logo

14.4. Иран в XIX-начале XX вв.

Говоря о модернизации Ирана (Персии) следует иметь в виду что это государство, географически было более удалено от западных стран ( было более «восточным» не только в географическом плане, но и социально-культурном плане) и не имело в отличие от Османской империи многочисленных и предприимчивых в буржуазном отношении христианских общин (за исключением армян). Таким образом, отсутствие многочисленных и хорошо налаженных контактов с западноевропейцами осложняло проведение модернизации в этой стране.

Еще одним важнейшим фактором было наличие мощного влияния на власть шиитского духовенства, обладавшего исключительным влиянием на местное население. С другой стороны шиитский ислам и духовенство, в потенциале не выступал таким уж непреодолимым препятствием для реформ в Иране. Шиизм в качестве социально мобилизующего фактора в стране мог сыграть ключевую роль в зависимости от хода реформ, возможности компромисса власти и духовенства, либо в сторону их одобрения, либо категорического неприятия. И этот фактор как показали события, сработал не в пользу реформаторов.

В начале XIX в. правители Ирана стали благосклоннее относиться к европейскому культурному влиянию и заимствованиям в военно-технической области. За влияние на Иран развернулось острое соперничество между английскими и французскими военно-политическими миссиями, в которых победа осталась за англичанами. Военные поражения Ирана и территориальные потери в войнах с Россией (1804-1813) и (1826-1828), подтолкнули руководство страны в необходимости преобразований. Но ключевую роль сыграл внутренний фактор -религиозно-социальное народное бабидское восстание в 1848-1850 гг.

В 1844 г. сеид Али- Мохаммед объявил себя Бабом- «дверью» (или воротами»), через которые ожидаемый двенадцатый имам в качестве мессии Махди вот -вот должен спуститься на землю. Впоследствии он объявил себя этим имамом и провозгласил новое радикальное социальное учение с ярко выраженными эгалитарными идеями. Несмотря на жестокое подавление этого восстания, антиправительственное знамя бабидов подхватил Хусейн Али назвавший себя Бехаулла. Он заявил себя сторонником ненасильставенных действий и восприняв многое из западных идей, выступил против войн, за терпимость, равноправие, передел имущества в некую наднациональную всемирную общность. Несмотря на поражение, и бабизм и бехаизм тем не менее подготовили почву к необходимым преобразованиям.

Убежденным реформатором и идеологом иранских реформ стал мирза Таги-хан более известный как Амир Низам, назначенный в 1848 г. первым визирем, затем и первым министром. Он побывав в Османской империи и России сумел убедить шаха Наср эд-Дина (1848-1896 г.г), в необходимости преобразований.

В первую очередь, была реорганизована армия, устранены наиболее стеснительные для развития государства средневековые порядки. Появились государственные мануфактуры, основана высшая школа Дар- оль- Фонун (Дом наук), в которой училось около 200 студентов. Молодых иранцев отправляли за границу для обучения, а в страну стали приглашать европейских преподавателей. Амир Низам пытался ограничить влияние высшего духовенства на государственные дела, чем и навлек на себя непримиримую консервативную оппозицию во главе с лидером тегеранского духовенства.

Консервативное духовенство вместе с принцами дома шаха смогло убедить шаха во губительности реформ Амир Низама. Последний в конце 1851 г. был смещен со всех постов, сослан и вскоре казнен. Тем не менее, реформаторский почин Амир Низама не пропал, его подхватил Мальком-хан который будучи на дипломатической службе во Франции даже вступил в масонскую ложу. Вернувшись на родину, Мальком-хан создал в 1860 г. просветительско-религиозную организацию, напоминавшую по форме масонскую ложу Фарамушхане, в которой было много высокопоставленных лиц, включая и сына самого шаха. Эта организация занималась пропагандой под религиозной оболочкой (светское учение в религиозном обществе вообще не было бы воспринято) идей и ценностей Французской революции: свобода личности и собственности, свобода мысли и вероисповедания, свобода слова, печати, собраний, равенство прав и т.п. Но традиционалисты и консервативное духовенство не дремали, они смогли и на этот раз убедить шаха в губительности для самой исламской веры, деятельность этой организации. В результате в октябре 1861 г. Фарамушхане была распущена, а сам Мальком-хан весьма известный на Западе был выслан в почетную ссылку на дипломатическую работу.

Следующая попытка реформирование страны была предпринята в 1870 г. шахским назначенцем -премьером Хусейном-ханом. Карт-бланш на проведение реформ выдал сам шах, который неоднократно посещал Россию и Европу и, самолично убедился в необходимости реформ. Была проведена административная реформа. Появились светские школы. Но реформы в основном заключались в широкой раздаче промышленных и природных ресурсов в монопольную разработку английским и русским капиталистам. Сами мероприятия носили весьма поверхностный характер и не затрагивали основ существующего строя. Но и в этот раз даже такие осторожные реформы вызвали резкое противодействие консерваторов, в первую очередь духовенства и в 1880 г. под их напором шах уволил Хусейн-хана.

Реформы внутри общественно-политической системы почти прекратились, зато правительство все больше открывало дорогу перед иностранными компаниями. В конце XIX в. страна была поставлена почти под полный контроль английского и российского капитала. Страну наводнили дешевые иностранные фабричные товары, конкуренция с которыми подрывала местное ремесло и тормозила создание национальной промышленности. Собственно национальной промышленности и не было, ее заменяла иностранная, в основном английская промышленность. В результате, Иран превратился в сырьевой придаток европейских держав и рынок сбыта западной (включая и российскую) продукции. Англичане фактически контролировали богатый нефтью юг страны, Россия закрепилась свое влияние на севере Ирана. Обе державы: Россия и Великобритания активно соперничали друг с другом в Иране. Фактически страна была превращена в полуколонию двух держав. Свыше 80% всего торгового оборота Персии приходилось на эти две страны, причем по двусторонним соглашениям предусматривался беспошлинный ввоз или крайне низкое обложение товаров этих двух стран. В целом колониализм Великобритании и России ускорил разложение традиционных отношений в Иране, привел к возникновению просветительского движения иранской интеллигенции и способствовал пробуждению национального самосознания и постепенному формированию буржуазной идеологии. Начавшийся распад традиционных социальных связей ставил вопрос о будущем страны, вызывал интерес к идее общественного прогресса вообще и к поискам путей дальнейшего развития попавшего в полуколониальную зависимость Ирана. Просвещенная иранская элита все более осознавала, что попытка избежать западных новшеств, это путь в никуда. Проблема заключалась в том, каким образом совместить господствующее традиционное шиитское мировоззрение с неизбежностью внедрения более светских (европейских) форм жизни, чтобы окончательно не превратиться в колонию? Но эта проблема так и не была решена.

В начале XX века социально-политическая обстановка в Иране была очень напряженной. В оппозиции правящему режиму были широкие слои населения: рабочие, национальная буржуазия, феодалы и даже часть духовенства. Недовольство шахским режимом и хозяйничанием иностранцев вылилось в революцию 1905-1911 гг. Сразу же сказалось влияние внешнего фактора- революции в России. К тому же на заработках в России работало много рабочих-отходников.

Под давлением революционным масс, шахом была подписана конституция и открыт в 1906 г. меджлис (парламент). В 1907 г. меджлис законодательно утвердил основные гражданские права и свободы и создал светские суды. Повсеместно стали возникать органы местного самоуправления, политические, религиозные и профессиональные клубы и организации. Англия и Россия, почувствовав угрозу свои интересам в Иране, встали на стороне реакции, оказывая серьезную военную помощь шаху. Когда эти меры не помогли, в 1911 году в Иран вступили войска России на севере и войска Англии на юге. В декабре 1911 г. в стране произошел контрреволюционный переворот, меджлис был распущен, вся власть вновь перешла к шаху. Тем не менее, революционная смута с большими эпизодами гражданской войны была не напрасной, она подготовила почву для возможной модернизации иранского общества.