4.5. От Возрождения к Реформации.
Эпоха Возрождения, как ее называли в XIX в. была эпохой, переосмысления античных традиций и в каком- то смысле возврат к ним. Эпоха Возрождения характеризуется тем, что европейский человек как личность, становится в центре мироздания, наряду с Богом. Человек воспринимается как со-творец Божий. Человеческие способности и достоинства сравнивают с божественными и считаются единственным достоянием культуры. Излюбленный образ Возрождения- человек-титан, Прометей, требующий у Бога отдать ему его (человека) землю-…землю же мою оставь мне! -мотив блестяще показан в произведении раннего Гете в «Прометее». Отсюда рефреном повторяющаяся мысль у «титанов» Возрождения- человек может все, человек-царь мира. Прометеевский дух борьбы с природой, с враждебным социальным окружением и вообще борьба и война со всем что мешает достижению целей, очень характерны для европейского мировоззрения. Борьба и война стимулировали развитие и совершенствование всех политических, социальных и культурных институтов в эту героическую эпоху. Этим Европа и Запад отличались от Востока, где человек с жизненным принципом «недеяния» (в китайской культуре) должен был искать гармонию с природой и внешним миром. В то время как агрессивность и предприимчивость европейца, помноженная на рациональность и волю в достижении поставленных целей привели Запад к невиданным успехам во всех сферах жизнедеятельности.
Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление гармонически развитого человека были особенно близки европейскому Возрождению. Причем все это возрождалось в рамках христианской культуры, ранее относившейся к античному наследию крайне негативно.
На первый план, в новой системе ценностей выдвигаются ценности гуманизма, а не исключительной любви к Богу. Реабилитации подвергаются все запрещенные в средневековье сюжеты светского характера как духовного, так и материального содержания. Новые светские жизненные ценности и чувственные удовольствия и развлечения, особенно стали популярны в кругах творческой элиты художников, писателей, а также и в среде буржуазии, политиков и даже части священнослужителей. Помимо любви к античному наследию и античного идеала человека их объединяло и крайне, отрицательное отношение к средневековому мировоззрению, теологии и средневековой культуре вообще. Но при этом следует заметить, что Ренессанс не был полностью светской культурой. Это была в целом переходная культура, от феодальной, христианской к новоевропейской, буржуазной культуре. Это в частности проявилось в том, что жесткая критика церкви еще не означало отрицание самой церкви и уж тем более религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалам раннего апостольского христианства. Многие деятели Возрождения были людьми верующими и даже духовными лицами католической церкви. Вот поэтому в искусстве Возрождения так много присутствует библейских и религиозных сюжетов.
Но разница в мировоззрении средневековой и возрожденческой эпох огромна. Гуманисты привносят в европейскую культуру свободу мысли, суждений не обращая на авторитеты, опираясь при этом на критический разум. Соответственно меняется и смысл социально-нравственных категорий. Если в феодальном обществе центральной категорией была «честь», тесно связанная с идеей «благородства», то гуманисты уже не считают закономерной и предопределенной эту связь, считая «благородство» не врожденным и передаваемым по наследству, а благоприобретенным свойством. Для гуманистов не существует больше иерархического общества, где каждый человек выражает не свои личные, а сословные и корпоративные интересы. Их идеал, состоял в видении человека внесословного, автономного в своих действиях, поступках и в то же время активного, предприимчивого. Это образ человека, который сам кует свою судьбу, а, не уповая на божественное провидение. Гуманисты считали, что богом дана человеку свобода, свобода действий, а все остальное он вправе сам в себе развить и быть тем, кем он хочет. Таким образом, именно Возрождение подготовила индивидуалистическую этику, впоследствии так необходимого для новой капиталистической формации.
Но не следует и забегать вперед, человек Возрождения это еще верующий человек, но он так сильно отличается от человека эпохи средневековья. Получается одной стороны, человек Возрождения- это человек обращенный к Богу, верующий, и как и он обладает свободой действий. С другой- это человек рациональный, способный своим разумом познать мир, и на основе разума управлять своей судьбой и влиять на общество исходя из своих интересов. И, в глазах такого человека мир всегда несовершенен, он нуждается в рационализме человека и в его власти.
Сформированный Ренессансом образ человека предвосхитил тот тип личности, который станет символом западной цивилизации спустя несколько столетий. О. Шпенглер в своей цивилизационной концепции определил его как фаустовский- «деятельный, борющийся, превозмогающий, вечно неудовлетворенный собой и миром, противоположный покою. Жажда проявить свой собственный талант, стремление превзойти окружающих, неуемная энергия самореализации и яркий темперамент становятся важнейшими характеристиками «человека Возрождения».
Огромную роль в истории европейского общества сыграла также Реформация- широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы. В результате Реформации возникло новое крупное направление в христианстве- протестантизм.
В отличие от городской и узко элитарной по социальной сущности культуры Возрождения, движение Реформации было массовым народным движением. И именно Реформация с ее мировоззренческими религиозными новациями, а не культура Возрождения с ее светскими ценностями перевернула европейский мир и подготовила почву для развития капитализма.
Реформация разрушала представления о незыблемости духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и человеком. Главное новшество, вносимое в вероисповедание христианства М. Лютером и Ж. Кальвином, состоит в утверждении, что между человеком и Богом возможны только непосредственные личные отношения. Личная вера противопоставляется внешнему (обрядовому, церковному) авторитету. А это означает, что вся церковная иерархия вместе с папой, как посредники между человеком и богом для спасения его души не нужна. Человек может спастись («попасть в Рай») только личной верой в искупительную жертву Иисусу Христа. Лишенный посредничества церкви, человек теперь сам должен был отвечать перед Богом за свои поступки.
Протестантизм утверждает, что спасение может прийти к человеку не в результате церковных обрядов или «добрых дел» человека. Верующий человек с точки зрения протестантизма, это призванный Богом к спасению человек. В протестантском истолковании термина «призвание» содержится такой смысл, что все формы жизнедеятельности человека- это способы служения человека Богу. Отсюда следует, что человек должен честно трудиться, отдавать все свои силы не на аскетические упражнения, направленные на умерщвление плоти, а на конкретные дела по улучшению «божьего мира».
И хотя Реформация вызвала конфессиональный раскол Европы и кровопролитные религиозные войны в истории европейской цивилизации возникновение протестантизма сыграло исключительно важную роль. Протестантское мировоззрение основывалось на принципиально ином понимании человеческой личности. Идея божественного «предопределения», будь то лютеранское «всеобщее священство» или кальвинистская богоизбранность, приобретала ярко выраженный социальный характер. Основой мотивации человека становится ощущение индивидуальной успешности и общественного признания. Неслучайно протестантский теолог Р. Нибур называл протестантизм вершиной идеи индивидуализма в рамках христианской религии. В отличие от умозрительного творческого самовыражения «человека Возрождения», протестантизм пестовал уважение к обыденному труду, профессиональной занятости, предпринимательскому успеху. Причем все это обосновывалось божественной волей. Так Ж. Кальвин утверждал, что труд- не наказание за грехи, а, наоборот, именно в труде человек вступает в связь с Богом. Лень и праздность, прокляты Богом, а упорный труд и накопление капитала, расчетливость и благоразумие наоборот угодны Богу. Поэтому богатство и власть доставшиеся честно и используемые во благо, начинают рассматриваться как общественно полезный и праведный труд.
Здесь мы наблюдаем полный разрыв со средневековой системой мировоззрения с ее осуждения приобретенного богатства и предпринимательской деятельности. Таким образом, протестантизм разрушил самый мощный бастион христианской этики, сдерживающий развитие капиталистических отношений в Европе. В сочетании с фанатичным идеализмом и ортодоксальностью, все эти новые черты превращали протестантизм в мощное политическое и идеологическое явление, способное начать разрушение основ феодального строя в Европе. Так в Англии, именно пуританизм как религиозное течение (модифицированная национальная версия протестантизма-В.Б.), явился мощной идеологией сплотившей разнородное английское общество в революционной борьбе против королевского абсолютизма и сословного феодализма всередине XVII в. Впоследствии такие выдающиеся западные исследователи, как Р. Дж. Тоуни и Макс Вебер, увидели прямую причинно-следственную связь между протестантизмом и капитализмом. По мнению М.Вебера, европейский капитализм обязан своим происхождением протестантской этике, привившей людям такие черты, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.
Действительно, именно страны (Англия, Нидерланды и др.) пошедшие по пути Реформации и где протестантизм стал государственной религией, достигли наибольших успехов в развитии капитализма и динамике общественного прогресса, в отличие от стран (Испания, Италия, Польша и т.д.) где католицизм отстоял свои господствующие позиции в обществе и по сути стал серьезным тормозом на пути развития новых буржуазных отношений.
Эпоха Возрождения и Реформации, так или иначе, трансформировали сознание европейца, его места в мире и отношение его к миру. Они разрушили негативное средневековое отношение к социальной динамике и возвели в добродетель социальную мобильность. И если средневековый человек в своем внешнем поведении делал выбор в пользу навязанной сословием социальной роли, то человек эпохи Возрождения и Реформации стремился во что бы то не стало, «быть» а не «казаться» и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками своего «Я». «Фаустовский» человек громко заявляет о своей самостоятельности и готовности взять ответственность не только за свои собственные поступки, но и за судьбы мира, за которые он также ответственен.
И Реформация и Возрождение ускорили уже начавшееся в XV- XVI вв. разложение феодальной сословно-корпоративной системы общественных отношений в Европе, придали ритм ускорения тем социальным, экономическим и культурным новациям которые произрастали в традиционном и малоподвижном феодальном обществе и тем самым подготовили переход, к Новому времени. На Западе уже в этот период, на первый план выходил не феодальный замок с родовой аристократией и с прилегающими крестьянскими деревнями и натуральным хозяйством, а шумный, освобожденный от диктата церкви город, с предприимчивыми и рационально мыслящими людьми.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля:
1.Перечислите основные признаки западноевропейского феодализма.
2.Что такое средневековый европейский феодализм, феодальная иерархия, вассально-сеньориальные отношения?
3.Каковы отличительные особенности западного католического христианства?
4.Почему на Востоке феодализм не стал господствуюшим строем? В каком виде и где феодализм проявлялся на Востоке?
5.В чем заключалась суть конфликта между римскими папами и императорами в средние века?
6.Каковы особенности мировоззрения и мироощущения гражданина эпохи Возрождения? Чем они отличаются от мировоззрения и мироощущения средневекового человека?
7.Какую роль на развитие буржуазных отношений в Европе сыграла Реформация?
Основная литература
1.История и культурология. Изд.3-е, перераб. И доп.: Учеб. пособие./ Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 2004.
2.История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. И перер. Изд.- Ростов н/Д: «Феникс»,2002.
3.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
4.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебник-учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
Дополнительная литература
1.Блок М. Феодальное общество.- Пер. с фр. М.Ю. Кожевниковой.- М.: Изд. Им. Сабашниковых, 2003.
2.Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., Изд. «Прогресс- Традиция»,- 1996.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.