3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
Современный Запад и западная цивилизация уходит своими корнями в античность. Древним грекам хорошо были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии принципиально новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция, приняв культурный багаж восточной традиции, тем не менее, порывает с ней, создав свою духовную традицию в которой не коллектив, а индивид оказывается в центре мироздания. В средневековой и христианской Европе наблюдается заметный откат от этой традиции, тем не менее, она избирательно и частично наследуется. Но уже с эпохи Возрождения и Нового Времени античная традиция в полной мере торжествует в Европе на базе развития еще более прогрессивных, капиталистических отношений. С этого времени на Западе в интеллектуальной среде прочно входит в сознание идея, что именно с греков начинается рождение цивилизации Запада. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом,- это Запад, это Европа»,- писал западник А.Герцен.
Каковы же характерные особенности античной культуры? В античной Греции, по аналогии с Востоком, в сознании людей и в жизни общества господствующее положение тоже занимало религиозно-мифологическое мировоззрение. Но и здесь были существенные различия. Античное мировоззрение космологично. Космос по гречески- это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостояшее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежит мера и гармония. Причем мера понимается как характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем»,- полагает философ Демокрит. «Ничего слишком!»- учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Апполона. Такой же пиетет и по отношению к гармонии, она является одной из важнейших категорий античной культуры. Поскольку гармония понималась греками как основная черта бытия. Гармония понималась греками как единство в многообразии, «внутренняя природа вещей».
Жизнь античного полисного общества постоянно ставила вопросы, которые, нельзя было решить с использованием чувственных мифологических представлений. Античная философия, начиная с Сократа, все более погружалась в дебри абстрактного мышления, этим сильно отличаясь от мудрецов Китая и Индии, больше полагающиеся на интуицию и медитативное созерцание. Философия греков, провозглашавшая победу Логоса над мифом, также отвечала потребностям личностной ориентации человека, порывавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как наилучшему способу решения всех проблем. Образованные афиняне того времени все сильнее увлекались мыслью, что рациональный анализ и дискуссия является более надежным инструментом постижения мира, чем опыт, толкование оракула, религиозный обряд или героический эпос. Со временем, авторитет разума, его приоритет над чувствами, интуицией и становится необходимым достижения успеха не только в научных исследованиях, но и в экономике, государственном управлении, правовом законодательстве. Именно эта тенденция становится основополагающей не только для родившейся в греческом мире западной философии, но и для формирования западного мировоззрения вообще.
Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важнейших элементов западной культуры-рациональность. Космологизм (представление о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, то есть человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими артефактами. Такой подход определял отношение людей и к их земной жизни. Любовь к повседневным радостям земной жизни, преимущество жизни перед смертью очень отличало античного грека от индуса, японца и другого представителя восточного типа культуры. Это было принципиальным отличием античной культуры от Востока и это делало их по настоящему, непобедимыми. В то время как Восток демонстрировал и культивировал философию смерти и начиная с греков, римлян и европейцев не раз оказывался побежденным Западом, в традиции которого была победа жизни над смертью. Опять все те же греки сформировали «мораль успеха» и «культуру стыда» по отношению к человеческим достижением и поражениям. Греки всячески чествовали победителей во всех областях жизни, создав своего рода культ победителя. На древнегреческом языке сам факт победы обозначался термином kalon (нечто прекрасное, достойное похвалы), тогда как для побежденного факт поражения всегда обозначался- aischron (нечто постыдное, низкое), причем совершенно не учитывались обстоятельства победы и поражения или права сторон. Может быть отсюда, берет начало, современная, западная традиция культивирования морали успеха, и общественного неприятия «неудачников»?
Полисный строй (город-община) воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные возможности и способности каждого человека. Именно они были возведены в высший принцип: свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин- таков идеал античности. В достижении идеала важную роль сыграло соединение чувства гражданского коллективизма и агонистического (состязательного) начала в древнегреческой морали.
Агон, т.е. состязательное начало, утверждает в греческом обществе идею о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет, славу и уважение зрителей. Именно с атлетических состязаний (олимпийские игры), берет свое начало греческий агон. Состязательность, борьба с неупорядоченным Хаосом, богоборчество воспитывало в греках стремление к власти над материей, природой, миром. В качестве инструмента для установления своего господства ими был выбран Логос, разум.
Затем стремление к славе, общественному признанию все больше впитывается в античную культуру. «Хлеба и зрелищ»-таков стал девиз формирующейся зрелищной (массовой) культуры. А дальше пошло развитие впервые в истории зачатков массовой, публичной культуры (цирк, гладиаторские бои и т.д.). Стремление к славе, общественному признанию стало своеобразным механизмом формирования в античном мире, затем на Западе личности нового типа, доселе неизвестного и абсолютно чуждого Востоку. Там, наоборот многими великими мыслителями (Лао-цзы, например) утверждалось: знающий молчит, незнающий говорит. Выдающийся индийский мыслитель Вивекананда считал Будду, Христа, которых знают, героями второго порядка по сравнению с более великими, о которых мир не знает ничего, которые проходят молча, ничего не добиваются, потому что знают истинную цену мысли. Но так, утверждают на Востоке. А в античности состязательное начало и стремление человека к общественному признанию способствовало появлению новых этических ценностей: социальному новаторству, личной ответственности. Это воспитывало и стремлению к лидерству. На этом строилось греческое образование, целью которого было не подготовка профессионала, в какой либо области, а воспитание ответственного гражданина. Наука, в том виде, в каком создали ее греки, уже представляет собой результат культурного переворота наносящего сильнейший удар по сакрализации иррациональных основ традиционного мировоззрения, на котором, держался весь мир тысячелетиями. Безусловно «греческое чудо» не могло состояться без рационализма, состязательности, научного мировоззрения и полисной демократии, которая в совокупности позволила им стать на рельсы прогрессивного развития общества и уйти в отрыв от восточных обществ, во многих областях общественной и культурной жизни.
Греки выработали и принципиально другой тип ментальности. Гордый, самодовлеющий, свободный грек опираясь на возможности своего разума, развитого чувства гражданской ответственности изгоняет из окружающего его мира все мистическое, непознанное, варварское и этим очеловечивает мир, позволяющий, ему всюду чувствовать себя дома. Именно грекам принадлежит также честь открытия гуманистической этики, которая, как известно, выражена в крылатой фразе Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру, постоянное социальное обновление, культурное новаторство, делают возможным, одновременное зарождение в Греции истории, философии и художественной литературы. Греки создают шедевры в области науки, искусства и архитектуры, т.е. очеловечивают мир, приспосабливают его к человеческим потребностям.
Безусловно, революционные тенденции античной культуры по тем временам не могли бы получить такого развития без благоприятной социальной среды формирующую такую культуру. А всему этому благоприятствовала насыщенная жизнь античных городов с их развитой торговлей, частнособственническими отношениями и гражданским правосознанием свободных граждан античного города. Именно этого и не было в восточных городах и государствах.
Приблизительно в (VII- VI вв. до н.э.) греки осознают свое цивилизационное и культурное отличие от восточного мира с его религиозным фанатизмом, иррациональным мышлением и безволием, деспотизмом и человеческим бесправием. Именно греки первыми сформировали и зафиксировали дихотомию Восток-Запад, противопоставив варварскому Востоку эллинский (культурный и цивилизованный) мир, который и стал родиной Запада.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.