13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
Российская империя в XIX веке достигла своего максимума в расширении границ и включения обширных территорий в свои владения. Такими территориями явились: Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Польша (1815), Северный и Южный Кавказ (первая половина XIX в.), Средняя Азия (60-70-80-е гг. XIX в.). В то же время значительная часть населения этих территорий в силу исторических и культурных корней, а также конфессиональной общности ориентировались на Россию, что облегчало царскому правительству задачу инкорпорирования их в состав евроазиатской империи.
Надо отметить благоприятную в то время для расширения русского влияния обстановку на Кавказе и в Средней Азии. Эти территории представляли собой мозаику средневековых владений с типично восточно-деспотическими режимами, неизбежными спутниками которых были кровавые междоусобицы. В ряде случаев вопрос стоял о выживании целых народов из-за угрозы нападения более сильных соседей. В этих условиях многие правители и население не только не оказывали сопротивления русскому проникновению, но и сами стремились перейти в русское подданство.
Следует подчеркнуть, что вопрос о присоединении к России чаще всего первой ставила сама местная знать, явно стремившаяся с помощью сильной власти русского царя укрепить свое положение. Прорусской ориентации часто придерживались и широкие слои населения, надеясь, что русские власти защитят их от притязания «своих» верхов.
Подчас Россия не шла на прямое присоединение территорий, ограничиваясь установлением протектората (Бухарский эмират, Хивинское ханство, Тува в XIX в.). При этом русское правительство учитывало особенности географического положения, этнический состав, историю и социально-экономическое развитие всех этих районов.
В России повсеместно широкой практикой стало явление, немыслимое в других империях, когда в правящую верхушку общества вливались на равноправной основе представители, говоря сегодняшним языком, «нацменьшинств». Эта практика была все время существования государства, вплоть до настоящего времени, и в разное время среди политической и финансовой элиты страны оказались Юсуповы, Лорис-Меликовы, Гукасовы, Багратионы, Лианозовы, Разумовские и др. Например в 1762 году 41% из числа 402 высших офицеров и половина из четырех офицеров самого высокого ранга были нерусскими три четверти из них— немцы. Но даже и в XIX в. в Российской империи 38% из 550 генералов носили нерусские фамилии, причем почти половина из них происходила из Прибалтики, Польши и с Кавказа
При этом ряд территорий с европейским населением (Польша и Финляндия) получали из рук российского правительства непросто широкую автономию, но даже конституционное устройство, немыслимое в то время для всей страны. Так, согласно дарованной Польше Конституции император России являлся одновременно царем польским и управлял ею с помощью наместника, назначаемого из членов царской фамилии (впоследствии из наиболее доверенных чиновников). Законодательную власть в Польше осуществлял польский Сейм, состоящий из двух палат. Исполнительные функции осуществляли под председательством наместника Государственный совет. И только после подавления польского восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил Сейм и прежний Государственный совет. Министерства были заменены комиссиями, воеводства были переименованы в губернии, а польская армия была упразднена. Однако сформированный в 1831 г. был Комитет по делам Царства Польского, предусматривал еще значительную автономию для поляков.
Очередное польское восстание 1863 –1864 гг. поставило крест на польской автономии. Теперь, поляки-католики не могли впредь назначаться на большинство должностей на государственной службе. Польский и литовский языки были изгнаны из государственной школы. Царство Польское упразднялось и стало называться Вислинскими губерниями.
В результате русско-шведской войны 1808 – 1809 гг. и Фридрихгамского мирного трактата Швеция уступила России Финляндию и Аландские острова. Присоединенные финские земли получили статус «Великого княжества Финляндского» Высшая власть на территории княжества принадлежала российскому императору и назначенному им генерал-губернатору. Княжество имело большую автономию и разделялось на 8 губерний, 49 уездов и 33 города. Она имела свой законодательный орган (Сейм), правительство (Совет, с 1816 г. Сенат), широкое местное самоуправление. Финский Сенат имел право заключать внешние займы, регулировать внешнеэкономическую деятельность с иностранными государствами. Без согласия Сейма не мог быть принят ни один закон, касающийся внутреннего устройства Финляндии. Финские поданные в русской армии не служили. Финляндия имела даже свою национальную валюту-марку. Поскольку финны в отличие от поляков не поднимались на борьбу с выгодным для них иноземным режимом, то финская автономия просуществовала вплоть до начала XX века.
Только после 1907 г. финская автономия была существенно урезана. Было создано Особое совещание по делам Финляндии, занявшееся подготовкой соответствующих законопроектов. Перед войной 1914-1918 гг. упразднен финляндский сейм, и на финскую территорию распространено было общегосудасрственное управление. Однако на деле упразднить целиком финскую автономию перед революцией так и не удалось.
Экспансия России на Северном Кавказе была вызвана целым комплексом причин: геополитических, торговых, цивилизаторско-культурных и т.д., но при явном доминировании геополитического фактора. Но, так или иначе, при выходе России в Закавказье, в Персию и на Ближний Восток, Северный Кавказ всегда вставал на пути России и был помехой в российской экспансии на юг. К тому же исламизированные северокавказские общества представляли собой удобный геополитический плацдарм для противников России (Турции и Ирана) и традиционно тяготели к родственной в конфессиональном плане Османской империи. Накануне своего присоединение Северный Кавказ представлял собой калейдоскопическую мозаику многочисленных народов и языков. Северокавказские общества были архаичны и почти не имели традиций государственности.
Большинство северокавказских народов исповедовали ислам за исключением абхазов и осетин. Но при этом процесс исламизации был у многих из них лишь в начальной стадии, хотя впоследствии он перейдет в мобилизационную фазу и станет фактором сплочения против общего врага. Исламский фактор- а именно борьба с «неверными» (джихад) впоследствии окажется серьезным вызовом России на установлении на Северном Кавказе своего господства. К счастью подобные планы не были реализованы в жизнь, но Кавказская война обернулась огромным кровопролитием с обеих сторон. Одна только Россия в этой необъявленной войне потеряла не меньше 25 тысяч убитых и свыше 65 тысяч раненых. При этом потери горцев сражавшихся с регулярной армией были в несколько раз больше. Настоящей драмой а для многих северокавказских горцев и трагедией для стали события после окончания войны, а именно так называемое мухаджирство (или махаджирство) –массовое переселение горцев Северного Кавказа в Османскую империю. Побудительным мотивом для массового переселения нескольких сот тысяч горцев, безусловно, стали результаты кровопролитной Кавказской войны, когда мусульманский преимущественно регион оказался под властью победителя -христианского «белого царя».
Военное «умиротворение» и присоединение к России Северного Кавказа (окончательно в 1864 г.), а также отсутствие здесь традиций государственности во многом обусловил решающую роль военного министерства по управлению неспокойным регионом. Тем более что северокавказский регион был наиболее убыточным для России. В дальнейшем здесь содержалась русская армия до 300 тыс. солдат и Россия тратила на освоение края 17 % своего бюджета. Впоследствии Кавказ не раз оправдывал свое название «беспокойного края».
В 1843 г. Николай I объявил о признании за кавказскими мусульманами прав высших сословий в России, а в 1846 г. земли этих сословий были признаны потомственной собственностью. Но они, в отличии от грузинских тавад и азнауров, так и не были приравнены к российскому дворянству, права которого каждый отдельный мусульманин мог получить по службе или по высочайшему соизволению.
Накануне первой мировой войны Кавказский край состоял из двух частей: Северного Кавказа и Закавказья. Северный Кавказ в административном отношении был разделен на Терскую и Кубанскую области, а Закавказье (Армения, Грузия, Азербайджан) на 6 губерний, 3 области и 2 округа. Губернии делились на уезды, а области на отделы и округа. Назначаемый императором наместник имел достаточно широкие полномочия. В чрезвычайных обстоятельствах он мог отменить любое постановление губернских и областных лиц администрации Кавказского края.
В середине XIX в. в Средней Азии существовало три независимых политических образований: Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират. Они находились в непрестанной вражде между собой. Формально поводом для продвижения на юг стали постоянные набеги военных отрядов Кокандского ханства на русские поселения в Южном Казахстане, в низовьях Сырдарьи и на побережье Аральского моря.
В июне 1865 г. войска под командованием генерал-майора М.Г.Черняева, тогда уже военного губернатора Туркестанской области, овладели Ташкентом. С этого периода, и вплоть до 1884 г. (взятие г. Мерва), Средняя Азия (Центральная Азия) по частям была завоевана русскими войсками.
11 июля 1876 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство. Главой края стал генерал-губернатор с широкими полномочиями. Туркестанский край включал в себя Сырдарьинскую, Ферганскую, Семиреченскую (с 1866 г. Самаркандскую область).
Накануне первой мировой войны в соответствии с «Положением об управлении Туркестанского края», реальная власть в крае принадлежала военному ведомству. Администрацию края возглавлял назначаемый императором генерал-губернатор. Помимо широкого круга административно-полицейских и хозяйственных вопросов, в его компетенции находились дипломатические связи с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. При генерал-губернаторе был образован совещательный орган – Совет, в который входили губернаторы областей, представители ряда ведомств, начальник штаба Туркестанского военного округа и ряд других чинов местной администрации. На заседании Совета мог быть приглашен российский политический агент в Бухаре.
Завоеванные земли, в печати и литературе того времени именовались Западным Туркестаном в отличие от Восточного Туркестана входившего в состав Китая. Все эти земли административно сведены в 1865 году в Туркестанскую область, которая с 1886 года стала именоваться Туркестанский край. Назначавшиеся из Петербурга генерал-губернаторы на завоеванной территории (с 1867г.) обладали всей полнотой военной и административной власти, распространявшаяся и на территории имперских протекторатов- Бухары и Хивы. Хотя при этом, правители этих протекторатов: эмир Бухары и хан Хивы в своих владениях были вполне самостоятельны во внутренней политике (чеканили свою монету), но с урезанными полномочиями во внешней политики в пользу России. Здесь вплоть до гражданской войны в России продолжала сохраняться вотчинно-государственная структура и средневековые порядки. Но и в российском Туркестане на всех «нижних этажах» общества и культуры сохранялась традиционная структура, над которой «сверху» надзирала и иногда вмешивалась российская военная администрация. Такая система управления «чужеродным» обществом была апробирована на Северном Кавказе и получила название военно-народного управления. При ней традиционно сохранялись «туземные» органы местного самоуправления и суда, но подчиненные русской администрации.
В среде российской интеллигенции тема цивилизаторской миссии России в Средней Азии была довольно популярна. Очень точно и художественно ярко это сформулировал Ф.М. Достоевский: «В Европе мы были приживальщики и рабы, а в Азию явимся господами. В Европе мы были татарами, а в Азии и мы европейцы». Подобные взгляды на цивилизаторскую миссию России в Центральной Азии были наполнены оптимизмом в возможности приобщить «киргиз- казаков», «сартов», узбеков, таджиков, туркмен и т.д. к европейским культурным ценностям.
Именно в эти годы (70-80-е гг. XIX в.), цивилизаторская миссия имперской власти в Средней Азии через официальную печать, формирует в российском обществе представления о «коренном населении Туркестана как о годном для переделке материале и о местной администрации, успешно претворяющей в жизнь достижения европейской цивилизации». Российская общественность должна была смириться с мыслью о том, что политика империи на Востоке есть «политика самопожертвования, более тратящая на покоренных, чем приобретающая от них».
И, только накануне первой мировой войны Средняя Азия превратилась в типично сырьевой придаток российской экономики. Экономическое развитие было противоречивым и во многом напоминало азиатские колонии европейцев: зарождавшаяся промышленность с небольшим рабочим классом некоренных жителей уживалась с сохранением патриархальных и феодальных отношений, где большая часть земель принадлежала феодально-байской верхушке, а мусульманское население было сплошь неграмотным. Это привело к вынужденному сосуществованию двух жизненных укладов: небольшого, но активного русского (колониального) и модернизированного и огромного местного (традиционного), в целом чуждого «пришлому» и чужому. Приход русских мало изменил традиционный мусульманский социум. Вотчинно-государственная система только- только подавалась напору российского капитализма. Традиционное центральноазиатское общество под влиянием колониального российского капитализма и русской культуры только-только, стало подавать признаки модернистского движения. А все попытки «переварить» и «обрусить» этот регион оказались тщетными.
Исторически у царской администрации сложились напряженные отношения с еврейским населением. Численность евреев в Российской империи резко возросла в результате трех разделов Речи Посполитой. В 1914 г. в России проживало более половины евреев мира. Стремясь оградить российское купечество от неожиданно возникшей конкуренции, самодержавие еще до окончательного раздела польских земель стало устанавливать так называемую «черту еврейской оседлости», на территории Северного Причерноморья. Евреям разрешалось жить только внутри «черты оседлости», выезд из нее был осложнен.
Миграция населения в южных районах России и Украины привела к образованию двух крупных центров еврейского расселения в Одессе и Ростове-на-Дону.
Дискриминационные меры в отношении еврейского населения были характерной чертой царствования всех российских монархов в XIX – начале XX веков. Так, по городовому положению 1870 года было введено ограничение на представительство евреев в городских думах. В 1882 г. евреям запретили селиться вне городов и местечек даже в «черте оседлости». В 1891 – 1897 гг. им было запрещено переселяться в Москву и Московскую губернию. В 1886 г. была введена процентная норма для поступления евреев в учебные заведения, в 1889 – адвокатуру, в 1892 – ограничено их участие в нефтяном промысле, в 1900 – в акционерных обществах.
В результате на рубеже XIX и XX вв. в России еврейское молодое население в массовом порядке вступали в революционные партии, с целью свержения ненавистного самодержавного строя.
Основным принципом национальной политики российской империи являлось сохранение существовавшего до вхождения в состав России административного порядка, местных законов и учреждений, отношений земельной собственности, верований, языка и культуры. При лояльности к центральной власти автономия расширялась, как это было с Финляндией, при проявлении враждебности и сепаратизма сужалась, как это было с польскими землями после восстаний 1830—1831 и 1863—1864 годов. Проходило несколько десятилетий, иногда столетий, прежде чем вводились общероссийские порядки, но вплоть до 1917 года полной административной, общественной и правовой унификации в так называемых национальных окраинах и великороссийских губерниях не произошло.
В российской империи все народы были участниками строительства и носителями государственности. Формально российское законодательство почти не знало правовых ограничений по национальному признаку. Законом были ограничены в правах евреи (в некоторых – независимо от вероисповедания), а в 1864 г. поляки-католики. На уровне подзаконных актов существовали ограничения татар-мусульман. Правовые ограничения действовали, исходя из конфессионального признака и степени владения государственным (русским) языком. При этом опять-таки «инородец» (в юридическом и бытовом значении этого слова) мог, в ряде случаев и не приходя в православие, пользоваться всеми правами государственной службы и сословными привилегиями, если проявлял очевидную готовность служить «государственной идее».
Политика царского правительства по отношению к нерусскому населению державы не была одинаковой. На украинцев и белорусов смотрели как на часть русского народа. В «восточных» землях царская администрация не стремилась к подрыву устоев жизни, а управляла с помощью местной знати. Российское дворянство по мере расширения территории империи впитывало в себя феодалов различного национального происхождения. По переписи 1897 г. только 53% потомственных дворян называли родным языком русский (то есть 47% элиты было нерусского происхождения).
В России отсутствовало понятие «Метрополия», не было юридически господствующей нации, не было национального угнетения в пользу самого многочисленного русского народа. Российская империя никогда не была государством только для русских. Скорее наоборот. Фактически основное бремя имперских завоеваний, строительства несло русское население.
Россия, присоединив преимущественно экономически слаборазвитые районы на Кавказе и Закавказье, в Средней Азии, в Казахстане и Сибири, не могла извлечь существенных экономических выгод, получая выгоды лишь геополитические. В то же время строительство крепостей и городов, путей сообщений и содержание аппарата управления требовало огромных, финансовых и материальных затрат, ложилось тяжким бременем на экономику России.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.