16.2.Исламский мир до 1945 года.
Накануне первой мировой войны исламский мир только- только пробуждался (возникновение и распространение панисламизма было тому подтверждением) от долгой спячки, вызванной глубокой деградацией его традиционных институтов власти и общества. Османская империя была единственная из исламских стран не раставшаяся с принципами великодержавия и рискнувшая вступить в первую мировую войну, для упрочения своей империи и даже ее масштабного расширения под лозунгами пантуранизма на стороне Германии. Вот как видный турецкий идеолог пантуранизма Омар Сейфеддин заявлял накануне войны об имперских планах османов в ноябре 1914 г.: «Это война нации за идеал и одновременно религиозная война. Потому мы сначала спасем и примем в свои политические границы тюрок, наших братьев по религии и языку, находящихся под гнетом русских. Мы сначала отберем у русских Кавказ, а затем будем постоянно двигаться в Туркестан, который является нашей родиной и в котором проживает 50 млн. тюрок-мусульман». С завоеванием Кавказа, которое планировалось в первый период войны, национальная мощь Османского государства, по мнению Сейфеддина, возрастет вдвое, а после вхождения Средней Азии, Туркестана, Южной Сибири, Памира «в политические границы» империи «правительство западных тюрок, наконец перестанет быть османским, и будет создано подлинно великое правительство тюрок и мусульман- государство Туран». Но первоначально, поражения на фронтах лишь усугубили внутреннюю шаткую имперскую конструкцию османов и только на последнем этапе войны османское правительство приблизилась к своим заветным, имперским планам. Это произошло вследствии русской революции, развала русского фронта и подписание крайне выгодного для Четвертного блока Брестского мира. Турки оккупировали территорию Армении, вместе с немецкими войсками вошли в Грузию, образовали Восточно-Кавказскую мусульманскую республику- Азербайджан, полностью зависимую от турок, претендовали также на протекторат над северокавказской федерацией горцев. В планах правительства младотурок было превращение Черного и Каспийского морей во внутренние «туранские озера». Однако триумф германского блока, а вместе с ним и осуществление грандиозных имперских планов Турции было недолгим.
В результате поражения в войне Османская империя не только потеряла весь имперский статус и свои владении, но и висела на волоске от полной потери своего национального суверенитета. 10 августа 1920 г. был подписан договор в Севре. Договор зафиксировал потерю Турцией Сирии, Ливана, Палестины и Ирака, мандат на управление которыми был передан Лигой Наций Англии и Франции, а также ряда других арабских территорий, формально получивших независимость, но оставшихся под опекой западных держав. Европейские державы, Англия и Франция на пике своего последнего империалистического успеха поделили арабские провинции бывшей Османской империи. Западные державы, захватив все территории бывшей империи, оккупировав Анатолию, в отмеску за геноцид армян и ассирийцев строили планы по решению уже собственно турецкого вопроса. Американский президент Вудро Вильсон предлагал навсегда избавить Европу от «турецкого бича ислама» и от русской «большевистской заразы». План Англии состоял в том, чтобы расчленить Турцию, передав важнейщие ее части зависимым от Англии Греции, дашнакской Армении, проектируемому полунезависимому Курдскому государству, а зону проливов и Стамбул поставить под международный контроль, но под английские гарантии. По замыслу французского советника правительства Ж.Клемансо, А. Гардье, «вся Восточная Анатолия, Киликия, Сирия, Палестина и другие арабские государства должны были стать мандатами союзных государств». По подготовленному греческому меморандуму Греции предусматривалось передачу всей Западной Анатолии и установление международного статуса над Стамбулом, и объявление «вольного города-порта» Измира (Смирна). Из восточной Анатолии, где предполагалось создать также греческое мини-государство под мандатом Лиги Наций, а всех турок вообще предполагалось депортировать.
Историческую судьбу Турции решил кемализм, опиравшейся на военную и экономическую помощь Советской России. Причем кемализм по существу стал новой националистической версией тюркизма. Кемаль Ататюрк возглавивший турецкое революционное правительство в 1920 г., в крайне безвыходной для страны ситуации, обратился за помощью к бывшему заклятому врагу-России. Это было очень естественно в ситуации когда два международных «изгоя»- Советская Россия и Турция забыв исторические обиды объединились против общего врага- Запада. К тому же, новая Россия объявила себя освободительницей всех угнетенных народов и непримиримым врагом западных империалистов, снискала на всем Востоке и в первую очередь, вТурции уважение и общественные симпатии. Сам Мустафа Кемаль, был идеологическим противником идей коммунизма, но это не помешало ему сблизиться с советской Россией. 16 марта 1921 г., в Москве был подписан советско-турецкий договор о дружбе и братстве между двумя странами. По этому договору обе стороны объявляли отмененными все старые кабальные договоры, навязанные Турции западными державами (в первую очередь, Севрский договор) по условиям окончания первой мировой войны, включая и выплату репараций. В то же время договор был выгоден и Советской России, так как он, предусматривал невмешательство Турции в дела Северного Кавказа и Закавказья, и это давало полную «свободу рук» Красной Армии в отношении меньшевистской Грузии.
По договору 1921 года Турция получала много хлеба, оружия и 10 млн. рублей золотом и это при том что в России в это время лютовал страшный голод, голодали миллионы людей, но большевики ради политических целей- сотрудничества с Турцией, привносили в жертву жизни десятки тысяч своих сограждан. Кстати подобная порочная внешнеполитическая практика большевиков не раз затем повторялась. В начале 30-х гг. в годы страшного голода в СССР, советская мука, сахар, зерно вывозилась и продавалась по бросовым ценам в Хиджазе, Йемене, Египте, Эритреи, Джибути. В 1932 году (в год страшного голода) СССР предоставил той же Турции кредит в размере 8 млн. долларов. Конечно такие широкие «жесты» большевистской России Восток оценивал положительно. Но очень уж, дорогой ценой (буквально ценой жизни своих людей) российские большевики покупали благосклонность Востока. К этому, следует добавить весьма точное замечание советского и российского востоковеда и журналиста-международника Алексея Васильева: «Внешнюю, как и внутреннюю политику СССР определяли или люди убеждений, которые во имя своих идеологических принципов готовы были переступить через нормы морали и права, выработанные человечеством, пожертвовать другими, а иногда (гораздо реже) и собой, или люди, с самого начала готовые на все ради выживания, продвижения по иерархической лестнице, личной материальной выгоды. Они и поглотили первых, ибо для идеалистов- «идеологов» бюрократическая структура люмпен-пролетарской диктатуры в СССР не была приспособлена».
В результате помощи России и благодаря взрыву турецкого патриотизма Кемалю Ататюрку удалось разбить греческих интервентов и освободить все занятые войсками Антанты территории Турции осенью 1922 года. Сам Кемаль Ататюрк высоко оценивал помощь России: «Победа новой Турции, была бы невозможна, если бы не поддержка России. Она помогла Турции и морально и материально. И было бы преступлением, если бы наша нация забыла об этой помощи». Однако как показали последующие события Турция союзником новой России так и не стала. Осенью 1923 года Турция была провозглашена светской республикой, с однопалатным парламентом, но только в 1924 году в Турции окончательно ликвидирован халифат. Начались решительные реформы по модернизации турецкой политической и социально-экономической системы, которые приблизили Турцию к западной капиталистической модели, правда с сохранением жесткого авторитарного режима и частичного контроля власти над бизнесом. В 1927 г. в Турции вводится алфавит западного типа. Женщины сняли чадру, а ислам был отделен от государства. В стране были закрыты все шариатские суды и школы медресе. Вводилась одежда европейского покроя, европейский календарь и летоисчисление. В 1931 году на съезде единственной правящей Народно-Республиканской партии была выдвинута программа политического и экономического развития страны (республиканство, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность). В то же время в экономике последовательно проводилась национализация иностранных предприятий. Начался перевод западных учебников, студенты поехали на учебу в Европу. Большим достижением явилось создание светской преимущественно моноэтнической турецкой нации. Все эти реформы вестернизаторского типа не могли сблизить Турцию с СССР, зато укрепили в ней симпатии к Западу, сохраняя при этом неплохие отношения с СССР.
С приходом к власти Гитлера в Германии в Турции вновь возобладали прогерманская ориентация и в турецком руководстве возродились, казалось бы забытые османские мечты о захвате всего Кавказа. Уже в 1940 году советская разведка докладывала что в «случае предполагаемого возникновения военных действий между Германией и СССР турки намерены выступить против Советского Союза с целью отторжения Кавказа и образования на его территории Второй Кавказской Федерации». В июне 1941 года фашистская Германия и Турция подписали договор о «дружбе». Во время советско-германской войны, Турция, формально оставаясь нейтральным государством, вовсю поддерживала гитлеровскую Германию. И только поражения немецких войск, сначала под Москвой, а затем под Сталинградом удержали Турцию от вступления в войну против СССР.
Более пассивная роль в международных отношениях на мусульманском Востоке была у Ирана. В годы Первой мировой войны Иран подвергся оккупации англо-русскими войсками, после окончания ее в феврале 1921 года персидскими казаками (выходцы из русских казаков) во главе с Реза-ханом в Иране был произведен государственный переворот в результате которого было свергнуто пробританское правительство. Новое правительство Ирана подписало равноправный для обеих сторон (выгодный больше для России, так как договор позволял в случае осложнения ситуации в Иране вводить туда советские войска- В.Б.) советско-иранский договор (1921 г.) и аннулировало кабальное для Ирана англо-иранское соглашение 1919 года. Новый шах Ирана с 1925 г. Реза- шах стал проводить в стране политику частичной модернизации и вестернизации политики, экономики и культуры, пытаясь избавить иранское общество от одиозных средневековых традиций. Во внешней политике Иран, начиная с конца 30-х гг., стал попадать в орбиту германского влияния. Страна к 1941году была буквально наводнена немецкими военными советниками, разведчиками и оружием. Из проживавших в Тегеране немцев создавались особые военизированные формирования. Вместе с профашистски настроенной частью иранского офицерства они должны были совершить военный переворот в случае отказа правительства Ирана вступить в войну против СССР.
В годы второй мировой войны, мусульманский мир оказался вовлеченным в противоборство между странами «оси» (Германия, Италия, Япония) и державами антигитлеровской коалиции. Германия приложила немалые усилия, чтобы склонить на свою сторону мусульманский мир в войне против Англии и СССР. Гитлеровская пропаганда умело разжигала среди жителей мусульманских колоний западных стран антианглийские и антифранцузские настроения, представляя нацизм и итальянский фашизм защитниками и «освободителями» мира Ислама. В эти регионы немцы направляли разведчиков, советников, пропагандистов, которые вели подрывную деятельность в этих колониях и полузависимых странах типа Египет, Иран, Афганистан. В результате такой деятельности «пятые колонны» нацизма и фашизма на рубеже 30-40-х гг. действовали во многих странах и территориях Ближнего и Среднего Востока. Создавалась опасная ситуация вследствии прихода сюда войск, стран «оси», утверждения во власти профашистских марионеток и участие многомиллионных мусульманских формирований на стороне Германии, и ее союзников. В Турции, Иране и даже Египте открыто действовали профашистские организации. Например, Иран к 1941году была буквально наводнена немецкими военными советниками, разведчиками и оружием. Из проживавших в Тегеране немцев создавались особые военизированные формирования. Вместе с профашистски настроенной частью иранского офицерства они должны были совершить военный переворот в случае отказа правительства Ирана вступить в войну против СССР. Наличие общего врага в виде фашизма сблизило политику СССР и Великобритании на мусульманском Востоке. Более того советская пропаганда на время прекратила здесь вести антизападную, антиколониальную пропаганду. Чтобы воспрепятствовать установлению профашистского режима в Иране, Великобритания и СССР в августе 1941 года ввели в страну свои войска.
После поражения во Второй мировой войне германского блока, на мусульманском Востоке вновь вспыхнуло противоборство между советской Россией и западными державами, в первую очередь США и Великобританией. Сталин, используя свое превосходство в сухопутных войсках, намеревался одним ударом овладеть Турцией и Ираном и установить там прокоммунистические марионеточные режимы. В Иране была попытка установить просоветский режим через контролируемых Кремлем курдских и азербайджанских повстанцев и при поддержке размещенных в Иране советских войск. Турции советское руководство предъявило жесткий ультиматум возвращения Карса, Ардагана и размещение советских военных баз в проливах Босфор и Дарданеллы. В случае отказа от выполнения ультиматума (в чем советское руководство не сомневалось) на границах с Турцией была сформирована мощная советских группировка войск, которая должна была раз и навсегда решить «турецкий вопрос». Чтобы обеспечить надежность тыла, предполагаемой военной операции, еще в 1944 году, с прилегающей к границам Турции советской территории были депортированы родственные туркам, мусульманское население, так называемые турки-месхетинцы.Но, советскую экспансию в Турцию и Иран остановила возможная война с США и Великобританией. Находясь под жестким давлением США и Великобритании, Сталин, учитывая фактор наличия ядерного оружия у США и разрушенную войной экономику страны, не рискнул на новую масштабную войну с Западом из-за исламского Востока. СССР вынудили отказаться от ультиматума в адрес Турции и вывести войска из Ирана в 1946 году. По сути это было явное поражение на Среднем Востоке советской России. Последствия его были следующие: Турция сплотившись на антирусской и антисоветской основе вошла в блок НАТО и стала вновь заклятым противником России, Иран подавив просоветские движения сепаратистов- курдов и азербайджанцев, также примкнул к западному, антисоветскому блоку.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.