независимой от государства феодальной знати. Все «феодалы-землевладельцы» от бояр до дворян относились к единому «служилому» государству слою и собственно составляли собой государственный аппарат. Наконец их земельные владения (вотчины, поместья), не обладали правами государственного суверенитета, что мы наблюдали в Европе. На Руси и в домонгольский период не сложилось чисто европейской феодальной многоступенчатой системы вассалитета, а в ордынский период еще более возросла система подданства, напоминающая восточную - «поголовного рабства». А в это же время в Европе в полном расцвете был классический феодализм, а затем началось формирование предбуржуазного уклада, пути развития Руси и Европы все более расходились, в то время как в едином Московском государстве все более укреплялась восточная система государственного распределения и тождества государства и собственности. Однако, в тоже самое время феодальный уклад в российском государстве получил дальнейшее развитие, но совсем на другой, в отличие от Европы основе - государственной.
Как это понимать? Власть государства над русскими феодалами была полной, но не абсолютной. Патронируемые государством, находясь на государственной службе и полностью зависящие от царя, русские феодалы (бояре, дворяне) получали все больше земельных пожалований с зависимыми и от них и от государства крестьянами. Поэтому можно сказать что очень специфичный с восточными чертами русский феодализм (сам термин здесь не играет точной смысловой нагрузки) в течении всего XV, XVI, XVII и первой половины XVIII вв., развивался по восходящей линии. Казалось бы, это должно привести к торжеству феодализма в России? Но этого не происходит. Русский феодализм с самого начала был подмят государством и служил ему и выполнял государственные функции и именно поэтому он все века неплохо развивался. И опять это не означает господство классического феодального способа производства, по аналогии с Европой. А собственно феодальная частная собственность в России всегда приобретала характер государственной, поскольку большая часть феодалов, или его ядро входило в состав государственного аппарата. Само поместное землевладение и крестьянская община были порождены государством. Да, и, русская земледельческая знать, в отличие от западноевропейской знати была за небольшим исключением (так называемые «служилые люди по отечеству») знатью служилой, а не аристократической, и потомственной, чье благосостояние целиком зависело от царя. Последнее очень сближало Россию с Востоком.
Однако подобное восточное влияние уже самым непосредственным образом сказывалось и в системе общественных отношений. В России во многом под влиянием ордынской государственной модели стали развиваться отношения феодальной личной зависимости в подданническо-холопской форме. Суть их была в том, что любой боярин, удельный князь признавал себя по отношению к государю холопом («Яз холоп твой»). Поэтому неудивительно, что даже высшего сановника, князя, или именитого боярина (исключительно во времена Ивана Грозного) можно было без суда и следствия затравить псами, поджарить на медленном огне, посадить на кол. Но сразу же оговоримся что такая «практика» в отличие от восточных стран в России была к счастью редкой.
Возникает вопрос, почему мусульманский Восток в то время для христианских русских царей был как бы ближе и даже роднее чем христианский Запад? Ответ очевиден, это объяснялось наличием, так называемой русской власти (азиатской вотчинно-государственной системы), которая была органически чужда договорно-правовой власти западных монархий. Вот как азиатское начало Московской России выразил евразиец Н.Н. Алексеев: «В непрерывной борьбе с Азией и в постоянном соприкосновении с азиатством Москва естественно проникалась бытом и понятиями Востока. Правда, московские цари любили ссылаться на римских и византийских императоров, на Августа и Константина; но в их придворном быту, в их управлении не было тех республиканских повадок, которые давали себя знать и в языческом Риме и в христианской Византии. Московское самодержавие походило гораздо более на восточный халифат, на тогдашнюю Турцию».
В XVI-XVII вв. все основные сословия имели строго определенные обязанности по отношению к государству. Процесс государственной регламентации функций сословий окончательно был закреплен в Соборном Уложении 1649 года, которое стало важнейшим законодательным кодексом допетровской России. По Уложению крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди (горожане) к выполнению городских повинностей, служилые люди (дворяне) к несению военной и других государственных служб. Это еще более усилило роль государства и административного аппарата в регламентации всех сторон общественной жизни. Православная церковь в этот период выступила главным связующим звеном между государством и обществом, На практике, симбиоз церкви и государства подразумевал следующее разделение функций. Государственная власть устанавливает для церкви монополию на истину в делах религии и служит защитой ее привилегий; а церковь в свою очередь, дает государству религиозную санкцию. Так был сформирован довольно прочный и взаимовыгодный по временам союз трона и алтаря. Более того, все перечисленные религиозные концепции не просто фиксировали, но и давали глубокое идейное обоснование сложившемуся идеократическому московскому государству- России.
Огромную роль в усилении государственного начала в России играл геополитический фактор. Исторически Русь-Россия была как бы «фронтовой зоной», где пересекались и противостояли друг другу, христианская, мусульманская и кочевая цивилизации. Испытывая постоянное геополитическое «давление» в XVI в., с Востока (Казань, Астрахань), с Юга (Османская империя, Крым), с Запада (Литва, Польша) и Северо-Запада (Ливонский Орден, Швеция), Русское государство ощущала постоянную потребность в обороне. Поэтому, Московское государство по выражению историка П. Милюкова с самого начала формировалась как «военно-национальное» или представляла собой «военный лагерь» (Милюков). Основной движущей силой развития такого государства-общества была потребность в безопасности и обороне, сопровождавшаяся внутренней политикой милитаризации, гиперцентрализации и внешней экспансии. Только такая политика могла обеспечить национальную независимость и территориальную целостность.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.