logo

4.5. От Возрождения к Реформации.

Эпоха Возрождения, как ее называли в XIX в. была эпохой, переосмысления античных традиций и в каком- то смысле возврат к ним. Эпоха Возрождения характеризуется тем, что европейский человек как личность, становится в центре мироздания, наряду с Богом. Человек воспринимается как со-творец Божий. Человеческие способности и достоинства сравнивают с божественными и считаются единственным достоянием культуры. Излюбленный образ Возрождения- человек-титан, Прометей, требующий у Бога отдать ему его (человека) землю-…землю же мою оставь мне! -мотив блестяще показан в произведении раннего Гете в «Прометее». Отсюда рефреном повторяющаяся мысль у «титанов» Возрождения- человек может все, человек-царь мира. Прометеевский дух борьбы с природой, с враждебным социальным окружением и вообще борьба и война со всем что мешает достижению целей, очень характерны для европейского мировоззрения. Борьба и война стимулировали развитие и совершенствование всех политических, социальных и культурных институтов в эту героическую эпоху. Этим Европа и Запад отличались от Востока, где человек с жизненным принципом «недеяния» (в китайской культуре) должен был искать гармонию с природой и внешним миром. В то время как агрессивность и предприимчивость европейца, помноженная на рациональность и волю в достижении поставленных целей привели Запад к невиданным успехам во всех сферах жизнедеятельности.

Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление гармонически развитого человека были особенно близки европейскому Возрождению. Причем все это возрождалось в рамках христианской культуры, ранее относившейся к античному наследию крайне негативно.

На первый план, в новой системе ценностей выдвигаются ценности гуманизма, а не исключительной любви к Богу. Реабилитации подвергаются все запрещенные в средневековье сюжеты светского характера как духовного, так и материального содержания. Новые светские жизненные ценности и чувственные удовольствия и развлечения, особенно стали популярны в кругах творческой элиты художников, писателей, а также и в среде буржуазии, политиков и даже части священнослужителей. Помимо любви к античному наследию и античного идеала человека их объединяло и крайне, отрицательное отношение к средневековому мировоззрению, теологии и средневековой культуре вообще. Но при этом следует заметить, что Ренессанс не был полностью светской культурой. Это была в целом переходная культура, от феодальной, христианской к новоевропейской, буржуазной культуре. Это в частности проявилось в том, что жесткая критика церкви еще не означало отрицание самой церкви и уж тем более религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалам раннего апостольского христианства. Многие деятели Возрождения были людьми верующими и даже духовными лицами католической церкви. Вот поэтому в искусстве Возрождения так много присутствует библейских и религиозных сюжетов.

Но разница в мировоззрении средневековой и возрожденческой эпох огромна. Гуманисты привносят в европейскую культуру свободу мысли, суждений не обращая на авторитеты, опираясь при этом на критический разум. Соответственно меняется и смысл социально-нравственных категорий. Если в феодальном обществе центральной категорией была «честь», тесно связанная с идеей «благородства», то гуманисты уже не считают закономерной и предопределенной эту связь, считая «благородство» не врожденным и передаваемым по наследству, а благоприобретенным свойством. Для гуманистов не существует больше иерархического общества, где каждый человек выражает не свои личные, а сословные и корпоративные интересы. Их идеал, состоял в видении человека внесословного, автономного в своих действиях, поступках и в то же время активного, предприимчивого. Это образ человека, который сам кует свою судьбу, а, не уповая на божественное провидение. Гуманисты считали, что богом дана человеку свобода, свобода действий, а все остальное он вправе сам в себе развить и быть тем, кем он хочет. Таким образом, именно Возрождение подготовила индивидуалистическую этику, впоследствии так необходимого для новой капиталистической формации.

Но не следует и забегать вперед, человек Возрождения это еще верующий человек, но он так сильно отличается от человека эпохи средневековья. Получается одной стороны, человек Возрождения- это человек обращенный к Богу, верующий, и как и он обладает свободой действий. С другой- это человек рациональный, способный своим разумом познать мир, и на основе разума управлять своей судьбой и влиять на общество исходя из своих интересов. И, в глазах такого человека мир всегда несовершенен, он нуждается в рационализме человека и в его власти.

Сформированный Ренессансом образ человека предвосхитил тот тип личности, который станет символом западной цивилизации спустя несколько столетий. О. Шпенглер в своей цивилизационной концепции определил его как фаустовский- «деятельный, борющийся, превозмогающий, вечно неудовлетворенный собой и миром, противоположный покою. Жажда проявить свой собственный талант, стремление превзойти окружающих, неуемная энергия самореализации и яркий темперамент становятся важнейшими характеристиками «человека Возрождения».

Огромную роль в истории европейского общества сыграла также Реформация- широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы. В результате Реформации возникло новое крупное направление в христианстве- протестантизм.

В отличие от городской и узко элитарной по социальной сущности культуры Возрождения, движение Реформации было массовым народным движением. И именно Реформация с ее мировоззренческими религиозными новациями, а не культура Возрождения с ее светскими ценностями перевернула европейский мир и подготовила почву для развития капитализма.

Реформация разрушала представления о незыблемости духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и человеком. Главное новшество, вносимое в вероисповедание христианства М. Лютером и Ж. Кальвином, состоит в утверждении, что между человеком и Богом возможны только непосредственные личные отношения. Личная вера противопоставляется внешнему (обрядовому, церковному) авторитету. А это означает, что вся церковная иерархия вместе с папой, как посредники между человеком и богом для спасения его души не нужна. Человек может спастись («попасть в Рай») только личной верой в искупительную жертву Иисусу Христа. Лишенный посредничества церкви, человек теперь сам должен был отвечать перед Богом за свои поступки.

Протестантизм утверждает, что спасение может прийти к человеку не в результате церковных обрядов или «добрых дел» человека. Верующий человек с точки зрения протестантизма, это призванный Богом к спасению человек. В протестантском истолковании термина «призвание» содержится такой смысл, что все формы жизнедеятельности человека- это способы служения человека Богу. Отсюда следует, что человек должен честно трудиться, отдавать все свои силы не на аскетические упражнения, направленные на умерщвление плоти, а на конкретные дела по улучшению «божьего мира».

И хотя Реформация вызвала конфессиональный раскол Европы и кровопролитные религиозные войны в истории европейской цивилизации возникновение протестантизма сыграло исключительно важную роль. Протестантское мировоззрение основывалось на принципиально ином понимании человеческой личности. Идея божественного «предопределения», будь то лютеранское «всеобщее священство» или кальвинистская богоизбранность, приобретала ярко выраженный социальный характер. Основой мотивации человека становится ощущение индивидуальной успешности и общественного признания. Неслучайно протестантский теолог Р. Нибур называл протестантизм вершиной идеи индивидуализма в рамках христианской религии. В отличие от умозрительного творческого самовыражения «человека Возрождения», протестантизм пестовал уважение к обыденному труду, профессиональной занятости, предпринимательскому успеху. Причем все это обосновывалось божественной волей. Так Ж. Кальвин утверждал, что труд- не наказание за грехи, а, наоборот, именно в труде человек вступает в связь с Богом. Лень и праздность, прокляты Богом, а упорный труд и накопление капитала, расчетливость и благоразумие наоборот угодны Богу. Поэтому богатство и власть доставшиеся честно и используемые во благо, начинают рассматриваться как общественно полезный и праведный труд.

Здесь мы наблюдаем полный разрыв со средневековой системой мировоззрения с ее осуждения приобретенного богатства и предпринимательской деятельности. Таким образом, протестантизм разрушил самый мощный бастион христианской этики, сдерживающий развитие капиталистических отношений в Европе. В сочетании с фанатичным идеализмом и ортодоксальностью, все эти новые черты превращали протестантизм в мощное политическое и идеологическое явление, способное начать разрушение основ феодального строя в Европе. Так в Англии, именно пуританизм как религиозное течение (модифицированная национальная версия протестантизма-В.Б.), явился мощной идеологией сплотившей разнородное английское общество в революционной борьбе против королевского абсолютизма и сословного феодализма всередине XVII в. Впоследствии такие выдающиеся западные исследователи, как Р. Дж. Тоуни и Макс Вебер, увидели прямую причинно-следственную связь между протестантизмом и капитализмом. По мнению М.Вебера, европейский капитализм обязан своим происхождением протестантской этике, привившей людям такие черты, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

Действительно, именно страны (Англия, Нидерланды и др.) пошедшие по пути Реформации и где протестантизм стал государственной религией, достигли наибольших успехов в развитии капитализма и динамике общественного прогресса, в отличие от стран (Испания, Италия, Польша и т.д.) где католицизм отстоял свои господствующие позиции в обществе и по сути стал серьезным тормозом на пути развития новых буржуазных отношений.

Эпоха Возрождения и Реформации, так или иначе, трансформировали сознание европейца, его места в мире и отношение его к миру. Они разрушили негативное средневековое отношение к социальной динамике и возвели в добродетель социальную мобильность. И если средневековый человек в своем внешнем поведении делал выбор в пользу навязанной сословием социальной роли, то человек эпохи Возрождения и Реформации стремился во что бы то не стало, «быть» а не «казаться» и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками своего «Я». «Фаустовский» человек громко заявляет о своей самостоятельности и готовности взять ответственность не только за свои собственные поступки, но и за судьбы мира, за которые он также ответственен.

И Реформация и Возрождение ускорили уже начавшееся в XV- XVI вв. разложение феодальной сословно-корпоративной системы общественных отношений в Европе, придали ритм ускорения тем социальным, экономическим и культурным новациям которые произрастали в традиционном и малоподвижном феодальном обществе и тем самым подготовили переход, к Новому времени. На Западе уже в этот период, на первый план выходил не феодальный замок с родовой аристократией и с прилегающими крестьянскими деревнями и натуральным хозяйством, а шумный, освобожденный от диктата церкви город, с предприимчивыми и рационально мыслящими людьми.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

1.Перечислите основные признаки западноевропейского феодализма.

2.Что такое средневековый европейский феодализм, феодальная иерархия, вассально-сеньориальные отношения?

3.Каковы отличительные особенности западного католического христианства?

4.Почему на Востоке феодализм не стал господствуюшим строем? В каком виде и где феодализм проявлялся на Востоке?

5.В чем заключалась суть конфликта между римскими папами и императорами в средние века?

6.Каковы особенности мировоззрения и мироощущения гражданина эпохи Возрождения? Чем они отличаются от мировоззрения и мироощущения средневекового человека?

7.Какую роль на развитие буржуазных отношений в Европе сыграла Реформация?

Основная литература

1.История и культурология. Изд.3-е, перераб. И доп.: Учеб. пособие./ Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 2004.

2.История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. И перер. Изд.- Ростов н/Д: «Феникс»,2002.

3.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

Дополнительная литература

1.Блок М. Феодальное общество.- Пер. с фр. М.Ю. Кожевниковой.- М.: Изд. Им. Сабашниковых, 2003.

2.Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., Изд. «Прогресс- Традиция»,- 1996.