logo

7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.

Можно провести некоторые параллели: восточные славяне, как и древние германцы, принадлежали к числу молодых так называемых варварских народов, у которых оказались весьма схожие процессы государственного строительства. И у тех и других народов переход к классообразованию и государственности проходил без периода античного рабовладельческого способа производства. Еще одним сходством было то, что государственная власть сосредоточилась в руках правителей объединявших военные и светские функции (милитаристский уклад общественно-политической жизни). На этом сходства и заканчиваются. И если варварские королевства Европы получили мощную цивилизационную подпитку высокоразвитого античного наследия, то восточнославянские племена объединенные русскими князьями в единое государство развивались без опоры на античные традиции городского самоуправления, права и частнособственнического уклада. Это предопределило некоторую периферийность и запоздалость Руси по отношению к Западной Европе. Даже во многом положительное культурное и политическое влияние Византии на Русь, не могло сравниться с более мощным цивилизующим влиянием античности на Европу. Русь, например, не переняла развитую правовую античную культуру и традиции городского самоуправления. Однако преуменьшать принятие православие для исторических судеб Руси было бы неверно. Поскольку, главным фактором формирования общенационального мировоззрения русских, безусловно, явилось православное христианство. Принятие православного христианства Киевской Русью оказало огромное влияние на государственность, культуру и этническое самосознание восточных славян. Именно православие скрепило разноплеменные восточнославянские общности в единую древнерусскую народность на основе общих духовных и нравственных принципов и норм. Благодаря православию Русь вошла в лоно цивилизованных народов и государств.

Важным консолидирующим элементом восточных славян в единое государство являлись варяжские князья, приходившие к восточным славянам в качестве «служебников» и защитников их от кочевников (печенегов, хазар). При этом речь шла не о завоевании, а о сотрудничестве, синтезе культур. Скандинавы активно воспринимали славянский язык, лексику, а затем и имена в самой княжеской семье (Святослав, Ярополк, Владимир), славянское право. Древнерусская государственность таким образом формировалась не на моно- национальной основе, а явилась «котлом», где «сплавлялись» воедино славяне, балты, угро-финны и скандинавы.

Первоначально земли, из которых состояло Киевское государство (образованное в 882 г.), частично совпадали с племенными группами восточных славян, населявшими соответствующие территории. Так, Киевская земля была населена, главным образом, полянами; Новгородская – словенами; Рязанская – вятичами. В иных случаях племя было разделено между двумя и более землями: северяне составляли большую часть населения, как в Черниговской, так и в Переяславской землях; кривичи – в Смоленской и Полоцкой землях. Киевская земля находилась под непосредственным господством правящего князя из рода Рюриковичей. Во всех других землях князя представлял его заместитель, чаще всего – один из его сыновей, иногда – боярин.

Первый князь-Олег и его наследники (Игорь, Ольга, Святослав ит.д.) представляли собой иноземный (варяжский) элемент (скандинавского происхождения), доминирующий над древними славянскими племенами и городами. К середине Х в. в Киеве прочно утвердились новые (варяжские) князья, и постепенно род (или дом) Рюрика стал неотъемлемой частью всей русской политической жизни. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., земли Руси были распределены между его наследниками, и, вследствие падения авторитета киевского князя, сначала каждая группа земель, а затем и каждая земля стала отдельным княжеством. К концу XII в. окончательно оформились десятки земель-княжеств: Киевская, Новгородская, Суздальская, Рязанская, Переяславская, Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Волынская и Галицкая. В каждой из них укрепилась отдельная ветвь рода (дома) Рюрика, за исключением Новгорода, где князь свободно избирался из членов княжеской семьи. Даже после распада Киевского государства не все связи между землями были порваны, и можно сказать, что в целом они составляли нечто вроде свободного объединения – русской федерации. При первом беглом взгляде Русская земля представляется земской федерацией, союзом самостоятельных областей и земель. Однако их политически объединял только княжеский род, кроме которого между ними не существовало какой-либо юридическо-политической связи. Таким образом, русская земля представляла собой не политический союз княжеств или областей (земель), а своего рода союз территорий объединенных родством князей. Это была федерация не политическая, а генеалогическая; федерация, построенная на факте родства правителей, союз невольный по происхождению и ни к чему не обязывающий по своему действию.